«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Разговор, посвященный проблемам развития туризма, продолжает Юрий Сапрыкин, шеф-редактор объединенной компании «Афиша» — «Рамблер».
Один из ключевых вопросов, который я бы отметил – вопрос языкового барьера. И журнал «Афиша» эту проблему не решает. Я начну с анекдотической истории.
Как-то летом поздно вечером я шел мимо храма Христа Спасителя и увидел абсолютно растерянного человека с бумажкой в руке. Я иду мимо, а он бросается ко мне и говорит на английском: «Как попасть в рай?» Я ответил, что есть разные способы, разные мнения на эту тему, поинтересовался, что именно его там интересует. Он ответил: «Вы знаете, я из Ливана, третий день в Москве, все ужасно, кошмар, никогда не было таких тяжелых поездок. Я прочитал в путеводителе, что есть клуб «Рай», там можно отдохнуть, с девушкой познакомиться, хочется какое-то приятное впечатление напоследок». Я говорю: «В «Рай» с девушкой дорого, идите лучше в Gipsy на Красном Октябре, там отдохнете». Он чуть ли не на коленях передо мной стоял, говорил, что я первый человек, который за три дня дал ему какой-то совет. Говорил, что его пытались обмануть таксисты, что на английском никто не разговаривает, нигде ничего не написано, в путеводителях полная чушь. То, что написано в путеводителе, явно не соответствуют и реальной картине, и его потребностям. Уж не знаю, что он тут делал. В общем, он был абсолютно счастлив тем, что я дал ему первый за три дня дельный перспективный совет по поводу того, как провести время.
Из этого кейса видны сразу несколько проблем. Во-первых, отсутствие какой-либо не русскоязычной навигации, да и русскоязычной тоже. Отсутствие офисов-бюро по туризму, где сидели бы специально обученные люди, которые могли бы просто показать пальцем не только на Кремль, но и на условный клуб «Рай» или Gipsy. Отсутствуют уличные карты. Я молчу про официальное такси с англоязычными водителями, это уже история из сказки. И отсутствие каких-либо информационных ресурсов.
Боюсь ошибиться, но подозреваю, что столичные чиновники, занимающиеся туризмом, не очень внимательно следят за тем, что написано в путеводителях «Rough Guide» или «Lonely Planet» о Москве. И боюсь, что написано там черт знает что. Москва – это большой и быстро меняющийся город. Год назад не было никакой «Стрелки», «Аrtplay», «Красного Октября», Парка Горького. Сейчас они есть. Но это центры притяжения, о которых людям негде узнать. Редакции путеводителей, которыми пользуется весь мир, ищут информацию на свой страх и риск.
Не существует никакого ресурса, который более-менее централизованно, компетентно рассказывал бы на разных языках, что нового появилось в Москве, что вообще в ней есть. Мы сами создали вокруг этого города информационный вакуум, и теперь жалуемся, что людям здесь не интересно, что никто возвращаться не хочет. Ну конечно, не хочет: они приезжают и не знают, куда себя деть.
Второе. Помимо департамента туризма, который не думает о туристах, существуют места, которые тоже не всегда думают о том, как сделать себя интересными для приезжих. Вот тот же самый «Аrtplay». Это место, где показывает себя современное искусство, там происходят разные события. А еще там есть шоурумы с плиткой, паркетом и антикварной мебелью. Предполагается, что человек пришел на биеннале, а еще, может, стул по пути купил. Зачем туристу стул? Туристу стул не нужен, но на биеннале он с радостью, наверное, сходит, если ему об этом кто-нибудь расскажет. Но что нужно на биеналле? Чашку кофе выпить, в туалет сходить, бесплатную листовку или газету взять. Понять, что дальше делать, как из «Аrtplay» перейти на «Винзавод», который в 5 метрах находится, но без специального гида не разберешься.
Мало кто думает о реальных человеческих потребностях, о том, как будет проводить время остановившийся в гостинице человек, куда он пойдет. В Москве не так много мест, где можно просто провести время, чтобы тебя не окружали антикварные стулья.
Третий пункт. Это тоже, наверное, относится к государственной политике, к государственному маркетингу, может быть. Давайте зададимся вопросом, а что вообще для иностранного туриста в городе есть интересного?
Подозреваю, что художников Васнецова и Саврасова, которых мы ему усиленно пытаемся показать, он не знает. Наверное, он знает про Кремль, про Москву знает следующее: что тут был Ленин, тут был Советский Союз, тут был человек, который в космос полетел первым. Нам все эти сюжеты кажутся самыми скучными, очевидными, надоевшими, мы на них махнули рукой. Ну, стоит где-то там ВДНХ, и стоит. В павильоне «Космос» продают семена, это же никого не смущает, нет такой проблемы, продают – и продают, 20 лет уже продают. Это проблема для кого-то – для Архнадзора, например. Еще, конечно, располагает к этому городу и заставляет сразу влюбиться в это место объявление в кассе любого музея: для граждан СНГ вход 100 рублей, а для не граждан СНГ – 1000 руб.
Матрешки и Большой театр - интересные сюжеты, но там все в порядке, там ничего специально культивировать не нужно, это уже налаженная система. Но помимо них есть еще много потенциально интересных вещей, которых нет, которые недодуманы, не оформлены, не институционализированы, не «проданы» туристу. Например, очень интересен русский авангард и конструктивизм. Представим себе, что наш друг ливанец решил посмотреть мельниковский дом, и куда бежать? Кто и как про это рассказывает? На эту тему отсутствуют не только навигация или соответствующие главы в путеводителя. Отсутствуют даже институции, которые этот культурный опыт, это общеобязательное знание, интересное всему миру, как-то бы оформляли и представляли. В итоге мы постоянно пытаемся развлечь иностранцев не тем, что им было бы интересно. Возможно, я неправ.
И совсем постскриптум: к тому мусору, который должен взлететь в воздух, чтобы все как-то наладилось, помимо пробок и экологии, относится, конечно, еще отсутствие бюджетных авиалиний и дешевых гостиниц и визовые проблемы. Это понятно. Мы можем расшибиться в лепешку, наделать самых увлекательных информационных ресурсов, устроить музей Советского Союза, открыть круглосуточный доступ в Мавзолей и т.д. Но дальше встают вопрос: как долететь до Москвы, где жить и сколько на все это придется потратить? Вот и все.