будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Идлис Юлия

Заячьи петли последних дней

Заячьи петли последних дней
vansant

Девушка открывает дверь в комнату – и на нее падает неопрятный мужик, одетый в женскую ночную сорочку. Как он там оказался? почему не шевелится? что все это значит? зачем я вообще сюда пришел? – спрашивает себя зритель. И мучительно ищет ответа на экране, где показывают «Последние дни» - фильм культового режиссера Гаса Ван Сента, открывавший Каннские показы в этом году.

Перед началом фильма Петр Шепотинник предупредил собравшихся, что будет нелегко. «Многое из того, что вы увидите здесь за эти восемь дней, вызовет раздражение, - сказал он. – Может быть, даже тот фильм, который вы увидите сейчас». Надо сказать, он был прав: «Последние дни», как и все остальные фильмы программы «Восемь с половиной…», с трудом поддаются понимаю, описанию и осмыслению. И тем не менее эта программа – традиционно одна из самых удачных на ММКФ. В чем секрет?

По словам Шепотинника, критерии поиска и отбора фильмов в программу «Восемь с половиной…» просты: «поиск настоящего режиссерского гения». «Составляя эту программу, мы искали то, что обогащает язык кино и двигает его вперед, - и то, кстати, чем потом беззастенчиво пользуется мейнстрим, - сказал он. – И те, кто будет ходить сюда всю неделю, смогут получить впечатление о том, что является модой в европейском кино».

«Восемь с половиной фильмов» - программа, названная так в честь Федерико Феллини, который на Московском кинофестивале 1963 года получил гран-при за фильм «Восемь с половиной» - своего рода кинематографический концентрат. Она позволяет за восемь дней получить такое количество кино-впечатлений, которое нормальный зритель получает за год. Естественно, это требует напряжения, на которые не все готовы: в конце концов, для значительной части зрителей кинофестиваль – это развлечение, а не образовательное мероприятие.

В этом смысле фильм, выбранный для показа на открытии программы, вдвойне рисковый, ибо он совершенно не соответствует ничьим представлениям о том, каким должно быть кино, чтобы у него был хоть один зритель.

Материалом для картины Гаса Ван Сента послужили последние дни лидера легендарной группы «Нирвана» Курта Кобейна – как раз перед тем, как он застрелился у себя в гараже. Хотя сходство с реальными событиями очевидно, а Майкл Питт, играющий невнятного музыканта с говорящим именем Блейк, даже внешне похож на Кобейна, режиссер в титрах утверждает, что все персонажи выдуманы и вообще никакого отношения к действительности фильм не имеет.

Во всяком случае, всю первую половину фильма так и кажется. Большую часть времени Майкл Питт, играющий Блейка, проводит спиной к камере, бормоча себе под нос что-то невразумительное. Лишь на двадцатой минуте фильма появляется, наконец, первый персонаж, способный внятно произнести законченное продолжение: он звонит Блейку по телефону, и мы даже не видим его лица.

Впрочем, Гас Ван Сент постепенно отказывается от такого издевательства над зрителем и вводит новых «говорящих» персонажей. Это негр из редакции «Желтых страниц», который разговаривает с Блейком о рекламе и маркетинговых результатах публикации в справочнике, словно не замечая, что тот одет в женскую сорочку и засыпает в середине разговора. Это два свидетеля Иеговы с одинаковыми именами и фамилиями, которые утверждают, что говорили с Иисусом, и используют воду вместо вина на причастии, потому что алкоголь вреден для здоровья. И так далее.

И в разгар этого безумия на экране происходит чудо, которое в жизни тоже иногда случается и зовется «почему люди до сих пор смотрят арт-хаус, хотя есть ведь нормальное человеческое кино». На фоне всех этих персонажей, четко выговаривающих хорошо структурированную ерунду, невнятный Блейк с его бормотанием начинает казаться обладателем самого настоящего сакрального знания. К нему начинаешь прислушиваться, как будто он-то и говорит в фильме самое главное; стоит только сделать небольшое усилие – и все будет понятно.

На самом деле Блейк не говорит ничего. Все говорят за него – другие персонажи, окружающая природа, свет, звук, режиссер. А сам Блейк – просто значок, форма, слово без перевода, которым режиссер заманивает доверчивого зрителя в свои сети, чтобы впарить ему очередное удивительной красоты размышление об одиночестве, невинности и беззащитности человека перед лицом смерти.

Точно так же работает и арт-хаус. В невнятном бормотании, расфокусированных кадрах, отсутствии сюжета зрителю видится загадка бытия, и он смело отправляется в кинотеатр – за разгадкой. Которую он, надо признать, чаще всего и находит. Такой просмотр, когда весь фильм, кажется, намеренно сопротивляется всякому пониманию, требует терпения, доверия к режиссеру и усилия.

В случае с «Последними днями» (да и вообще с любыми фильмами программы «Восемь с половиной…») зритель на такое усилие с готовностью идет: на просмотре в ЦДЛ зал был полон, несмотря на вечер воскресенья и все предостережения Петра Шепотинника. Почему?

Во-первых, конечно, по той же причине, по которой все будут ломиться на «Мандерлай» Ларса фон Триера, хотя еле выдержали три часа «Догвилля». Другими словами, потому что это Гас Ван Сент – тот самый, который снял «Джерри» и «Слона», за которого получил золотую пальмовую ветвь в Каннах, и много чего еще. Во-вторых, потому что фильмом «Последние дни» в этом году открывался Каннский фестиваль, а его, как известно, всякой ерундой открывать не будут.

Все это вместе дает зрителю ощущение, что сейчас его будут приобщать к высокому искусству кинематографа – а ведь так приятно иметь что-то общее с высоким искусством. Парадокс программы «Восемь с половиной фильмов» заключается в том, что, будучи исключительно «киноведческой», составленной знатоками и для знатоков, она на самом деле является пропуском в мир кино для простой публики: посмотрев какого-нибудь Ван Сента или Мудиссона, каждый может удовлетворенно сказать, что разбирается в современном кино.

Тому же, кто захочет пойти дальше и действительно получить от этого удовольствие, придется смотреть Ван Сента не для «галочки», а пристально и с усилием. Которое, впрочем, оправдывается: Ван Сент все объясняет доходчиво, проигрывая почти каждую ситуацию в фильме дважды.

«Последние дни» - фильм, который устроен как заячий след: он все время петляет, возвращаясь обратно, показывая нам уже виденные кадры с другого ракурса, чуть полнее, чуть дольше, чуть понятнее. В каждой ситуации есть как минимум две стороны, потому что в ней участвует как минимум два человека. Если недостаточно показать какое-то событие глазами одного участника, можно вернуться назад и показать то же самое глазами другого, тогда все станет понятнее.

Это возвращение к уже виденному в фильме никак не выделено: зритель просто приходит на ту же полянку по другой сюжетной дорожке, следуя за другим персонажем. Так постепенно, через эффект дежа-вю и чувство, что сюжет заблудился в лесу и ходит кругами, зритель учится возвращаться к началу и понимать.

Если отмотать назад и рассказать все еще раз, говорит режиссер, все станет понятно. Если только у зрителя хватит духу влезть в эту сюжетную петлю еще раз.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).