будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Культура

Западный рынок перенасыщен нашими музыкантами

Интервью ректора Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, профессора Т.А.Алиханов. корреспонденту  "Прагматики культуры"  Марине Куклинской. 
 
Тигран Абрамович, что изменилось в последние годы в жизни Московской консерватории? Каков конкурс на вступительных экзаменах? Какие абитуриенты приходят сегодня в один из самых именитых музыкальных ВУЗов мира?

Сначала мне бы хотелось сказать о том, что сохранилось. Неизменно высоким остался уровень профессиональной подготовки, осознанного выбора и  серьёзного отношения к профессии. Быть может, номинально конкурсы в консерватории не такие большие – иногда бывает и три человека на место, но все трое претендентов, как правило, в состоянии продемонстрировать отличную технику и незаурядную степень музыкальности. Изменения, конечно, тоже есть и, увы, не в лучшую сторону. Общий уровень культуры абитуриентов стал значительно ниже. Хотя в консерватории в последнее время я наблюдаю отрадную картину: на лекциях по истории искусства аудитория не способна вместить всех желающих. Значит, желание познавать в молодёжи не угасло.

А что позволяет держать высоким уровень профессиональной подготовки?

Наличие в нашей стране среднего звена – музыкальных училищ, школ-десятилеток при музыкальных ВУЗах. Но, к сожалению, и здесь пора бить тревогу: сейчас мы наблюдаем чудовищную картину – закрытие школы-десятилетки в Екатеринбуре. Это преступление! Сначала закроют школу в Екатеринбурге, затем в Нижнем Новгороде, а потом, глядишь, доберутся и до Москвы! Мы пытаемся сделать всё, чтобы не допустить подобного безобразия.

И всё-таки конкурс абитуриентов для ВУЗа такого уровня кажется очень уж скромным.

Наше государство в своё время сделало всё, чтобы отбить у молодёжи всякое желание заниматься музыкой. Наша профессия попала в разряд непрестижных. В стране  сознательно воспиталось презрительное отношение к умственному труду. Мой отец занимался физикой, был академиком, и в нашем дворе мои сверстники, стараясь нанести обиду, дразнили меня «академиком». Это слово считалось едва ли не бранным. Это с одной стороны. С другой – распад СССР привёл к тому, что количество поступающих из бывших союзных республик предельно сократилось. Наконец, сегодня одной из главных причин сокращения числа абитуриентов, я считаю неверную воспитательную политику государства. «Чистое искусство» последовательно изгоняется из эфира. Постоянно приходится бегать по инстанциям, защищая то радио «Орфей», то телеканал «Культура», у которых всё чаще пытаются отобрать эфирное время. А, к примеру, во Франции два канала по радио круглосуточно передают классическую музыку.

Но помимо воспитательных есть ещё материальные причины «непрестижности» профессии музыканта в нашей стране. Материальное положение музыкантов является плопросту унизительным.

Отчасти это верно, но у меня к этому особое отношение. Художник всегда – во все времена и во всех странах - был нищ. Моцарта в своё время похоронили похоронили в общей могиле. Почему же сейчас исполнитель его гениальной музыки должен иметь, к примеру, свой самолёт или владеть островом? Это ненормально.

Но речь не идёт о личных самолётах. Не так давно я беседовала с молодой талантливой пианисткой из Новосибирска, которая преподаёт в консерватории и зарабатывает при этом от 2-х до 3-х тысяч рублей. Её выручают премии, которые она получает, участвуя в международных конкурсах пианистов. Так и живёт – от конкурса к конкурсу. А что ей делать, когда она перешагнёт возрастной конкурсный рубеж?

Избирающий профессию музыканта должен понимать, на что он идёт.

Судя по всему, на голодную смерть. Вероятно, с этим связан огромный отток талантливых музыкантов за рубеж?

Этот отток действительно был очень сильным в 90-е годы, когда открылись политические «шлюзы». Невостребованность музыкантов в нашей стране была совершенно явной, и Запад, да и Восток с огромным удовольствием принимал сотни российских талантов. Случалось, приезжаешь на гастроли, к примеру, в ЮАР – тебе навстречу радостно поднимается половина симфонического оркестра, которую составляют эмигранты  из России. Это в ЮАР! А сколько наших музыкантов было во Германии, Франции, Англии! Сейчас ситуация несколько изменилась.

Почему?

Рынок перенасыщен нашими музыкантами, которые отбирают у местных коллег отнюдь не российские зарплаты. На западе сейчас вводятся специальные законы, ограничивающие возможность работы иностранцам.

Бывают случаи, когда российские музыканты вынуждены переучиваться другим профессиям.

Этому есть и другие причины. В наших учебных заведениях обычно ориентируют на сольное исполнительство. Каждый студент мечтает стать солистом и лауреатом международных конкурсов. Сесть в оркестр для такого музыканта – трагедия. А ведь это неверно. Концертная жизнь за границей очень сильно расслоена; между низшей и высшей ступенью не меньше трёх десятков градаций. Умереть с голоду на западе вам не дадут, но вы должны быть  психологически готовы занять не очень высокую ступень в своей профессии. Обстоятельства могут сложиться по-разному. Ориентированный только на сольное исполнительство или обладающий завышенной самооценкой музыкант может пережить настоящую драму. Но, в основном, судьбы складываются удачно. Наша исполнители и преподаватели известны во всём мире и очень востребованы.

Да, вот передо мной буклет предстоящего конкурса им. И.С.Баха. В жюри имена известных русских музыкантов представлены так: П.Егоров, профессор в Университетах Сеула и Тэгу, мастер-классы в Италии, Голландии, Германии, Бельгии и др.; В.Мищук, главный приглашённый профессор Академии «S.O.P.R.A» (Япония).

Таких примеров десятки, если не сотни. Практически, все известные профессора Московской консерватории преподавали и продолжают преподавательскую деятельность за рубежом. И всё же, ситуация коренным образом изменилась, когда мы получили Президентский грант на заработную плату. Люди стали возвращаться. Вернулись такие крупные музыканты как А.Наседкин, В.Горностаева, М.Воскресенский и многие другие. Они не порывают связей с зарубежными ВУЗами, но ведут классы здесь и считаются профессорами Московской консерватории. Жизнь ставит всё на свои места.

Вы являетесь ректором консерватории с 2005 года. За этот очень небольшой отрезок времени какие новшества были введены в работу ВУЗа?

Некоторые административные службы консерватории на тот момент перестали быть эффективными. Поэтому я внёс некоторые структурные изменения – упразднил как самостоятельное подразделение отдел кадров, объединив несколько служб в общий отдел;  упразднил отдел «единого заказчика», реструктурировал юридический отдел.

А в собственно профессиональной сфере?

На оркестровом факультете будет расширена кафедра скрипки, соединены в одну из 2-х кафедры альта. Уникальный факультет, который есть только в Московской консерватории – исторического и современного исполнительства (ФИСИ), руководимый Алексеем Любимовым, предполагается разделить на две кафедры: старинных клавишных инструментов (клавесин, клавикорд, орган и другие) и оркестровую (продольные флейты и т.п.).

В этом году Московская консерватория отмечает свой 140-летний юбилей. Какие праздничные акции ждут любителей классической музыки?

Со 2 по 9 октября пройдёт серия праздничных концертов. Среди них - «Концерт ректоров», в котором примут участие играющие ректоры консерваторий Москвы, Петербурга, Казани, Тбилиси, Алма-Аты ; концерт «От мала до велика» – от учащихся Центральной музыкальной школы до консерваторской профессуры и ряд других. Мы подготовили юбилейные циклы абонементов. Здесь в концертах примут участие многие выдающиемя музыканты современности, составившие славу Московской консерватории – такие как Э.Вирсаладзе, Н.Гутман, Ю.Башмет, Е.Образцова и многие многие другие.

См. также о рынке образовательных услуг:

  • "В будущем количество иностранных студентов уменьшится"
  • "Мы специально рассчитываем не на московского, а на массового учителя"
  • Владислав Поляковский "Разведение грифов в неволе"
  • "Первый инновационный проект российского образования". Интервью с ректором РГГУ Ефимом Иосифовичем Пивоваром
  • Алексей Захарьин: "Стоимость частного урока английского языка может доходить до ста долларов".


 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).