Голливуд уже привык к тому, что самые долгожданные премьеры не оправдывают своих ожиданий. Хотя «Миссия-3» и претендовала на 118 миллионов пост-премьерных сборов, по сообщению Variety, в Германии она провалилась, собрав только 2,7 миллиона. А в понедельник после первого уик-энда сборы вообще упали на 72%. Нынче все ставки на «Код да Винчи», пожалуй, самую скандальную картину года, вокруг которой была раздута невиданная доселе шумиха.
Во-первых, судебное разбирательство по поводу книги Дэна Брауна. О нем мы уже писали, поэтому ограничимся новыми подробностями. В вынесенном вердикте судья Питер Смит зашифровал собственное кодовое послание в виде анаграммы. Ну уж если в эти игры играет сам судья ее величества королевы Британской, то простым смертным ничего не остается, кроме как включиться в игру.
Во-вторых, протесты христиан по всему миру. И это после того, как Голливуд попытался привлечь на свою сторону христианскую аудиторию с помощью «Хроник Нарнии»! А тут такая буря… Кажется, ни «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе, ни «Страсти Христовы» Мела Гибсона не вызывали такой ярости у представителей церкви. Если Дэну Брауну понадобится сюжет для нового романа, ему стоит только обратить внимание на то, что творится вокруг его опуса. Архиепископ Кентерберрийский упоминает о фильме в своей пасхальной проповеди. Архиепископ Генуи клеймит книгу как сборник «лжи и клеветы, направленной против Матери нашей Церкви». Лига Католиков США и католическая организация Opus Dei, выведенная в книге как колыбель злодеев и интриганов, направляет компании Sony требование: поместить в начальные титры фильма «Код да Винчи» специальное сообщение о том, что «эта картина — плод вымысла». Как будто и так непонятно. В Нигерии один кардинал грозит Дэну Брауну судебным разбирательством – мол, и у нас найдутся заступники. Протесты против показа фильма прошли в Ливане и даже Южной Корее. Вот уж точно, оплоты христианства.
Не остались в стороне и православные священники. «Столь назойливое стремление переписать именно Евангелие связано с тем, что личные и социальные пороки и заблуждения люди пытаются легитимизировать, приписав их Христу и представив дело так, чтобы Он соглашался с ними», - цитирует "Интерфакс" слова замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина.
Подчас возникает подозрение, что церковь - вполне себе вменяемая организация, которая за тридцать с неопределенным количеством нулей серебренников заключила пакт с компанией Sony. И теперь «Код да Винчи» не исчезает с новостных лент благодаря бесконечным протестам католиков.
И не только католиков, кстати. Свой протест озвучила и Ассоциация Альбиносов Америки, благо, герой-убийца по Дэну Брауну был альбиносом (интересно, а после «Матрицы» они не протестовали?). Впрочем, про скандалы в прессе сам режиссер Рон Говард рассказывает такую историю. Написали как-то, что разъяренная монахиня сподвигла 200 прихожан на марш протеста против съемок «Кода Да Винчи». «Ну, как же, была там одна монашка, которая то ли благословляла, то ли отлучала нас от церкви. Остальные 199 человек из толпы были фанатами Тома Хэнкса: они просили автограф на книжке Дэна Брауна», - шутит он.
Впрочем, недоразумений с фильмом и без маршей протеста было предостаточно, в особенности в том, что касается актеров и съемочных площадок.
Если бы мы жили в менее просвещенную эпоху, нашлись бы те, кто провозгласил бы фильм «проклятым». В наши же дни, когда «черный пиар – тоже пиар» - скандалы на производстве только на руку производителю. Ну и пусть еще до начала съемок Вестминстерское аббатство отказалось пустить съемочную группу на свою территорию. Пришлось заменить его Линкольнским собором – тамошние монахи за крупное пожертвование согласились смотреть сквозь пальцы на некоторые неувязки сюжета Дэна Брауна с библейской историей. Зато есть Винчестерский собор, который за определенную мзду в 20 тысяч фунтов согласился сотрудничать. Открыли свои двери и сельские церквушки в Шотландии, в том числе и ныне известная всему свету часовня Росслин. В конце концов, бизнес есть бизнес. Кстати, в 2005 году посещаемость часовни возросла на 72% по сравнению с предыдущим годом – а все благодаря Дэну Брауну, упомянувшему ее в своей книге. Что ж, пути господни неисповедимы. Впрочем, не обходится и без курьезов: служители часовни говорят, что туристы и правда пытаются отодрать ковровую дорожку – «ну, там в книжке было, у вас там звезда Давида!»
Дал согласие и Лувр – при этом цену своему сотрудничеству они отказываются обнародовать: мол, не первый и не последний фильм снимается на нашей территории. Говорят, месье Луаретт, президент и директор Лувра, книги не читал, но внес свои коррективы в сценарий. Мол, никто не работает в Лувре после достижения 65-летнего возраста (убитому куратору в книге – 75), а сорвать со стены картину «Смерть девственницы» Караваджо в тяжелой раме под силу разве что великану, а не старику. Что ж, и на старуху бывает проруха. Главное, что из фильма эти недочеты устранены.
Подбор актеров вызвал ряд вопросов. Если кандидатура Тома Хэнкса – любимца Америки и большого интеллектуала – сомнений не вызвала, благо, они с Ховардом работали вместе еще 20 лет назад на съемках «Всплеска», а потом, в 1995 – и на «Апполло-12». Но вот почему Рон Говард решил работать именно с Одри Тату, запомнившейся всему миру, как эксцентричная, похожая на эльфа Амели? Энное количество времени назад газеты пестрели сообщениями о том, что сам президент Жак Ширак пытался пробить роль Софии Неве для другой французской звезды, подружки своей дочери Софии Марсо. (Впрочем, сама Одри Тату этим слухам не верит). С другой стороны, и сама девушка не жаловала своим вниманием Голливуд. Справится ли она с задачей?
Интересным рекламным трюком было и решение поместить на постер к фильму всех актеров сразу, а не только Хэнкса с Тату. Так, Иэн Маккеллан сработает для Англии, Жан Рено – для Франции, а что Хэнкс окажется магнитом для публики всего мира, известно и так.
Не дремлет и сувенирная индустрия в расчете на миллионные прибыли: в производство уже запустили миллионы маек, кепок и прочей сопутствующей продукции с изображениями актеров и даже самого Леонардо и его картин. А вот уж совсем курьез. Политкорректные американцы сочли оригинальный рисунок да Винчи – «Витрувианского человека», между прочим, того самого, что вписан в квадрат и круг, - чересчур откровенным. И на майках, постерах и прочих околокиношных артефактах вырезали у него всякие признаки мужского рода. Вот тебе и варвары, отбивающие детородные органы римским и греческим статуям. Quo vadis, Голливуд?