будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Культура

Юлия Латынина: "Журналистика - черновик для моих романов"

Юлия Латынина - экономический обозреватель "Новой газеты", ведущая программы "Код доступа" на "Эхе Москвы" - совмещает с журналистикой и литературное творчество, из-под ее пера вышло уже несколько детективных романов. Однако говорить с Юлией  только о литературе почти невозможно. Она почти полностью погружена в ту страшную политическую и социальную реальность, в которой живет современный российский Кавказ. Она не боится описывать то, что происходит в Чечне и других республиках, называя имена и даты. Ее последний роман "Ниязбек"  (М.: Эксмо) - политический триллер об отважном кавказце, который спас русского офицера. Итак, Латынина еще и игрок на культурном поле. Поэтому обозреватель "Прагматики культуры" Леонид Клейн взял интервью не у известного политического журналиста, а у автора популярных современных романов.

На презентации вашей  книги «Ниязбек» в АПН «Новости» вы почти не говорили о самом романе, но очень много говорили о документальном материале, который используется в книге. Создается впечатление, что план содержания для вас гораздо важнее плана выражения. Зачем в таком случае надо описывать все эти страшные факты в форме  художественного произведения?

Это все-таки не совсем так. Когда я начинаю говорить, то нахожусь в ипостаси журналиста, а не литератора. Когда я литератор - я пишу. Тем более, что я не рассказываю, о чем я пишу. Вообще если попросить любого писателя заговорить о его книге, то из него вылезет либо нечто нечленораздельное, либо...

Ну да,  известная цитата Толстого о том, что если бы его попросили пересказать роман «Анна Каренина», то ему бы пришлось написать еще один роман.

Интересно, что эта цитата повторяет известный тезис Фон-Наймана о том, что такое художественный текст. Это текст, наиболее кратким описанием которого является сам текст. То есть алгоритм текста, даже если он и существует, длиннее самого текста.
Если говорить о книге, то  «Ниязбек» - это книга о предательстве. В ней есть два главных героя. Один русский, другой кавказец; это книга, в которой человек с Кавказа дважды спасает русскому жизнь в обстоятельствах, когда он не обязан этого делать. А русский, когда настает пора, его предает.

Значит, это все-таки самоценный текст, а не художественный вариант ваших журналистских исследований? Это не способ передачи той же точки зрения, только в другой форме?

Нет, наоборот. То, что я делаю в качестве писателя,  для меня никогда не является другим вариантом журналистики по ряду причин. Во-первых, мой писательский труд для меня гораздо более ценен, чем журналистика. Скорее, журналистика является неким черновиком для романов. Я пишу о таких вещах, которые надо знать, которых нельзя придумать. Я писала фантастику и буду продолжать писать фантастику, но есть вещи, которые просто надо знать и грешно придумывать. Можно придумать какие-то связки… Понимаете, журналистика пишет только о том, что можно доказать. В журналистском расследовании нельзя написать, что какой-то человек был «сука поганая» и поэтому совершил те или иные поступки, но, к сожалению, в жизни большинство вещей упирается именно в это: человек таки был сукой поганой и поэтому сделал так. Или был герой и сделал так. А в художественном тексте это можно сделать, задача художественного текста заключается в том, чтобы описывать не только то, что делают люди, но и почему они это делают. Кроме того, журналистика предполагает некоторую однозначность…

А вы претендуете на многозначность ваших текстов? Когда читаешь «Ниязбек», то ведь там такой страшный, обнаженный материал, что создается впечатление репортажа или очерка.

В репортаже этого никогда не будет рассказано. А если есть ощущение, что это все происходит на самом деле, то это, по-моему, хорошо. Просто иногда кажется, что вам материал гораздо важнее, так как пропадает та пресловутая граница между читателем и текстом, та условность или игра, на которой держится искусство. У вас одна точка зрения, у другого читателя - другая;  разница восприятий и делает это литературой. Я в «Ниязбеке» не имела никакой заранее вписанной идеи. Я видела, что происходит на Кавказе, и хотела рассказать о том, что я знаю. И то, что я вижу, как раз очень сильно отличается от газетных репортажей, потому что в газетах любят рассказывать о том, как террористы что-то взрывали, как готовится очередной теракт. В моей же книжке почти нет террористов.

А есть мусульмане…

Но согласитесь, это разные вещи. Кроме того, в этой книжке очень мало русских. Хотя роман начинается с совершенно типичной для русской литературы коллизии: «кавказский пленник». Какой-то русский попадает в плен к чеченцам… Обычно русский либо спасается бегством, либо завязывается какая-то дружба… между …народами. Здесь же ситуация другая. Для чеченцев нет никакого русского, с которым можно было бы вести диалог. Или он платит деньги, или его убивают. Но ведь и у Толстого есть персонаж, который не хотел общаться с Жилиным.
У меня в романе нет просвета, и русский случайно попадает на свободу в ходе межплеменной разборки. При этом ни одна из сторон не видит в нем человека…

Вы упомянули Толстого как одного из авторов, обращавшихся к теме Кавказа.
На ваш взгляд, читатель должен поставить вашу книгу рядом с Толстым или на полку с современным детективом и триллером?

Я не знаю, на какую полку ее поставят, хотелось, чтобы повыше, но это не автору оценивать. 
Акунин в каких-то своих интервью говорил, что прекрасно понимает, какую литературу он пишет. У меня простой подход. Я считаю, что литература - это прежде всего то, что должно читаться. В истории мировой литературы были периоды, когда господствовала литература элитарная, и были периоды, когда господствовала массовая литература и писали, например, «Илиаду». Гомер, Эсхил, Софокл и Шекспир - это все массовая литература. Это не значит, что это плохая литература, но есть некоторые качества, присущие этим текстам, например, сюжет. Современная элитарная литература двадцатого века очень сильно засиделась в девках. У меня такое впечатление, что на рубеже 19-20 веков, когда начал сламываться язык описания действительности, присущий классической литературе, и потребовался новый язык, был осуществлен ряд художественных прорывов. Но вместо того чтобы потом использовать эти находки для массового читателя, литература занялась придумыванием правил проезда по встречной полосе. А по встречной полосе интересно проехать только один раз.

В современном культурном пространстве все-таки существуют очень разные сегменты. Видите ли вы себя номинантом каких-нибудь современных литературных премий: русского Букера или "Национального бестселлера"?

В номинантах Букера я себя не вижу, и это не зависит от качества того, что я напишу, это зависит от состава судей. Я помню, очень давно меня угораздило написать совсем заумную книжку, подражание древнегреческому роману, книга была безусловно слабой, но она тут же попала в номинанты Букера. Я думаю, что никогда ничего хуже не писала… Литературные премии - это совсем странный круг людей, которые обслуживают не литературу и не общество, а самих себя. А кроме того, что делает русский "Букер"? Они отказались от «Открытой России». Знаете, крысы бегут с тонущего корабля…

А литературные журналы?

Что такое журнальная литература сегодня? Сейчас в Росси выход толстого журнала - это 6-7 месяцев. Я очень уважаю некоторых журнальных людей, и я, кстати, не сомневаюсь, что «Ниязбек» мог быть издан и в журнале, но это означает, что мою рукопись напечатают неизвестно когда.

То есть сейчас быстрее издать книгу, чем выпустить новый номер журнала?

Да. Издательство «Эксмо» выпустило мою книжку за полтора месяца, последние гранки я правила буквально за две недели. Ни один автор, который пользуется спросом, в журнале печататься не будет. Будь это Латынина, Пелевин или Акунин. Соответственно, журналу остается только то, что не может быть издано в книжном варианте. О каком после этого литературном процессе можно говорить?

Возвращаясь к Толстому. Кажется, современная российская политика на Кавказе мечется между двумя точками зрения: «С одной стороны, это «Кавказский пленник», с другой - «Хаджи-Мурат».

Вы абсолютно правы, но в «Кавказском пленнике» можно найти что-то от «Хаджи-Мурата» и наоборот.

Мне кажется, что в «Хаджи-Мурате» уже нет никакого Жилина. «Хаджи-Мурат» - это Политковская девятнадцатого века. Разве нет?

У Политковской чеченцы всегда правы, русские всегда не правы. Реальность несколько сложнее. Русская литература всегда славилась умением понять другого, умением понять врага и даже стать на его точку зрения, не забывая, что он враг. Кроме того, русская литература смотрела на Кавказ как на источник романтического вдохновения. В этом смысле моего «Ниязбека» можно вполне срифмовать с традицией русской классической литературы, например, с Бестужевым-Марлинским.

И последний вопрос. Хорошо ли распродается Ваша новая книжка?

Распродается отлично. Первый тираж полностью разошелся, и второй уже расходится. И я этим очень тронута. Потому что, на самом деле, книжка о тех людях, которые по классификации российского обывателя проходят как кавказские бандиты, которые сворачивают шеи и насилуют девушек. Причем, что греха таить, это бывает. И на страницах моей книги - тоже. Но оказывается, что картина несколько сложней и что главное - другое.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).