Деньги в доме
«Слава, огромный дом и любовь для тебя» -- в таком порядке рекламируются бонусы за участие в проекте «Дом2». В телеформате это выглядит так: коллектив мальчиков и девочек от 18 до 28 лет символически и с запланированной текучкой кадров строит дом – например, раз в серию перетаскивает с места на место доски. Помимо дома участники проекта должны «строить отношения» -- причем таким образом, чтобы сделать интересно зрителю и заполучить обещанные славу и дом. Обретенная «слава» -- присутствие на телеэкране каждый вечер -- превращает каждого участника в набор символических товаров. Лица, тела и их изображения, голоса и фразы, имена и личная жизнь участников включаются в медиа-товарно-денежный оборот: рейтинг – товар/деньги -- рейтинг. За забором Дома2 продаются: рингтоны с голосами участников (0, 99 $ без учета НДС), звонок участника зрителю (0, 7 $ за мин.), анекдоты про участников (1, 5 $ за шт.), а также реклама одежды и шоколадок, билеты на концерты и ток-шоу, журналы с их откровениями и т.д.
При этом самым главным участником шоу является зритель. Он же – гарант оборота капитала. Что он покупает?
Занимательная повседневность
Сл. Жижек пишет, что подлинная страсть ХХ века – проникновение в Реальное сквозь паутину видимости. «Она достигает высшей точки в своей очевидной противоположности, в театральном зрелище» -- от сталинских показательных процессов и эффектных террористических акций до поп-культуры, любительской порнографии, reality-show.
Дело в том, что сама по себе повседневность неуловима, бесструктурна и хаотична, и в этом смысле ее, как и единой «нашей жизни», не существует. Попытка уловить настоящее, зафиксировать повседневную реальность «как она есть», вне слов и сюжетов, всегда оказывалась авангардным или авангардистским проектом. Например, дипломная работа Вима Вендерса представляет собой очень скучную и концептуальную короткометражку: камера стоит на улице и фиксирует, как ничего не происходит…
С массовой культурой у повседневности отдельный роман. Зрительский интерес к «нашей» или «ихней» жизни «как она есть» формировался «скандальными» статьями о личной жизни звезд и семейно-бытовыми сериалами. За бесконфликтной и текущей повседневностью зрителю, воспитанному на этих сюжетах, наблюдать неинтересно – даже сериалы о жизни животных, будь то львы, орлы или динозавры, строятся как рассказ об экзотической семейной жизни и ее проблемах.
Повседневность в reality-show также требует экзотики наравне с ощущением, что на экране происходит нечто, отражающее «нашу жизнь»: типажи, драмы, этические конфликты. Экзотикой становятся условия шоу: люди в замкнутом пространстве – на острове, в офисе, за стеклянными стенами или в доме с камерами в каждом углу. «Нашей жизнью» -- психологические типажи, их бытовые драмы и моральные коллизии. Наиболее наглядный и проверенный массмедиа способ создания «психологического» сюжета – скандал, выяснение отношений, истерика и соответствующий монтаж. В «Доме» истеричность участников явно провоцируется «домашними» психологами, хотя, похоже, и сами участники быстро начинают понимать, что от них требуется. Бывалый участник советует новенькой: «Если не хочешь, чтобы тебя завтра вышибли, делай что-нибудь, поругайся с кем-нибудь …». Героиня в интимной беседе с ведущей объясняет публике причины своей неадекватности: «У меня взрослое умное сознание не совпадает с психологическим поведением».
Через конфликты и истерики повседневность обретает смыслы и сюжетные структуры, которые оформляются посредством монтажа. Обязательный набор типовых эпизодов для каждой серии «Дома2» предполагает: 1) «интимный» разговор двоих в каком-либо помещении: любовь, дружеская откровенность на тему «строительства отношений» или их выяснение (набор поз задан для каждого типа разговора); 2) сольный номер – караоке, танец, песенка перед камерой; 3) скандал в коллективе (как правило, на кухне или в спальне); 4) «сюрприз» (креатив режиссеров); 5) коллективное выяснение отношений «на лобном месте».
В «лобное место» недобро, но актуально переименован традиционный большой костер из пионерлагерного прошлого. Участники и ведущие, подобно пионерам с пионервожатыми, сидят вокруг костра, делятся на дружных и недружных и открыто указывают друг другу на недостатки.
Истерика и ругань – типа «Я не вижу тут, что ты умная! – Ну и пошел на хрен!» -- обязательны в пункте третьем, но могут быть составляющими любого фрагмента. Например, ряд эпизодов одной из серий строились вокруг скандала с курицей: «Алена встала и начала готовить курицу. Я знаю, она это сделала специально».
Порнографическое воображение
Парадокс заключается в следующем: сам по себе показ повседневности в «Доме» вполне невинен, но половина сайтов, связанных с шоу, предлагает эротические фотографии участников, ушлый порнопродюсер снимает серию эротических ремейков «Фабрики» и «Дома», в медиа активно раскручивается скандал вокруг участия в порносъемках одной из героинь «Дома2». Получается, что видимое на экране провоцирует массмедиа достраивать невидимое, а зрителя активно этим интересоваться. И этим невидимым оказываются порнографические и эротические сцены. Почему не мультики или кулинарные рецепты?
«Дом2» пересекается с эротическими и порнографическими жанрами в двух аспектах: структурном и гендерном. По структуре – за счет вуайеристической позиции зрителя, наблюдающего за женщинами и мужчинами в замкнутом пространстве. Персонажи шоу также схематичны и взаимозаменяемы, обладают идеально-рекламными телами и лапидарным словарем чувств и эмоций. Их «истории» также серийны и зациклены на отношениях «мужчина -- женщина». Кроме того, их превращение в рекламные наборы символических товаров провоцирует «присвоение» зрителем их тел и личных жизней.
В гендерном аспекте – за счет трансляции массовых стереотипов о мужских/ женских характеристиках в романтической и повседневной вариациях. Например, участница «Дома2» формулирует: «Он подходит под все параметры мужчины: привлекательный, накачанный, со своей какой-то целью…», а на вопрос «какой он по характеру?» отвечает: «Он высокий, стильный, накачанный, по гороскопу он Дева…». Проявление любви – подарки или романтический ужин на двоих, награда за любовь – отдельный домик и «семейная» жизнь. Девочки готовят, мальчики играют в карты. Пару серий были посвящены сюжету о скандале между «мужчиной, который ищет настоящую женщину», и «эмансипированной женщиной, которая не хочет выполнять женские обязанности».
Тривиальная повседневность скучна, однообразна и поглощает любую катастрофу, произошедшую с другим. Ларс Свендсен определил скуку как состояние, при котором « «я» теряет идентичность в темноте, охваченное внешне бесконечным «ничто» ». Массовая культура избавляет от скуки и повседневности путем подмены идентичности, что позволяет интересно жить и сильно переживать, ничем не рискуя. Поэтому в случае с reality-show «Дом2» зритель покупает «нашу реальность», проясненную и обустроенную масс-медиа: бытовые психодрамы, гендерные стереотипы, идентичность с красивыми персонажами в безбедных условиях, возможность обсуждать, морализировать и домысливать ситуации вплоть до порнографических вариаций. Значит, сидя дома и подключаясь к «Дому2», зритель покупает структуры массового воображения.
«Счастье – это когда у тебя все дома», -- говаривал домовенок Кузя. И ошибался.
См. также: