будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Биргер Лиза

Запредельное кино

Запредельное кино
nauka

2 июля завершился Московский кинофестиваль, и теперь можно выдохнуть и подвести его итоги. Вкратце они таковы – в подлунном мире ничего не изменилось. Все твари получили по Георгию, а кто не получил, тот ничего не потерял, поскольку ничем не заслужил. Внеконкурсные программы кинофестиваля достаточно невыразительны, чтобы привлечь внимание к конкурсу, конкурс достаточно сер, чтобы усыпить кинокритику еще на год вперед. Все самое невкусное как всегда собралось в конкурсе «Перспективы», все самое сладкое – в программах «Восемь с половиной фильмов», «Вокруг света» и «Азиатский экстрим». Год от года фестиваль становится все скучнее, что тоже предсказуемо, и единственным его сюрпризом оказалась программа документальных фильмов «Свободная мысль», и вот это уже что-то новенькое.

Все годы программного владычества Разлогова и Шепотинника Московский кинофестиваль пытался соблюсти баланс между артхаусом и мейнстримом. Этим и объяснялся его повсеместный успех – пока в одном зале шла премьера «Дома тысячи трупов» Роба Зомби, в другом смотрели стильные испанские киноленты и свежие фильмы Ларса фон Триера. В этом году плоховато было и с мейнстримом, и с артхаусом. Вроде бы для простого зрителя были приготовлены новые картины Бертрана Блие, Иштвана Сабо, Рауля Руиса, дошедшие аж до конкурса. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что Сабо скучноват, Блие предсказуем, а Руис неубедителен. Вдохновляет только режиссерский стиль мастеров – это когда Сабо выстраивает сцены как живые картины, оживающие по щелчку режиссера, или когда у Руиса постоянно кружится камера, как будто пытаясь охватить мир весь целиком. Но при этом нельзя не признать, что в картинах великих режиссеров не было ничего выдающегося – как не было его и в других конкурсных картинах, так что пусть выбор жюри обсуждают те, кому от него не сводит скулы от скуки.

Нельзя сказать, что на Московском кинофестивале совсем не было выдающихся картин. В той же самой программе для киноманов «Восемь с половиной фильмов» показали, к примеру, новый фильм Яна Шванкмайера «Безумие»: очередную вариацию на тему маркиза де Сада, с дышащим мясом и ползучим фаршем в мультипликационных вставках. Туда же попал румынский фильм Кристи Пуи «Смерть господина Лазареску» - мощнейшая двухсполовинной часовая  картина про то, как умирающего одновременно от рака, пьянства и гематомы старика возят на скорой по переполненным румынским больницам.

Параллельно к «Восьми с половиной» шла программа «Вокруг света» - сюда, по идее, должно попадать национальное кино. Таким можно считать франко-грузинскую картину Гелы Бабуани «13», франко-таджикский фильм Джамшеда Усмонова «Чтобы попасть в рай, ты должен умереть» о таджике, который никак не может потерять девственность, и прекрасную ленту «надежды аргентинского кино» Даниэля Бурмана «Закон семьи» об отношениях между отцом и сыном. Непонятно почему, в этот же конкурс попал новый фильм Мишеля Гондри «Наука сна», который можно считать главной премьерой фестиваля. После совместного с Чарльзом Кауфманом фильма «Вечное сияние чистого разума», великий клипмейкер заделался в звезды мировой режиссуры, став один из культовых персонажей в современном артхаусном кино. Его новая картина – еще более артхаусная, еще более клиповая и с Габриэлем Гарсия Берналем в главной роли – рассказывает о художнике, который не может выйти за пределы иллюзорного мира своих снов. Фантазия оживляет скучную реальность, но жизнь в реальности  становится практически невозможной из-за разрушенной коммуникации: «я – мир». Гондри здесь – ни в коем случае не психолог, он не анализирует, не расставляет по своим местам, не осуждает, а только мастерски показывает, что творится в голове у героя «живущего не как все». Для мейнстрима здесь не хватает Кауфмана: человека, который втиснул бы буйную фантазию режиссера в костяк сентиментального сюжета. И слава богу, что Кауфмана нет, потому что Гондри дал себе волю как фантасту, изобретая вместе со своим героем машину времени, позволяющую путешествовать на секунду вперед и назад, прибор для чтения мыслей или скачущую плюшевую лошадку.

Еще одной удачной программой оказался «Азиатский экстрим», чему, я думаю, мы не в последнюю очередь обязаны прямому участию господина критика Андрея Плахова. «Прорыв на Восток» сейчас в кино явление несомненное – и дальний Восток опять побеждает ближний, за что стоит сказать спасибо в том числе и режиссеру Тарантино, правильно расставившем акценты в своем последнем фильме. Несомненный триумф «экстрима» - две ленты из Южной Кореи «Антарктический дневник» (режиссер Пил-Сунь Им) и «Невидимые волны» (Пен-Ек Ратанаруанг). Оба фильма очень тонких, очень мастерских, выстроенных до последнего кадра. Первый – дань европейской героической литературе 19 века, история замерзающей в Антарктике экспедиции, балансирующая на грани хоррора, но при этом хоррором не являющаяся, а скорее являющаяся исследованием «человека-героя» и того, как далеко он может зайти в своем героизме. Второй – на вечную азиатскую тему проступка и мести, но где мести, в отличие от большинства азиатских фильмов, так и не происходит. Неторопливое двухчасовое и очень точное кино, которое для любого оператора могло бы стать идеальным учебником по построению идеального кадра.

Кино, которое можно было увидеть на ММКФ этого года, в худших своих проявлениях было полулюбительскими мейнстримовыми работами, в лучших – экспериментами над материей кино как таковой. Как далеко может зайти режиссер, превращая человека в движущийся фарш (Шванкмайер), или оставляя от кино только движущиеся картины (Гондри). Вне этого была только программа документального кино «Свободная мысль» - в больше части картин, в которой документальное было возведено до статуса художественного (как, например, в открывающем программу фильме Томаса Грубе и Энрике Санчеса Ланша фильме «Дело только в ритме» о проблемных детях, репетирующих танец из «Весны Священной» Стравинского. На грани документального и художественного кино балансирует и одна из лучших картин фестиваля – «Смерть господина Лазареску». Так что идея устроителей фестиваля делать в следующем году отдельную документальную программу не так уж и бессмысленна. Потому что если в художественном кино золотой середины нет - ее стоит выдумать.

Биргер Лиза
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).