будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Культура
Романова Ольга

Занимательная повседневность

Деньги в доме

«Слава, огромный дом и любовь для тебя» -- в таком порядке рекламируются бонусы за участие в проекте «Дом2». В телеформате это выглядит так: коллектив мальчиков и девочек от 18 до 28 лет символически и с запланированной текучкой кадров строит дом – например, раз в серию перетаскивает с места на место доски. Помимо дома участники проекта должны «строить отношения» -- причем таким образом, чтобы сделать интересно зрителю и заполучить обещанные славу и дом. Обретенная «слава» -- присутствие на телеэкране каждый вечер -- превращает каждого участника в набор символических товаров. Лица, тела и их изображения, голоса и фразы, имена и личная жизнь участников  включаются в медиа-товарно-денежный оборот: рейтинг – товар/деньги -- рейтинг. За забором Дома2 продаются: рингтоны с голосами участников (0, 99 $ без учета НДС), звонок участника зрителю (0, 7 $ за мин.), анекдоты про участников (1, 5 $ за шт.), а также реклама одежды и шоколадок, билеты на концерты и ток-шоу, журналы с их откровениями и т.д.

При этом самым главным участником шоу является зритель. Он же – гарант  оборота капитала. Что он покупает?

Занимательная повседневность

Сл. Жижек пишет, что подлинная страсть ХХ века – проникновение в Реальное сквозь паутину видимости. «Она достигает высшей точки в своей очевидной противоположности, в театральном зрелище» -- от сталинских показательных процессов и эффектных террористических акций до поп-культуры, любительской порнографии,  reality-show.
Дело в том, что сама по себе повседневность неуловима, бесструктурна и хаотична, и в этом смысле ее, как и единой «нашей жизни», не существует. Попытка уловить настоящее, зафиксировать повседневную реальность «как она есть», вне слов и сюжетов, всегда оказывалась авангардным или авангардистским проектом. Например, дипломная работа Вима Вендерса представляет собой очень скучную и концептуальную короткометражку: камера стоит на улице и фиксирует, как ничего не происходит…

С массовой культурой у повседневности отдельный роман. Зрительский интерес к «нашей» или «ихней» жизни «как она есть» формировался «скандальными» статьями о личной жизни звезд и семейно-бытовыми сериалами. За бесконфликтной и текущей повседневностью зрителю, воспитанному на этих сюжетах, наблюдать неинтересно – даже сериалы о жизни животных, будь то львы, орлы или динозавры, строятся как рассказ об экзотической семейной жизни и ее проблемах.

Повседневность в reality-show также требует экзотики наравне с ощущением, что на экране происходит нечто, отражающее «нашу жизнь»: типажи, драмы, этические конфликты. Экзотикой становятся условия шоу: люди в замкнутом пространстве – на острове, в офисе, за стеклянными стенами или в доме с камерами в каждом углу. «Нашей жизнью» -- психологические типажи, их бытовые драмы и моральные коллизии. Наиболее наглядный и проверенный массмедиа способ создания «психологического» сюжета – скандал, выяснение отношений, истерика и соответствующий монтаж. В «Доме» истеричность участников явно провоцируется «домашними» психологами, хотя, похоже, и сами участники быстро начинают понимать, что от них требуется. Бывалый участник советует новенькой: «Если не хочешь, чтобы тебя завтра вышибли, делай что-нибудь, поругайся с кем-нибудь …». Героиня в интимной беседе с ведущей объясняет публике причины своей неадекватности: «У меня взрослое умное сознание не совпадает с психологическим поведением».

Через конфликты и истерики повседневность обретает смыслы и сюжетные структуры, которые оформляются посредством монтажа. Обязательный набор типовых эпизодов для каждой серии «Дома2» предполагает: 1) «интимный» разговор двоих в каком-либо помещении: любовь, дружеская откровенность на тему «строительства отношений» или их выяснение (набор поз задан для каждого типа разговора); 2) сольный номер – караоке, танец, песенка перед камерой; 3) скандал в коллективе (как правило, на кухне или в спальне);  4) «сюрприз» (креатив режиссеров); 5) коллективное выяснение отношений «на лобном месте».
В «лобное место» недобро, но актуально переименован традиционный большой костер из пионерлагерного прошлого. Участники и ведущие, подобно пионерам с пионервожатыми, сидят вокруг костра, делятся на дружных и недружных и открыто указывают друг другу на недостатки.

Истерика и ругань – типа «Я не вижу тут, что ты умная! – Ну и пошел на хрен!» --  обязательны в пункте третьем, но могут быть составляющими любого фрагмента. Например, ряд эпизодов одной из серий строились вокруг скандала с курицей: «Алена встала и начала готовить курицу. Я знаю, она это сделала специально». 

 Порнографическое воображение

Парадокс заключается в следующем: сам по себе показ повседневности в «Доме» вполне невинен, но половина сайтов, связанных с шоу, предлагает эротические фотографии участников, ушлый порнопродюсер снимает  серию эротических ремейков «Фабрики» и «Дома», в медиа активно раскручивается скандал вокруг участия в порносъемках одной из героинь «Дома2». Получается, что видимое на экране провоцирует массмедиа достраивать невидимое, а зрителя активно этим интересоваться. И этим невидимым оказываются порнографические и эротические сцены. Почему не мультики или кулинарные рецепты? 

«Дом2» пересекается с эротическими и порнографическими жанрами в двух аспектах: структурном и гендерном. По структуре – за счет вуайеристической позиции зрителя, наблюдающего за женщинами и мужчинами в замкнутом пространстве. Персонажи шоу также схематичны и взаимозаменяемы, обладают идеально-рекламными телами и лапидарным словарем чувств и эмоций. Их «истории» также серийны и зациклены на отношениях «мужчина -- женщина». Кроме того, их превращение в рекламные наборы символических товаров провоцирует «присвоение» зрителем их тел и личных жизней.

В гендерном аспекте – за счет трансляции массовых стереотипов о мужских/ женских характеристиках в романтической и повседневной вариациях. Например, участница «Дома2» формулирует: «Он подходит под все параметры мужчины: привлекательный, накачанный, со своей какой-то целью…», а на вопрос «какой он по характеру?» отвечает: «Он высокий, стильный, накачанный, по гороскопу он Дева…». Проявление любви – подарки или романтический ужин на двоих, награда за любовь – отдельный домик и «семейная» жизнь. Девочки готовят, мальчики играют в карты. Пару серий были посвящены сюжету о скандале между «мужчиной, который ищет настоящую женщину», и «эмансипированной женщиной, которая не хочет выполнять женские обязанности».
 
Тривиальная повседневность скучна, однообразна и поглощает любую катастрофу, произошедшую с другим. Ларс Свендсен определил скуку как состояние, при котором « «я» теряет идентичность в темноте, охваченное внешне бесконечным «ничто» ». Массовая культура избавляет от скуки и повседневности путем подмены идентичности, что позволяет интересно жить и сильно переживать, ничем не рискуя. Поэтому в случае с reality-show «Дом2» зритель покупает «нашу реальность», проясненную и обустроенную масс-медиа:  бытовые психодрамы, гендерные стереотипы, идентичность с красивыми персонажами в безбедных условиях, возможность обсуждать, морализировать и домысливать ситуации вплоть до порнографических вариаций. Значит, сидя дома и подключаясь к «Дому2», зритель покупает структуры массового воображения.

«Счастье – это когда у тебя все дома», -- говаривал домовенок Кузя. И ошибался.

См. также:

  • Ольга Романова. "Аншлаг" подкрался незаметно. 
  • Александр Архангельский. Еле визор.
     
Романова Ольга
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).