будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Щербино Ксения

Заэкранная братва

Двадцать три в одном

На самом деле, в начале слова не было. Не было и желающих его произносить и записывать.
Возможно, первым актером озвучки, который кроме голоса имел за спиной и немалую славу, был Уолт Дисней. В 1928 году он снял «Пароход Уилли» - мультфильм, совершивший революцию в истории анимации, - и озвучил в нем Микки Мауса. Остальные голоса по мере надобности поставлялись сотрудниками студии – на тот момент и этого хватало, чтобы впечатлить публику. Кстати, два известнейших ветерана озвучки – Джек Мерсье, говоривший за Папая-морячка, и Билл Скотт, озвучивавший лося Бульвинкля, начинали именно как рядовые сотрудники отдела мультипликации.

Очень скоро эпоха секретарш и уборщиков, корчащих рожи перед микрофоном, ушла в прошлое. Воротилы мультбизнеса стали привлекать к делу профессионалов – радиодикторов. Запись происходила даже не на студии звукозаписи, а на одной из свободных площадок. Платили около 25 долларов за сессию, которая могла длиться от 30 минут до 8 часов – не такие уж большие деньги, даже по тем временам. Приходилось вертеться, кто как может: зачастую один актер озвучивал чуть ли не все роли. Это многое значило: тем самым и уровень требований к его работе возрастал. Недаром Мел Бланк, воплотивший Багза Банни, Даффи Дакка, Барни из Флинстонов и многих других мультяшных героев, называл себя «актером тысячи голосов» - он первый устроил из озвучки настоящее многоголосое шоу. Как говорил Боб Клампетт, режиссер на студии Шлезингера, «Мел показал нам, как можно и нужно было работать». Имея в своем распоряжении такой талант, сценаристы из кожи вон лезли, чтобы мультфильм получился смешным… а остальным актерам приходилось равняться на его планку.

Это же помогало продюсерам сократить расходы. Так, все 210 серий про Папая-морячка, отснятых в 60-е, озвучивали три человека – Джек Мерсер, Мей Кестель и Джексон Бек. А 260 серий про кота Феликса Джек Мерсер озвучивал вообще в одиночку. Впрочем, нам это знакомо по великим «Бременским музыкантам», по крайней мере, первой части, где за всех, от Трубадура до Атаманши, поет Олег Ануфриев. К слову сказать, долгое время женщин в мире озвучки вообще были единицы.

Годах в 60-х за пятиминутную серию Роки и Бульвинкля с 23 персонажами, продюсер заплатил бы сто долларов – четырем актерам. В наши дни Гильдия Американских киноактеров потребовала бы, чтобы наняли восемь или даже десять актеров, каждый из которых озвучивал бы двух-трех героев. Если же компания все же наняла четырех, платить бы ей пришлось все равно как восьмерым – за переработку.

К тому же до 67 года актер был обязан в рамках десятиминутной серии озвучивать столько героев, сколько угодно продюсеру – и получал за это одинаковую ставку. Если же длительность мультфильма превышала 10 минут, то в ставку входило только три голоса. За четвертого, пятого и шестого  героя он бы получил 100% надбавку, ну и так далее. Правила изменились только с появлением семейных мультфильмов вроде «Семейки Флинстонов», где потребовались и женские персонажи, а значит, и женские голоса, и где правило "мультфильма-до-10-минут-длиной" уже не применялось.

Чем длинней, тем дешевле 

Юбки в 1960-е годы стали короче, а мультфильмы – длиннее. 13 ноября  1967 года Гильдия американских киноактеров подписывает соглашение о телевизионных мультфильмах с компаниями, которые в то время производили мультфильмы: Warner Bros.-Seven Arts, Inc.; Metro-Goldwyn-Mayer, Inc.; Walt Disney Productions, Walter Lantz Television, Inc.; UPA Pictures, Inc.; DePatie-Freleng Enterprises, Inc.; Hanna-Barbera Productions, Format Films, Inc.; FilmFair, and Grantray-Lawrence Animation, Inc.  До этого года актеры озвучки батрачили, как негры: в рамках десятиминутной серии им приходилось озвучивать столько героев, сколько угодно продюсеру , и все это за одну и ту же ставку. Если же длительность мультфильма превышала 10 минут, то голоса разбивались по три. За вторую тройку персонажей актер стал получать 100% надбавку. Теперь же правило 10-минут было отменено. В результате в любом шоу голоса стали распределяться по три: чтобы продюсеру не приходилось выплачивать стоимость второй сессии. Например, изначально могло быть такое распределение:

Актер 1: Джо, Фред, булочник, полицейский
Актер 2: Пит, Майк.

Попадись этот листок на глаза продюсеру, он потребовал бы, чтобы одна из ролей первого была перекинута на второго – чтобы не платить второй ставки. Это не замедлило сказаться и на формате мультипликации - длина серии в мультсериале возросла до получаса. Снимать короткие мультфильмы стало экономически невыгодно. Вместе с форматом изменилась и смысловая нагрузка – в моду вошли детективные и семейные мультсериалы, вроде «Скуби-ду» и «Семейки Флинстонов».

Мультфильмы для взрослых

Мультфильмы – кинематограф для детей, но для самих воротил бизнеса это уже не игрушки. Почему режиссеры приглашают звезд озвучивать мультфильмы? Ну, во-первых, чтобы привлечь взрослую аудиторию, которой важно, чье имя стоит в титрах. Дети не обратят внимания, кто озвучивает кота в сапогах в «Шреке» – Бандерас, пародирующий самого себя в «Зорро», или никому неизвестный актер, лишь бы он достоверно мяукал. Вряд ли они поймут и то, что в «Подводной братве» рыбы говорят голосами Роберта де Ниро, Рене Зельвегер и Уилла Смита, т.е. «Крестного отца», старлетки-преступницы из «Чикаго» и человека в черном. Да и в трагичном Викторе из «Трупа невесты» ребенок не узнает трагичного и взбалмошного Джонни Деппа. Зато именно они приведут в кино взрослых, которые прекрасно разбираются в голливудской конъюнктуре.

Впрочем, бывают и исключения. Так, Dreamworks хотела заменить Питера Саллиса, озвучивавшего Уоллеса в «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня», на какого-нибудь известного актера, вроде Стива Мартина, но Aardman, занимающаяся созданием мультипликации, отказалась. Вместо этого пригласили Хелену Бонхем Картер и Ральфа Файенса.

Во-вторых, дело в комплексе неполноценности, свойственном мультипликации. Долгое время считалось, что мультипликация как искусство стоит намного ниже, нежели собственно кинематограф. Настоящий Голливуд – это известные имена, актеры, страдающие звездной болезнью и дурными манерами, и именитые и хамоватые режиссеры. Не пытается ли продюсер, приглашая звезд озвучивать мультфильм, вписать свое имя в анналы киноистории? А может, все это еще и для того, чтобы небрежно обронить на какой-нибудь тусовке: «Я тут работал на днях с Камерон Диаз…» 

Золотые голоса

Лихорадка золотых голосов началась с 1992 года, когда голубого джинна в «Алладине» озвучил Робин Уильямс, через год после того, как «Красавица и чудовище» первой из мультфильмов была номинирована на лучшую кинокартину года Академией киноискусства. Его примеру последовали Том Хэнкс и Тим Ален в «Истории игрушек», озвучившие ковбоя Вуди и звездного бойца Баззлайтера; Билли Кристалл и Джон Гудмэн воплотили голоса Салли и Майка в «Корпорации Монстров». В 1998 году в «Принце Египта» согласились появиться Сандра Балок, Мишель Пфайффер, Стив Мартин и другие. Тогда же в «Муравье Антце» засветились Вуди Ален, Сильвестр Сталлоне и Шарон Стоун, а Мел Гибсон двумя годами позже – в «Побеге из курятника». Уже упоминавшаяся «Подводная братва» собрала Уилла Смита, Рене Зельвегер, Анжелину Джоли, Роберта Де Ниро и Мартина Скорсезе.  В «Счастливом флоте», чей выход намечен на октябрь 2006, должны принять участие Николь Кидман, Робин Уильямс, Элайджа Вуд. Так что звездный состав мультфильма может посоперничать с иным блок-бастером.
Соперничают они по величине гонораров. В конце концов, серебряный голос Камерон Диаз ничуть не меньший трейдмарк, нежели ее длинные ноги. Если за первую часть «Истории игрушек» Том Хэнкс получил $50 000, то за "Историю Игрушек-2" -  уже  5 миллионов. Во втором «Шреке» Майк Майерс, Камерон Диаз и Эдди Мерфи получили каждый по 10 миллионов долларов за фильм.

Гонорары себя оправдывают – «Подводная братва» при бюджете в 75 миллионов принесла своим создателям 160 миллионов, «История игрушек-2» с Хэнксом при бюджете в 90 миллионов  - 250 миллионов (хотя его же последний фильм «Терминал» принес всего 77), «Шрек-2» с Диаз, Мерфи и Майерсом – все 450 миллионов (при бюджете в 75). Все чаще получается, что мультфильмы приносят своим создателям больше денег, чем полнометражные. А актеры за меньшее количество часов работы получают не меньшие гонорары. Неужели настанет момент, когда мультфильмы станут настолько прибыльны, что звезды уйдут в озвучку? Тогда сбудутся кошмарные сны Земекиса, воплощенные им в фильме «Кто подставил кролика Роджера», и Голливуд захватят мультяшки. И будут нам вместо голливудских улыбок сиять улыбки чеширских котов.

См. также:

  • Ксения Щербино. Моя милая в гробу
Щербино Ксения
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).