будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино Никита Михалков
Июль 6, 2025
Культура
Тушкин Александр

За что мы любим Михалкова

За что мы любим Михалкова
mihalkov
Никита Михалков. Источник: пресс-служба форума «Таврида»

Сегодня режиссеру Никите Михалкову исполнилось 70 лет. В интернете Михалкова обычно ругают, однако редакция «Полит.ру» решила вспомнить, за что Михалкова следует любить. 

За любовь к Москве

18-летний Никита Михалков исполнил в комедии Георгия Данелия 1964 года «Я шагаю по Москве» одну из своих первых ролей, которая сразу же принесла ему всесоюзную известность. В финале Михалков поет песню «Я шагаю по Москве» на слова Геннадия Шпаликова. Простой сюжет, молодые звезды советского кино, операторская работа Вадима Юсова и музыка Андрея Петрова сделали этот фильм одним из лучших о Москве. 

За мечту

Свой дебютный полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Никита Михалков снял в 28 лет под влиянием спагетти-вестернов Серджо Леоне. Он внес в киноленту все ключевые компоненты жанра — поезд с золотом, ограбление, стрельба, лошади, плохие и хорошие парни, и добавил кое-что от себя: искренние представления о человеческом рае в молодом советском государстве. Первая работа Михалкова получилась мощной и запоминающейся благодаря музыке композитора Эдуарда Артемьева и легендарному актерскому составу. 

За искреннюю любовь к кинематографу

В 1975 году Михалков снял драму «Раба любви», в котором воспел свое любимое дело — кинематограф. Звезда немого кино Ольга Вознесенская переосмысливает свое существование на фоне грянувшей Революции. Михалков потом признался, что последняя фраза, ставшая крылатой, была переозвучена по политическим соображениям. Изначально Вознесенская говорила догонявшим ее казакам «Господа, я не с ними, я с вами». Очень симптоматично, учитывая идеологические метания самого Михалкова.

За вечные ценности 

В драме 1977 года «Неоконченная пьеса для механического пианино» по произведениям Чехова Михалков поднимает вопросы о вечных ценностях жизни. Именно в этом фильме Михалков смог до конца раскрыть творческие потенциалы своих актеров: герой Александра Калягина терпит потрясающую по своей глубине душевную трансформацию. Однозначный шедевр.

За наглость 

В мелодраме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1982) Михалков появляется в эпизодической роли проводника Андрея, который избивает главного героя — пианиста. В этом знаковой для себя роли Михалков воплотил всю свою напористость (наглость в хорошем смысле), которая сейчас, к великому сожалению, обернулась для него катастрофой: проводник в реальном Михалкове победил режиссера. 

За мохнатого шмеля 

Советский фильм режиссера Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница», стал лучшим по версии журнала «Советский экран» и снискал любовь у зрителей. Михалков сыграл в фильме владельца судоходной компании Сергея Паратова, который исполняет романс «А цыган идет», а затем соблазняет главную героиню. Цыганский романс про шмеля настолько полюбился зрителям, что он стал всесоюзным шлягером, был выпущен на пластинках и, по слухам, даже исполнялся будущим премьер-министром России Дмитрием Медведевым на свадьбе друга.  

За утомление солнцем

За свой фильм «Утомленные солнцем» 1994 года Михалков получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при 47-го Каннского фестиваля. СССР уже распался, а комдив Котов щекочет усами дочь и рассказывает о светлом будущем коммунизма. Один из последних хороших фильмов Михалкова, после которого начинается уродливая метаморфоза — утомление от своей звездности.

За масштаб

В кризисный 1998 год Михалков снял костюмную мелодраму «Сибирский цирюльник» за 35 млн долларов — самый дорогой российский кинофильм на тот момент. Потом он выпустит еще более дорогие продолжения «Утомленных солнцем», но они попадут в рейтинг «За что мы ненавидим Михалкова». В «Цирюльнике» Михалков окончательно вспомнил о своем дворянском происхождении и пустился в мечтательные рассуждения о том, как всем неплохо жилось до проклятых коммунистов, да с бараночками, самоварами и стеношными боями. «Он русский. Это многое объясняет!» — с таким слоганом и грандиозной помпой фильм экспортировался на Запад.

За 12

В 2007 году Михалков снял отличный ремейк судебной драмы американского режиссера Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». Редкий случай в кино, но ремейк оказался даже лучше оригинала во многом благодаря идеально подобранному актерскому составу. Фильм был обласкан критиками и даже выдвинут на «Оскара». Пожалуй, на этом хороший Михалков закончился и начался плохой.

За любовь к экспериментам

Михалков на камеру хвастает своими знакомствами с великими режиссерами и рассказывает, как он покурил гашиш с братом.

Тушкин Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).