будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Боде Михаил

Западная карта русского антиквариата

В последний месяц прошлого года художественные обзоры многих отечественных СМИ просто звенели торжествующими заголовкам типа: «Общий итог лондонских торгов – безумные 50 млн фунтов», «Машков побил Айвазовского», «Новые русские рекорды: $3 млн за Кустодиева и $3,5 млн за Машкова», «Из «Болота» Левитана выжали $2 млн» и т.д. Цены преимущественно указывались в долларах – так более впечатляюще. В целом же такой журналистский энтузиазм и даже угар создавал впечатление, будто некая команда отечественных антикваров одержала убедительную победу то ли в ралли, то ли в стипль-чезе над командой западных антикваров.  Причем с «разгромным» счетом – то есть в Лондоне русские оставили 50 млн фунтов. При этом комментаторы добавляли, что всего лишь три года назад наши соотечественники оставили на двух британских аукционах всего-то 4 млн фунтов.

Однако, если шутки в сторону, то действительно на прошедшей в Лондоне с 28 ноября по 2 декабря «русской неделе», в которой участвовали четыре аукционных дома – левиафаны рынка Sotheby`s и Christie`s, старинный и респектабельный, но дебютант в “русских торгах” Bonhams и молодой MacDougall`s, – не в пример прежним разам массированно взялись за любителей русского искусства. И среди них, кстати, были не только “тамошние” русские и русские из РФ, но и гости с Украины, которые в таком кучном составе были впервые замечены в Лондоне. Не будем уточнять причины этого появления, о них можно догадываться.

Теперь о ценах, или же о взвинченных ценах, когда они подскакивали иной раз в десятикратном размере. И отнюдь не всегда обоснованно, как, например, в случае с довольно небольшой “Одалиской” Бориса Кустодиева на “Кристи”, оттолкнувшейся от 180 тыс. фунтов и перелетевшей планку в полтора миллиона. Для сравнения: два года назад на “Сотби” кустодиевская “Красавица” - и качеством лучше, и размером больше - ушла всего лишь в половину этой суммы. Так же в с десятикратным превышением на “Кристи” ушли Иван Шишкин и Владимир Маковский, а также Константин Сомов, чьи “Пьеро и дама” привстали с 150 тыс. фунтов до опять же полутора миллионов. Впрочем, Сомов стоил того. Но вот за что “Натюрморт с цветами” Ильи Машкова (нормальная для него, но не более того работа) сподобился удара молотка аукциониста “Сотбиса”, отбившего 1 млн 900 тыс. фунтов, объяснению поддается с трудом. Разумеется, отчасти в этом повинен заводной ажиотаж торгов. Однако не только это.

Вероятно, покупателя привлекло не только имя известного русского модерниста, не только датировка работы – “1912 год”, но и достаточно отчетливый и приличный “след”: натюрморт выставлялся в амстердамском Стейделик-музее в 1913 году.  Видимо, дело еще в том, что нынешний покупатель, скорее напоминающий вкладчика, предпочитает инвестировать средства в надежные вещи, сколько бы они ни стоили. И потом, кажется, на Машкова, в отличие от Шишкина и Айвазовского, Киселева и Петрова-Водкина, фальсификаторская индустрия еще не положила глаз. Или же с ним не было пока таких скандалов. Стоит ли напоминать о том, как в свое время наследили фальсификации русского авангарда, да так, что к работам из этого сектора рынка многие и до сих пор боятся подходить.

Так, например, выставленная на “Сотбис” коллекция графики русского авангарда (Малевич, Ларионов и т.д) практически “прокатилась” (если некоторые вещи и ушли, то по самому низкому эстимейту). Хотя все вещи происходили из респектабельного собрания Ротшильдов – то есть, куда уж надежнее. И тем не менее, сектор авангарда пока остается замороженным. Можно только гадать, когда он оттает. В принципе, такое же “замутнение” может коснуться и стринга живописи XIX века, и тому уже есть некоторые примеры – тот же Шишкин, тот же Киселев, умело сделанные фальсификаторами из работ немецких и скандинавских художников. Впрочем, это особый разговор.   

Как становится понятным, покупатель нацелен на качественные работы и с основательным провенансом. Например, вряд ли такому вкладчику интересна “Святая Варвара” Нестерова, склеенная из кусочков и замученная реставрацией, или же тоже склеенный из двух кусочков бумаги “Эскиз костюма испанской танцовщицы” Натальи Гончаровой.
 
Хотя ассортимент предложенного на торгах из года в год не слишком меняется и из него очень состоятельные покупатели “выбивают” относительно топовые вещи, определенные подвижки в русском секторе рынка все же заметны. Так, к примеру, хронологическая планка все очевиднее залезает в XX век. Но это отнюдь не значит, что в сторону авангарда. Это и советский фарфор, у которого образовались стабильные и финансово не стесненные почитатели, что незамедлило сказаться на динамике цен. Это и художники, уехавшие с мирискуснической традицией на Запад, и те из них, кто то напрямую, то косвенно примыкал к «парижской школе». Бывает и так, что некоторые составители аукционных коллекций из конъюнктурных соображений насильно приписывают к ней того или иного мастера.

Так, к примеру, однажды таким образом к русским приписали Кислинга, родившегося в Кракове, в начале века вообще входившего в Австро-Венгерскую империю. Однако это все от аукционного азарта. В целом же выделился специальный аукционный дом, занимающийся этим искусством. Это – MacDougall`s, все более набирающий вещей этого рода, что нельзя сказать об опыте, который несколько отстает. Тем не менее, MacDougall`s, если и не завел моду на это русское зарубежье, то поддерживает и стимулирует ее как может. И это своевременно, поскольку в Москве имеется не только круг любителей этого искусства, но и галереи, специально им занимающиеся. 

С четырьмя лондонскими аукционными китами скандинавским коллегам из Bukowski и Uppsala Auktionskammare (у них торги также проходили в конце ноября – начале декабря), разумеется, невозможно тягаться. Собственно, у них своя покупательская аудитория, наезжающая в Хельсинки и шведскую Уппсалу в поисках недорогих, но качественных работ русских художников - не столь известных, но которых потенциально можно «раскрутить». То есть, приезжают в основном дилеры. Привлекает их к тому же и то, что можно добыть малоизвестную вещь значительного мастера (скажем, Репина), поскольку после 1917 года такие работы застряли в Скандинавских странах, в коллекциях состоятельных шведов, на русских дачах в Финляндии. Потом их, естественно, реализовывают на нашем внутреннем рынке. В подлинность таких произведений обычно верят, однако всякое случается. К тому же над вещами из Скандинавии порой зависает туман подозрений. Известно ведь, что на неаутентичных «шишкиных» и «киселевых» проступал скандинавский след. Не будем углубляться в эту проблему, и, как говорили древние, nomina sunt odiosa. В любом случае, без известной доли риска в антикварном деле не обойтись. Рискнувшим же можно посоветовать: «Cherchez la provenance».

Боде Михаил
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).