Интервью ректора Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, профессора Т.А.Алиханов. корреспонденту "Прагматики культуры" Марине Куклинской.
Тигран Абрамович, что изменилось в последние годы в жизни Московской консерватории? Каков конкурс на вступительных экзаменах? Какие абитуриенты приходят сегодня в один из самых именитых музыкальных ВУЗов мира?
Сначала мне бы хотелось сказать о том, что сохранилось. Неизменно высоким остался уровень профессиональной подготовки, осознанного выбора и серьёзного отношения к профессии. Быть может, номинально конкурсы в консерватории не такие большие – иногда бывает и три человека на место, но все трое претендентов, как правило, в состоянии продемонстрировать отличную технику и незаурядную степень музыкальности. Изменения, конечно, тоже есть и, увы, не в лучшую сторону. Общий уровень культуры абитуриентов стал значительно ниже. Хотя в консерватории в последнее время я наблюдаю отрадную картину: на лекциях по истории искусства аудитория не способна вместить всех желающих. Значит, желание познавать в молодёжи не угасло.
А что позволяет держать высоким уровень профессиональной подготовки?
Наличие в нашей стране среднего звена – музыкальных училищ, школ-десятилеток при музыкальных ВУЗах. Но, к сожалению, и здесь пора бить тревогу: сейчас мы наблюдаем чудовищную картину – закрытие школы-десятилетки в Екатеринбуре. Это преступление! Сначала закроют школу в Екатеринбурге, затем в Нижнем Новгороде, а потом, глядишь, доберутся и до Москвы! Мы пытаемся сделать всё, чтобы не допустить подобного безобразия.
И всё-таки конкурс абитуриентов для ВУЗа такого уровня кажется очень уж скромным.
Наше государство в своё время сделало всё, чтобы отбить у молодёжи всякое желание заниматься музыкой. Наша профессия попала в разряд непрестижных. В стране сознательно воспиталось презрительное отношение к умственному труду. Мой отец занимался физикой, был академиком, и в нашем дворе мои сверстники, стараясь нанести обиду, дразнили меня «академиком». Это слово считалось едва ли не бранным. Это с одной стороны. С другой – распад СССР привёл к тому, что количество поступающих из бывших союзных республик предельно сократилось. Наконец, сегодня одной из главных причин сокращения числа абитуриентов, я считаю неверную воспитательную политику государства. «Чистое искусство» последовательно изгоняется из эфира. Постоянно приходится бегать по инстанциям, защищая то радио «Орфей», то телеканал «Культура», у которых всё чаще пытаются отобрать эфирное время. А, к примеру, во Франции два канала по радио круглосуточно передают классическую музыку.
Но помимо воспитательных есть ещё материальные причины «непрестижности» профессии музыканта в нашей стране. Материальное положение музыкантов является плопросту унизительным.
Отчасти это верно, но у меня к этому особое отношение. Художник всегда – во все времена и во всех странах - был нищ. Моцарта в своё время похоронили похоронили в общей могиле. Почему же сейчас исполнитель его гениальной музыки должен иметь, к примеру, свой самолёт или владеть островом? Это ненормально.
Но речь не идёт о личных самолётах. Не так давно я беседовала с молодой талантливой пианисткой из Новосибирска, которая преподаёт в консерватории и зарабатывает при этом от 2-х до 3-х тысяч рублей. Её выручают премии, которые она получает, участвуя в международных конкурсах пианистов. Так и живёт – от конкурса к конкурсу. А что ей делать, когда она перешагнёт возрастной конкурсный рубеж?
Избирающий профессию музыканта должен понимать, на что он идёт.
Судя по всему, на голодную смерть. Вероятно, с этим связан огромный отток талантливых музыкантов за рубеж?
Этот отток действительно был очень сильным в 90-е годы, когда открылись политические «шлюзы». Невостребованность музыкантов в нашей стране была совершенно явной, и Запад, да и Восток с огромным удовольствием принимал сотни российских талантов. Случалось, приезжаешь на гастроли, к примеру, в ЮАР – тебе навстречу радостно поднимается половина симфонического оркестра, которую составляют эмигранты из России. Это в ЮАР! А сколько наших музыкантов было во Германии, Франции, Англии! Сейчас ситуация несколько изменилась.
Почему?
Рынок перенасыщен нашими музыкантами, которые отбирают у местных коллег отнюдь не российские зарплаты. На западе сейчас вводятся специальные законы, ограничивающие возможность работы иностранцам.
Бывают случаи, когда российские музыканты вынуждены переучиваться другим профессиям.
Этому есть и другие причины. В наших учебных заведениях обычно ориентируют на сольное исполнительство. Каждый студент мечтает стать солистом и лауреатом международных конкурсов. Сесть в оркестр для такого музыканта – трагедия. А ведь это неверно. Концертная жизнь за границей очень сильно расслоена; между низшей и высшей ступенью не меньше трёх десятков градаций. Умереть с голоду на западе вам не дадут, но вы должны быть психологически готовы занять не очень высокую ступень в своей профессии. Обстоятельства могут сложиться по-разному. Ориентированный только на сольное исполнительство или обладающий завышенной самооценкой музыкант может пережить настоящую драму. Но, в основном, судьбы складываются удачно. Наша исполнители и преподаватели известны во всём мире и очень востребованы.
Да, вот передо мной буклет предстоящего конкурса им. И.С.Баха. В жюри имена известных русских музыкантов представлены так: П.Егоров, профессор в Университетах Сеула и Тэгу, мастер-классы в Италии, Голландии, Германии, Бельгии и др.; В.Мищук, главный приглашённый профессор Академии «S.O.P.R.A» (Япония).
Таких примеров десятки, если не сотни. Практически, все известные профессора Московской консерватории преподавали и продолжают преподавательскую деятельность за рубежом. И всё же, ситуация коренным образом изменилась, когда мы получили Президентский грант на заработную плату. Люди стали возвращаться. Вернулись такие крупные музыканты как А.Наседкин, В.Горностаева, М.Воскресенский и многие другие. Они не порывают связей с зарубежными ВУЗами, но ведут классы здесь и считаются профессорами Московской консерватории. Жизнь ставит всё на свои места.
Вы являетесь ректором консерватории с 2005 года. За этот очень небольшой отрезок времени какие новшества были введены в работу ВУЗа?
Некоторые административные службы консерватории на тот момент перестали быть эффективными. Поэтому я внёс некоторые структурные изменения – упразднил как самостоятельное подразделение отдел кадров, объединив несколько служб в общий отдел; упразднил отдел «единого заказчика», реструктурировал юридический отдел.
А в собственно профессиональной сфере?
На оркестровом факультете будет расширена кафедра скрипки, соединены в одну из 2-х кафедры альта. Уникальный факультет, который есть только в Московской консерватории – исторического и современного исполнительства (ФИСИ), руководимый Алексеем Любимовым, предполагается разделить на две кафедры: старинных клавишных инструментов (клавесин, клавикорд, орган и другие) и оркестровую (продольные флейты и т.п.).
В этом году Московская консерватория отмечает свой 140-летний юбилей. Какие праздничные акции ждут любителей классической музыки?
Со 2 по 9 октября пройдёт серия праздничных концертов. Среди них - «Концерт ректоров», в котором примут участие играющие ректоры консерваторий Москвы, Петербурга, Казани, Тбилиси, Алма-Аты ; концерт «От мала до велика» – от учащихся Центральной музыкальной школы до консерваторской профессуры и ряд других. Мы подготовили юбилейные циклы абонементов. Здесь в концертах примут участие многие выдающиемя музыканты современности, составившие славу Московской консерватории – такие как Э.Вирсаладзе, Н.Гутман, Ю.Башмет, Е.Образцова и многие многие другие.
См. также о рынке образовательных услуг: