будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура

Я сказал все, что мог. Набралось на маленькую книжечку

Я сказал все, что мог. Набралось на маленькую книжечку
grishkovez.gif

Евгений Гришковец, сам себе режиссер, актер и писатель, только что представил свою новую книгу «Реки» (М.: Махаон, 2005). Это  автобиографическая повесть о детстве и юности героя, живущего в сибирском городе, сквозь который протекает темная, северная река… Город, такой, каким его помнит герой и такой, каким помнил его дед героя, река, тайга, люди, живущие там, и оказываются главными в этой книге. Сам повествователь –  только внимательные глаза, смотрящие на них. 

Первая охота,  первая рюмка водки, встреча с живым медведем, поездка на Юг к морю, экскурсия по шахте, которая оказалось гораздо устроеннее шахтерского городка над землей, первые пластинки и проигрыватель, радиоприемник и тягучие радиоспектакли. Отдельные сцены и эпизоды стянуты лишь энергией нарратива, который в этой книге захватывающий и гипнотический , явно замешанный на актерском опыте автора. Слово самому Евгению Гришковцу, с которым Майя Кучерская побеседовала о новой книге, патриотизме и о том, нужно ли, чтобы тебя все любили.

- «Реки» открываются предуведомлением: «Необходимо сказать несколько слов об авторе. Автор не сообщил своего имени, фамилии, и не указал, откуда именно он родом, и где живет теперь. Не известно, чем он занимается, кто он по своему образованию, и какова его профессия. О том, сколько ему лет, тоже можно только догадываться. Известно только, что автор был намерен написать весьма объемное произведение, а представил совсем небольшую повесть». Почему у героя нет ни имени, ни профессии?


- Мне важно было отделить его от себя, чтобы он стал ближе к читателю. И не указывать возраста, не сообщать названия города. Любое указание на то, что мой герой – житель Воронежа, тех, кто живет в Воронеже обрадует. А тех, кто живет в Сочи, нет.


- Так ли это важно? В конце концов Онегин живет в конкретном городе Питере, а охотник Тургенева из «Записок охотника» под Орлом, и никого это не отпугивает… 

- У меня есть опыт, которого нет у писателей, опыт человека, разговоривающего со зрительным залом.  Ты говоришь, и возникает связь со зрителем. И вдруг по этой связи наносится удар -  ненужный! Не имеющий никакой художественной информации. И когда люди уходят из зала, меня это ранит как живого человека…

- Неужели действительно уходят?

- Я сыграл тысячу спектаклей – уходят. По разным причинам. Кто-то хочет показать мне, что ему не нравится, и уходит. Или пришла барышня на спектакль, а ее парень, с которым они договорились встретиться, не пришел, она посидела 15 минут и пошла… И мне нужно прожить этот кусок жизни очень тесно связанным со зрителями, с тысячью человек, я играю в тысячных залах.  Поэтому мне  важно не то, что удержать внимание, мне важно быть постоянно интересным, причем существенно интересным, не заигрывая. Точным и интересным. Тем более у меня произведения не сюжетные – композиционные, это особенно важно. Как только я сказал «Кемерово», играя в Иркутске –  всё. Или когда я играю в Киеве и не говорю слова «русские» - «наши» говорю. Не потому что я заигрываю с публикой, нет, а потому что не надо там этого говорить. Это будет дополнительная неадекватная информация, и реакция на нее, пусть в подсознании, будет не та.


- Это законы театра. В литературе разве не по-другому? Вот и Пушкин сказал: «Ты - царь, живи один». Художник, писатель не может себе позволить независимость от аудитории?

- Художник должен понимать адрес. Ваня Жуков в свое время написал очень сильный текст, но он не знал адреса.


- А должен ли художник думать о коммерческом успехе? 

- Разные художники по-разному об этом думают.

- Вы думаете?

- Нет. Я вообще не думаю о том, как книжка будет продаваться или спектакль. Хотя я очень хорошо знаю законы зрительного зала, и в том, что я делаю, они уже заложены. Продажей книжки не занимается человек, который ее написал. Текст есть, с ним уже ничего не произойдет, и все-таки дальнейшее его приключение должно быть точным. Конечно, можно сделать так, чтобы книга продавалась в супермаркете, можно заказать растяжки, чтобы продать как можно больше, но знаете, я в этом не заинтересован. Мне важно, чтобы было так, как есть. Я занимаюсь этим очень тщательно, собственно менеджментом. У меня не бывает ни одной неаккуратной и небрежной детали в том, как подать книгу читателю. Читатель покупает книгу, он оплачивает мою жизнь. Зритель покупает билет на мой спектакль, он оплачивает мою жизнь. Он по сути мой единственный финансист. И отчасти инвестор. Хотя понятно, что когда текст написан, на него уже ничто не может повлиять.

- Уже известны какие-то цифры, связанные с продажами «Рек»?

- Да, известно, что «Реки» уже проданы тиражом в 70 тысяч экземпляров в разные магазины. Видимо, они будут более успешны, чем «Рубашка», которая за год была продана тиражом в 100 тысяч экземпляров. Но если по поводу «Рубашки» можно было сколько угодно гламурить, то по поводу «Рек» я не дам интервью ни одному глянцевому журналу.

- Почему?

- Не хочу, надоело. В последнее время я вообще даю очень мало интервью. В этом году  не дал интервью ни одному глянцевому журналу. Хотя в журнале «Огонек» про день Победы я буду с удовольствием говорить. А в журнале «L’Oficiel» рассказывать про то, что я ем, я не буду.  И никогда не пойду в утреннее шоу, в «Пяти вечерах» вы тоже никогда меня не увидите. Я же понимаю, что я там буду занимать чужое место.

- «Реки» – это реки воды живой? Река, в которую нельзя войти дважды? Реки вавилонские? Насколько сознательно в центр книги помещен такой емкий и многозначный образ?

- Нет, не сознательно. Сначала я просто назвал свою повесть так. Как только я ее так назвал, нажал на кнопку, я тут же получил в себе все эти многомерные ощущения. То есть сначала я дал название как художник, потом уже смог его атрибутировать. По-моему, удачно получилось, очень красиво звучит. У меня только три называния, которыми я доволен. «Реками» в том числе.


- «Реки» получились  произведением в общем очень патриотичным. Патриотизм – область, ступая в которую, фальши избежать почти невозможно. Вы ее почти избежали… -

- Подождите, почему вы боитесь сказать, что избежал? Я точно ее избежал. Точно.


- Мне почудилась в некоторых сценах атмосфера да и лексика из учебника «Родная речь». Почему-то когда кто-то произносит вслух «моя страна», «родная земля» - это режет ухо…

- Да, мне Рома Должанский сказал однажды по поводу слова «душа» в моем спектакле «Планета» - что этого слова вообще нельзя употреблять. Почему? Кто это сказал? И  «родная земля»... Контекст всей книги позволяет это сказать. А «Родная речь», так ведь я там как раз и пишу о родной речи, об уроках, на которых мы пели песню «То березка, то рябина».Так что   ничего случайного там нету -  настолько это  маленький и плотно написанный текст. Кстати, и слова «патриотизм» в моей книге нет. Хотя что плохого в слове «патриотизм»? То, что его употребляет Жириновский или Бабурин?


- Художественная проза не терпит публицистики…

- У меня есть представление, что я тоже понимаю, что такое художественная проза. Если я пишу книгу, я беру на себя гораздо большую ответственность, чем любой журналист. И я настолько в этот момент открыт, я беззащитный человек. Я предъявляю книжку, над которой столько работал. В этом есть определенная радость, как когда идешь к кому-то на день рождения с подарком.

- Ну, вот, а я все со свомим вопросами...  Хорошо, вот предпоследний: следующий подарок будет? Что дальше?

-  У меня опять сейчас ощущение, что я ничего больше не напишу. Просто совсем ничего. Первый раз в жизни я писал такую прозу, которая давала мне ощущение, что я нахожусь в русле традиции. Я испытывал весь ужас и всю радость этого ощущения. Это программное произведение.

- Теперь наступила растерянность?

- Это даже не растерянность. Я не знаю, как дальше жить. После «Рубашки» этого не было, была только радость. Сейчас вообще пустота. Я сейчас не писатель, не художник, никто. Я все, что мог сказать, сказал. Этого набралось на маленькую книжечку.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).