будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

Завершенное contra совершенное

Выставка «Коро в Швейцарии» хороша тем, что она не только о Коро, и не только о Швейцарии. Обстоятельства имени и места оказываются лишь поводом для разговора о путешествиях в искусстве и искусстве путешествий.

На выставке в женевском музее Рат Швейцария предстает как цель и как транзитный пункт, как место вдохновения и пространство для экспериментов одновременно. Впрочем, для Жан-Батиста Камиля Коро (1796 – 1875) Швейцария не была просто точкой на карте. Его мать, владелица лавки женских шляп Мари-Франсуаз Оберсон, была, вслед за дедом, служившим гвардейцем в Версале, родом из Фрибурга, так что Коро мог бы приезжать сюда как домой. Но первым посещенным им городом оказалась Лозанна, где он остановился по пути в Рим в октябре 1825 года. А в самом «вечном городе», где Коро обосновался в декабре того же года и провел более двух лет, он задружился со швейцарскими коллегами, со многими из которых продолжал общаться на протяжении всей жизни, в том числе с Бартелеми Меном и женевцем Жаном-Габриелем Шеффером. В Риме Коро и стал, наверное, профессиональным художником. Самому ремеслу начал учиться поздно, в 26 лет, да особо было не у кого. Пейзаж как жанр был в загоне; первый учитель, к которому поступил Коро, его ровесник Ахилл-Этна Михайон, умер в тот же год. Но он успел привить ученику главное: пейзажист должен работать на открытом воздухе. Революционная для своего времени мысль. В итоге Коро остался вне рамок какого-либо стиля, наследником и XVIII века с его любовью к мазку a la Ватто, и классицистической четкости в построении композиции, и романтического пристрастия к настроению.

Jean-Baptiste Camille Corot (1796-1875). Le Quai des Pâquis à Genève, vers 1842. Huile sur toile, 34 x 46 cm; Genève, Musée d’art et d’histoire © MAH, photo : Yves Siza

Среди тех, кто предоставил работы для выставки «Коро в Швейцарии» - а это 80 картин, 20 произведений графики и 40 клише на стекле - не только швейцарские музеи и частные коллекционеры, но и Лувр с Метрополитеном, Национальная галерея Шотландии и филадельфийский художественный музей, Национальная библиотека Франции и художественный музей Лейпцига. Обошлись без знаменитой коллекции Коро в музее Реймса, самой представительной после Лувра и Орсэ, и все равно в итоге получилась полноценная «ретроспектива поневоле», пусть кураторы к ней не стремились; она распадается на две части – «Коро в Швейцарии» и «Коро и Швейцария». В одном разделе - те работы, что создавались в самой альпийской республике, и те, что были сделаны в исходной и конечной точке путешествий, в Италии и во Франции. Вторая часть выставки представляет работы Коро из швейцарских коллекций, и здесь немало настоящих шедевров.

Виды Лозанны открывают выставку в Женеве, городе, где Коро бывал едва ли не чаще всего во время своих заграничных путешествий, которые редко заводили его далеко: Англия, Италия и Нидерланды остаются крайними точками на его персональной географической карте.

Jean-Baptiste Camille Corot (1796-1875). Les Baigneuses de Bellinzona. Effet du soir, vers 1855. Huile sur toile, 80,5 x 94 cm. Paris, Musée du Louvre © RMN, photo : René-Gabriel Ojéda

Коро был кумиром для барбизонцев, но сам не испытывал интереса к национально понимаемому пейзажу, границы вообще представлялись ему условностью. Он охотно рисовал как французские, так и швейцарские ландшафты, особенно в Дарданьи вблизи Женевы и вокруг замка Грюйер, в восстановлении которого он участвовал вместе с Манном (этой истории посвящена каталожная статья Филиппа Клерка). Художник предпочитал не хрестоматийные виды Швейцарии, что уже с XVIII века собирались путешественниками в качестве памятных арт-трофеев – горы, ледники, игра восходящего или заходящего солнца на снежных пиках, но поля и леса, хотя встречаются и далекие вершины в роли декораций-задников. Малозаметным оказывается и присутствие на его картинах человека. Хотя Коро был хорошим портретистом, о чем напоминают, например, «Читающая» (ок. 1846 – 1850) из собрания цюрихского фонда Бюрле, или хранящаяся в частной коллекции «Девушка, играющая на мандолине в ателье» (ок. 1870), отдельный человек интересовал его меньше, чем деревья и вода, иногда оказывающиеся вписанными в ландшафты дома и мельницы, и все оттенки света, все больше в состоянии сумерек и сумрака, чем солнечной эйфории. Взгляд на природу заменил ему взгляд внутрь себя. Автопортретов Коро почти не осталось, зато в каждом ландшафте присутствует автор с его настроением и эмоциями, естественными, а не сконструированными и подогнанными под заранее определенную идею.

Это был по своему вызов эпохе, еще не рассчитавшейся ни с академизмом, ни с романтизмом и не угадавшей в исканиях барбизонцев последующего вторжения импрессионистов, которых сам Коро, надо отдать ему должное, не любил, называл «бандой» и советовал всем своим близким, начиная с Камиля Писарро, никогда у них не выставляться.

L’Odalisque, 1871-1873. Huile sur toile, 51 x 61 cm. Kunstmuseum Basel et Kunstmuseum St. Gallen © Kunstmuseum St. Gallen, photo : Stefan Rohner

При этом нельзя сказать, что художник боялся нового – после хрестоматийного труда Аарона Шарфа (1968) никто уже не сомневается в той роли, которую сыграло в эволюции пейзажиста открытие фотографии. В начале 1850-х годов Коро все больше стал склоняться к бихромной гамме, где главенствовали серый и коричнево-зеленый цвета. Одним из первых на это обратил внимание женевский пейзажист Александр Калам, чье письмо 1855 года из Парижа к жене цитируется в каталожной статье Жюстин Мёкли «Коро и фотография». Трудности, с которыми столкнулась в своем исследовании Мёкли, связаны с крайней скудностью сведений о повседневном быте Коро: его писем осталось немного, а проданное после смерти имущество, где были и 332 фотоснимка, распылилось с течением времени. Так что очевидная на первый взгляд тема требует почти криминального расследования.

В итоге Коро оказался «революционером без противника» (так называется статья в швейцарской Neue Zuercher Zeitung по поводу нынешней выставки, в названии цитируется фраза историка искусств Рудольфа Цайтлера). Он увидел в пейзаже ценность самостоятельного жанра, но как огня боялся социальности и вообще современности в любом ее виде. Этим Коро радикально отличается от другого «французского швейцарца», Гюстава Курбе. Тот, впрочем, оказался в Швейцарии против своей воли, бежал сюда после падения Парижской коммуны, скрываясь от судебных преследований.

Bouquet de saules au bord d’un étang, vers 1865-1870. Huile sur toile, 47,5 x 74,5 cm. Suisse, collection particulière © Photo : Roberto Pellegrini

Аполитичным же Коро, ценившим в пейзаже не идиллию, но поэзию повседневного, наслаждался Наполеон III, который был среди его покупателей. Впрочем, у Коро были и другие зрители. Одним из самых тонких его интерпретаторов оказался Шарль Бодлер. В своих обзорах парижских салонов он противопоставлял художника его современникам, даже таким как Франсуа Милле, не говоря уже об авторах фантастических либо утопических пейзажей. Первые – среди них Рембрандт, Руссо, Ватто – на взгляд Бодлера себялюбиво подменяют своим «я» природу. Вторые пытаются навязать природе мораль, хотя «у природы нет иной морали, кроме самого факта ее бытия» (Здесь и далее цитаты из Бодлера приводятся в переводе Н. Столяровой и Л. Липман по изд.: Шарль Бодлер. Об искусстве. М., 1986). Коро же «возбуждает интерес не сразу, пленяет исподволь. Но его мастерством надо уметь проникнуться, ибо в нем нет сверкающей простоты; все его творчество отмечено непогрешимой строгостью гармонии». При этом поэт не оспаривает правомочность технических замечаний к манере письма Коро, но указывает на разницу между «вещью завершенной и совершенной – ведь чаще всего то, что завершено, не бывает совершенным». Faсit: «Коро пишет как великие мастера».

Неудивительно, что такое искусство оказалось востребованным рынком вплоть до потери приличий. Количество подделок под Коро превышает здравый смысл. Арт-дилеры насчитывают около восьми тысяч его произведений, хотя каталог-резоне едва ли превышает три тысячи позиций. Но работы для нынешней выставки отбирались более чем тщательно – выставка приурочена к столетию женевского музея искусств и истории, одного из самых ярких среди универсальных собраний континента (музей Рат формально является частью этого музея). Швейцария обладает одной из лучших и наверняка уж наиболее достоверной подборкой Коро, где он выставлялся на протяжении многих лет и где его работы начали закупать еще в 1859 году. Тогда правительство Женевы купило представленные сейчас на выставке «Вечер в Виль-д’Аврай» (где художник каждый год проводил половину своего времени) и «Отдых», причем их разместили сперва в Национальном институте Женевы, и только в 1875 году передали музею Рата (в XIX веке тот был еще музеем, а не выставочным пространством, как сейчас). Такому расходованию общественных денег сопротивлялись местные живописцы, пытавшиеся диффамировать заезжего автора с профессиональной точки зрения. Как заявлял о манере Коро женевский художник Франсуа Дидай, «если привязать кисть к хвосту моей собаки, она сделает то же самое».

Jean-Baptiste Camille Corot (1796-1875). Le Petit Cavalier sous bois, 1854. Cliché-verre, 19,3 x 15,1 cm.Genève, Musée d’art et d’histoire, Cabinet d’arts graphiques © MAH

Дидай лишний раз доказывает, насколько важна реакция современников. Даже если они попадают пальцем в небо (как чаще всего и случается), то доставляют немало радости потомкам своей непосредственностью.

Выставка «Коро в Швейцарии» продлится в Женеве до 9 января. Стоимость каталога 51 швейц. франк.

Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).