будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура

Закомиксованная история

Оценить фильм «300» можно одной фразой: «победа спецэффектов над здравым смыслом». В принципе, идейное содержание фильма столь убого, что на этом рецензию можно и заканчивать, однако есть еще несколько нюансов, о которых бы хотелось сказать.

Если говорить о достоинствах, то основным следует назвать возвращение веры в отечественное кино, точнее смягчение того стыда, который испытываешь каждый раз, когда видишь в российском фильме слизанные один в один сцены из голливудских предшественников. В этом плане «300» переплюнули даже отечественных плагиаторов от кинематографа. Один эпизод с полем ржи в финале показывает, что авторы саги о спартанцах оценили по достоинству «Гладиатора» и решили растиражировать особо удавшиеся Ридли Скотту моменты. В глаза бросаются и сцены боев, навеявшие ностальгию по «Дому летающих кинжалов», и прыжок Ахилла из «Трои», а про «Храброе сердце» и «Властелин колец» даже вспоминать не хочется: их дух незримо присутствует в большей части фильма. Правда, эффект от подобной творческой компиляции вышел не то, чтобы нулевой, а просто-таки отрицательный: то, что изначально по отдельности смотрелось красиво и органично, вместе вызывает острое желание прервать просмотр.

Конечно, фанаты Фрэнка Миллера (по чьим комиксам и снимались «300») на все это не обратят внимание, возможно просто потому, что не очень хорошо знакомы с достижениями кинематографа, но вся рисованная древнегреческая действительность оставляет тягостное впечатление. В «Городе грехов» (также снятому по Миллеру), к которому апеллируют защитники «300», рисованный фон являлся неотъемлемой частью замысла и лишь дополнял превосходную игру актеров. А в «300», ввиду отсутствия художественного замысла как такового, рисованная картинка выглядит как-то странно и ни к месту. Сравнивать актерский состав «Города» и «300» также не имеет смысла: никого равного Майклу Мэдсену, Бенисио дель Торо или Микки Рурку в новом «шедевре» не появилось. Да и Снайдеру, режиссеру «300», до Роберто Родригеса, автора «Города Грехов», как от Канады до Фермопил, причем в известной позе.

Тем более во избежание потери нервных клеток не стоит сравнивать «300» с прекрасной экранизацией истории о спартанцах образца 1962 года с Ричардом Игэном и Ральфом Ричардсоном в главных ролях. Предыдущие «300 спартанцев» действительно были качественным фильмом и без наличия спецэффектов.

Как историческую картину «300» можно рекомендовать разве что американским школьникам начальных классов. Больше всего поражают достижения древнеперсидского ВПК, продемонстрированные в фильме: судя по ним, Ксерксу оставалось еще немного до окончания разработки баллистических ракет малой и средней дальности. Сам владыка Персии вообще должен был перевернуться в гробу после премьеры, поскольку его одеяния и пластика в «300» должны заставить Элтона Джона с Борисом Моисеевым нервно курить в коридоре. Личный состав персидской армии также наводит на подозрения, что призыв в нее проводили где-то в Мордоре, поскольку большинство солдат невозможно отличить от орков и гоблинов из «Властелина колец».

В сухом остатке от кино мы имеем только спецэффекты, но они могли бы поразить воображение лет десять назад: сегодня они смотрятся на редкость банально, а в сочетании со всем вышеперечисленным просто смешно.

Не менее смешно выглядят и потуги впихнуть в комикс патриотические призывы. Использование исторических сюжетов, в агитационных целях для Голливуда не в новинку: достаточно вспомнить клона-мутанта «Храброго сердца» под незамысловатым названием «Патриот», и еще десяток картин с минимальным сюжетом и максимальной любовью к звездно-полосатому стягу. В этом плане «300» не являются чем-то из ряда вон выходящим, темы «тьмы пришедшей с Востока» и «свободных людей, готовых умереть за свою свободу» повторяются в фильме с периодичностью 15 минут. Однако, из-за отсутствия художественной ценности, все агитационные мотивы всплывают на поверхность, окончательно добивая любые положительные эмоции от просмотра.

Несмотря на все это, Голливуд в очередной раз одержал убедительную победу, за неделю заработав на дешевой антииранской пропаганде $130 миллионов. Видимо, приходит время коммерчески успешного агитпропа.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).