будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Леонид Костюков
Июль 6, 2025
Культура

Заметки дилетанта о столичной архитектуре

Заметки дилетанта о столичной архитектуре
lk98

Я вот уже 50 лет живу в одном городе – Москве, – и мне мой город нравится. Довольно тихое, согласитесь, высказывание. Всяк кулик – и далее по тексту. Система, говоря о себе, дает максимальные сбои, а я, говоря о Москве, наполовину говорю о себе. Конечно, все неразрывно, и с каждым районом связан ворох личных историй, но все же я в состоянии отделить свои архитектурные впечатления от остальных. И вот, наконец, осмеливаюсь артикулировать свое дилетантское мнение насчет московской архитектуры. Я ведь не кто иной, как ее долгосрочный потребитель (через зрительный нерв).  Сейчас, постойте, наберу воздуху в грудь и скажу то, что думаю. И делайте со мной, что хотите (в рамках уголовного права).

Мне – за редкими исключениями – нравится московская застройка ХХI века. По крайней мере, значительно сильнее, чем 70-х – 80-х гг. предыдущего. Мне нравятся Москва-Сити и Алые Паруса. Меня восхищает Ходынское Поле. Когда я пересекаю его пешком, на выходе у меня больше сил, чем на входе. Мне нравятся пешеходные мосты через Москва-реку.  Патриарший – так очень нравится, как и виды с него. Скажу больше – меня устраивает памятник Петру работы Церетели. Если бы я увидел его в музее рядом со скульптурами Челлини, Микеланджело и Родена, наверное, я почувствовал бы конфуз. А как элемент городского дизайна – очень оживляет ландшафт.

Ходынское поле – место силы

Ходынское поле – место силы

 
Что ни говорите, неплохой силуэт

Что ни говорите, неплохой силуэт

 

Мне нравится, когда в знакомом пейзаже появляется новая деталь. По историческому недосмотру моя малая родина в центре Москвы оказалась практически нетронута, как в центре тайфуна. Не буду врать, приятно видеть дом, где я вырос, а также соседние дома. Но если бы удалось куда-то там воткнуть что-то новое, я был бы не против.

Сейчас я живу в десяти минутах ходу оттуда, но у нас в квартале масса новых зданий. Одно из них известно архитектурно как «Яйцо Фаберже», другое – культурно, как дом няни Вики. Гости без специального образования не сразу отличают дома, которым 5 лет, от соседних, которым 105. Первые встроены достаточно деликатно, вторые – прихорошены. Я в принципе не против сноса ветхих строений. Я не считаю, что всегда обязательно воссоздавать, иногда полезнее создать. Мне кажется, что красивый новый дом лучше некрасивого старого.

Примеры потом. Дайте уж все сказать.

Я не против эклектики как таковой. Я считаю, что некоторый род эклектики, противопоказанный Петербургу, - душа московской архитектуры. Особенность Москвы – в калейдоскопе сочетаний, в череде эпох, быстро схватываемой глазом, в непредсказуемости того, что откроется за углом. Прибегая к образцам советской риторики, Москва – город контрастов, и это хорошо. Я искренне не понимаю вопроса, можно ли в принципе вписывать здание в исторический контекст, если этот контекст получился из того, что каждое новое столетие вписало по зданию. (Другое дело – что и как вписать.)

Меня в околоархитектурной полемике настораживает частица «лже». Конечно, всякая колонна сейчас, всякая виньетка – в каком-то роде лже-классицизм и лже-барокко. Но ведь так было и 100, и 200 лет назад. И смуглый чайный магазин на Мясницкой – всего лишь новодел своего времени, стилизация под Дальний Восток. Я охотно послушаю про архитектурные прорывы. Дом Корбюзье, московский модерн, ДК Русакова, Казанский вокзал… Конечно. Но город жив не единичными архитектурными открытиями, а миллионами ракурсов, где каждый дом играет свою роль. Этот – добавляет цвета, у того кокетливые балконы. По-моему, самый верный эстетический критерий – мне здесь хорошо.  В 70-х я был молод, и мне было хорошо примерно на 20% территории Москвы – остальное было уж совсем не для человека. Сейчас мне пришла пора брюзжать и ворчать, а мне уютно на примерно 60% территории города. Начиная с элементарного – появились пешеходные зоны, тысячи маленьких кафе. Я могу понять ценителей прекрасного, которые плюются на мишек и прочих дельфинов на новой Манежной площади. Да и я ими не любуюсь – мишки как мишки.  Но вряд ли кто-то вслух предпочтет площадь, извините, 50-летия Октября (кто не помнит – географически ту же Манежную в позднем СССР) – пустое место, которое мы объезжали на автобусе.  Здесь и теперь я хотя бы могу перекусить, отдохнуть у воды. Это для меня – и я могу помечтать о мишке поавантажнее. А то было ни для кого.

Меня не привлекает идеология сохранности, консервации в качестве универсальной. Я понимаю, что охранители нужны в роли сдерживающего фактора, как тормоз – автомобилю. Но главное в автомобиле - все же не тормоз, а двигатель и руль. Замысел огородить центр и устроить из него этакий музей – проект города-пенсионера. В храме должны идти службы, в магазине – торговля. При этом мы можем поднять голову и полюбоваться потолком, скажем, Елисеевского – или метро Маяковская. В доме должны жить люди. Вор должен сидеть в тюрьме.

Фух. Ладно, раз уж такой день – давайте до кучи. Мне нравится вкус чизбургера. Скажу вам больше – мне нравится песня «Белые розы» в исполнении Юрия Шатунова. По-моему, она не ниже, а много выше среднего уровня современной попсы. В ней есть что-то подлинное, запоминающееся и щемящее.

Всё.  Больше мне признаться не в чем. «Единая Россия» и Евгений Петросян мне все равно не нравятся.

О чем я не буду говорить

О смутной прелести московской изнанки: об индустриальных зонах, автобазах, овощебазах, гаражах, железных дорогах, ТЭЦ, брошенных фабриках, девушках с веслом, пограничниках, пионерах-героях. О руинах деревень и фабрик, коричневых речушках, магазинчиках середины ХХ века, нищих больницах специфического рыже-карего колора и тому подобных милых моему сердцу местах. Во-первых, я понимаю, что здесь моя любовь лишена архитектурного компонента. Во-вторых, такого добра достаточно и за МКАДом, хотя в Москве носители этой уродливой красоты встречаются масштабнее. В-третьих, не хочется отбивать хлеб у певца окраин и ближнего Подмосковья Андрея Родионова.

Слишком смутное обаяние

Слишком смутное обаяние

 

С другой стороны – об обаянии двориков и переулков старой Москвы. По противоположной причине – их качество, в том числе - архитектурное, никем всерьез не оспаривается. Конечно, симпатичные дворики и переулки. Но не будем ломиться в открытую калитку. Или – вломимся в другой раз.

Слишком явное обаяние

Слишком явное обаяние

 

Вертикальная тяга

Сперва до меня донеслось мнение, что небоскреб давит на человека и унижает его. Из советской пропаганды (правда, втихомолку большевики постоянно старались соорудить самое высокое здание на планете). Из эмигрантской песенки «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой». Потом, когда я впервые поговорил с человеком, побывавшим там (а что? все в жизни когда-то происходит впервые), услышал немного растерянное наблюдение: нет, почему-то не давят. От частного лица, без аргументации, наблюдение убеждало.

Через много лет я лично отнаблюдал Чикаго и Нью-Йорк, сверил впечатления с компаньонами по поездке и утверждаю ответственно: не давит и не унижает. Наоборот. Поднимает, возвышает и выпрямляет осанку. Почему? Возможно, потому что, когда давит, смотришь вниз, а гуляя среди небоскребов, смотришь вверх. Или потому же, почему гигантские сосны не унижают и не давят. Или – потому что небоскребы построили люди. Скорее давит потолок 2.20, а унижает хрущоба.

Непохоже, чтобы на них что-то давило

Непохоже, чтобы на них что-то давило

 

Чикаго – город более стильный, однородный, немного напоминающий Питер. Нью-Йорк не то чтобы сильно напоминает Москву, скорее – относится к Чикаго, как Москва к Питеру. Больше жизни, больше мешанины, больше спонтанности. Все четыре упомянутых города представляются мне очень красивыми.

По-моему, мегаполис держится вертикалями. Малоэтажный, даже очень большой по площади город – все равно большая деревня. Захватывает дух от высоких кварталов.

Вид на Москву с Крылатских Холмов. По-моему, недостаток высотности

Вид на Москву с Крылатских Холмов. По-моему, недостаток высотности

Насчет строительства высоких зданий в городе я слышу от уважаемых интеллигентных людей множество негативных суждений. По-моему, в качестве универсальных запретов – это предрассудки. Это примерно такая цепочка рассуждений: большое, заметное здание сильно меняет прежние ландшафты – следовательно, ломает их, разрушает привычную среду обитания – следовательно, надо вписывать в контекст новые элементы под стать этому контексту, чтобы на первый взгляд вообще ничего не менялось, то есть тонко и деликатно аранжировать привычное.

Звучит очень правдоподобно и, наверное, универсально верно для Питера. В Москве, повторяю, всякий создавшийся контекст возник в итоге нескольких взломов привычного, и почему бы не взломать его еще раз? Подчеркиваю – речь идет не о физическом разрушении старых красивых домов, а только о вписывании нового. По-моему, важен только независимый критерий – красивее, лучше цельная картина нового, чем цельная картина старого, или нет?

По-моему, ни одна вертикаль не лишняя

По-моему, ни одна вертикаль не лишняя

Нью-Йорк – опыты сочетаний: стилей, высот, эпох

Нью-Йорк – опыты сочетаний: стилей, высот, эпох

Если конкретно – мне не нравится здание Лукойла на Чистых Прудах. Могло бы понравиться, но не понравилось. Мне не очень нравится и калягинский театр – немного массивный, неуклюжий. Зато мне нравится все новое на Павелецкой: и Дом Музыки, и офисные небоскребы. Повторяю: Москва-Сити и Алые Паруса. Жилой комплекс между Долгоруковской и Краснопролетарской. Если не утомлять вас конкретной географией (а я бы мог) – все стройное и разновысокое радует, а не утомляет глаз.

Впрочем, я не буду так уж упорствовать в отрицании архитектуры брежневской эпохи. Монументальный белый квартал можно вписать в холмы, пруды, рощи, особенно если небо темно-фиолетовое. Эльдар Рязанов в «Иронии судьбы» замечательно передал скрытый уют в этих созвездиях окон, особенно в метель. Мне всегда нравились разновысокие корпуса Нагатина.

Вид из Коломенского на Печатники

Вид из Коломенского на Печатники

Я не уверен, что любое искусство принадлежит народу. Но искусство архитектуры, точнее, его плоды  – наверняка. Дворец целиком, со всеми удобствами принадлежит графу или олигарху. Но как зрительный образ он принадлежит нам с вами. И в случае расхождения оценок я верю своим глазам, а не архитектурным экспертам.

Тем более, что иногда эти эксперты применяют откровенно полемические ходы – в чем уже эксперт скорее я, чем они.  Например.

Очень уважаемый мной специалист в вопросах архитектуры Борис Евгеньевич Пастернак в дискуссии о новострое на передаче  у Александра Архангельского утверждает, что между двумя постройками нельзя воздвигать третью выше их обеих, и это, мол, настолько очевидно, что и доказывать не надо. По опыту знаю, что в такой интонации подаются самые спорные тезисы, уж точно не универсальные. Прежде чем обсудить это положение, выдвину свое.

Для потребителя (в данном случае – наблюдателя, созерцателя) все равно, в каком порядке были построены элементы того или иного архитектурного ансамбля. Они воспринимаются здесь и сейчас – как одновременно существующие. Аналогично, например, в литературе – имеет значение только порядок глав в произведении, а не порядок, в каком автор писал эти главы.

Если переформулировать гипотезу Б.Е.Пастернака с учетом этой независимости, то она прозвучит так: никакое здание не должно быть выше двух соседних.  (Отчего-то сразу приходит на ум Главное Здание МГУ между коробочками физфака и химфака). Согласитесь, довольно произвольное и абсурдное высказывание. Если его обобщить, в лучшем случае получатся какие-то фантастические улицы с плавно опадающей высотой домов к середине и возрастающей к концам. Ну, не считая подравненных, как в Питере.

Парадные пейзажи стильного Чикаго. Каждое третье здание выше соседних. Ну и что?

Парадные пейзажи стильного Чикаго. Каждое третье здание выше соседних. Ну и что?

 

 

Кстати все же о Питере. Однажды мы стояли с моим знакомым, коренным петербуржцем и смотрели через Неву на городскую панораму.

- Как тебе? – спросил он.

Я, ужасно боясь показаться невежей и невеждой (честолюбивая молодость!), все же промямлил что-то про излишне ровную линию. Что не помешали бы вертикальные всплески.

- Зришь в корень, - ответил мой знакомый угрюмо. – Были церкви, большевики их посносили.

Церковь стремится в высоту. Светское здание, подхватывая это стремление, тоже уходит от утилитарности.  Естественно, каждое столетие ставит свои рекорды высоты – странно было бы, если бы получалось иначе. Какой архитектурный след может оставить эпоха, где победу одержат охранители? Заведомо никакого. Не надо только физически ломать то, что можно любить и чем можно гордиться. А соревноваться, достраивать – почему нет?

Город (НЙ) учится у церкви вертикали

Город (НЙ) учится у церкви вертикали

 
Ходынское Поле. Архитекторы оттянулись – я рад

Ходынское Поле. Архитекторы оттянулись – я рад

Возвращаясь к высоким зданиям. Я по понятным причинам не застал времени, когда строились московские высотки.  Уверен, что тогда – при том, что ворчать было опасно, – московские старожилы потихоньку ворчали.  Сейчас очевидна степень участия этих семи зданий (плюс новая прекрасная высотка на Соколе) в создании образа города. Нового? Да нет, уже привычного.

Заметим – размер быстро скрадывается перспективой. Уже с полукилометра высотка не доминирует, а равноправно вписывается в ландшафт. Особенно – если построена с умом, как, скажем, на Котельнической – в самом низком месте района, у слияния рек. Да и небоскребы Москвы-Сити, если верить Википедии, чуть не самые высокие здания в Европе, видны из тысячи мест – но волне деликатно.

Уже вполне классический московский пейзаж

Уже вполне классический московский пейзаж

 
Москва-Сити в контексте пресненского пейзажа

Москва-Сити в контексте пресненского пейзажа

Уместна мораль в такого рода статье? Как говорил приятель моего друга, главное в городской архитектуре – ротация. Это, конечно, экстремистское мнение, но в принципе мне нравится архитектурное новаторство в Москве.

За вычетом вестибюля Курская-Кольцевая. Но это другая история, о другой вертикали.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).