будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Май 20, 2025
Культура

Здесь могла бы быть ваша могила. Рецензия на «Межсезонье» Ханта

Здесь могла бы быть ваша могила. Рецензия на «Межсезонье» Ханта
seasons
Кадр из фильма «Межсезонье» Александра Ханта

Долгожданная премьера — в июне в российский прокат вышла криминальная мелодрама Александра Ханта («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов») «Межсезонье». Кинообозреватель Полит.ру Кирилл Сафронов рассказывает, почему ожидание этого фильма длиной больше чем в три года того стоило.

Планировалось, что картина выйдет почти год назад. Незадолго до этого, в апреле 2021-го, я взял интервью у режиссера Александра Ханта. Сейчас — в конце июня 2022-го — я буду время от времени возвращаться к этому интервью, чтобы вырваться из сегодняшней повестки. Пересечения содержания фильма с ней я считаю фантазиями тех, кто не может себе объяснить, зачем сегодня писать о кино. За все кино ответить не могу — сам я в кинотеатре (до похода на «Межсезонье») был в последний раз в середине февраля, чтобы написать рецензию на фильм «Мама, я дома». Если говорить про «Межсезонье» (на которое я не мог не сходить, потому что долго его ждал), то, мне кажется, что это очень важная картина про вечную проблему «отцов и детей». Спецоперация закончится, а она — нет. Поэтому слово на букву «С» употреблять в этой рецензии я больше не буду. Поговорим про кино Александра Ханта. Тем более, что поговорить есть о чем.

Многие помнят историю псковских подростков (Дениса и Кати), которые в 2016-м укрылись с оружием в пустующем доме и погибли в перестрелке с полицейскими. Она стала известна благодаря тому, что ребята вели прямую трансляцию процесса в приложении Periscope. Несмотря на то, что в «Межсезонье» это не обыгрывается в лоб (герои не снимают себя на телефон), тема фиксации происходящего, документальная тема для фильма очень важна. Он начинается с любительских съемок подростков, которые на камеру рассказывают о своих проблемах в семье. Это — видеозаписи самокастингов, которые присылали те, кто пробовался в «Межсезонье». Есть много пейзажных и портретных съемок города и деревни. В какой-то момент герои (Даня и Саша) идут с камерой спрашивать у екатеринбуржцев, как им живется в целом. Счастливы? Хотели бы что-нибудь изменить? И — благодаря придумыванию киноязыка картина получается не грустной трагедией двух загнанных в угол, а историей про то, что каждый из нас (или, у́же — каждый российский подросток) мог бы оказаться на месте главных героев. Каждый бы мог не выдержать окружающего насилия, которое здесь вместо воздуха. Каждый бы мог взять в руки пистолет, чтобы его послушали — ведь безоружных у нас слушать западло. 

«Фильм подавался в секции авторского экспериментального кино, но Минкульт его не поддержал, — обещанная цитата Ханта, — В отличие от произведения “Гардемарины V” (тогда еще — просто “пять” — прим.ред.). В секции авторского экспериментального кино. Когда нам отказали, я пришел к группе и сказал: “Ну, ребят. Мы все равно поедем снимать. Если кто-то откажется, я прекрасно пойму — почему, без всяких обид“. Все поехали». Я думаю, что поехали как раз из-за того, что тема — что для участников съемочной группы, что для артистов — была важная, по-живому. Это легко проверить, если полистать стену группы «Межсезонья» в ВК. Там аккумулировалась аудитория, там были объявления о самокастингах, там постились тексты о краудфандинге, благодаря которому авторам удалось отбить хотя бы небольшую часть бюджета. Там и сейчас продолжается жизнь, далеко не всегда связанная с фильмом. Думаю, это группа — попытка решения проблемы, которую Александр Хант тогда в интервью сформулировал так: «Когда мы замыкаемся, когда мы в одиночестве, когда мы наедине со своей проблемой — это самое страшное». 

Даня (Игорь Иванов) и Саша (Женя Виноградова) тоже внутри фильма замкнулись. Когда вспоминаешь фильмы о подростках, то представляются школа, добрые или злые учителя, одноклассники-друзья и старшаки-противники, всякое такое. Ничего этого в фильме нет. Есть непонимание родителей, есть комнаты главных героев (у Дани мамины обои-розы, у Саши — анархистские картинки углем по стене). Все остальное — враждебно. Герои — с самого первого взгляда, который случился через лес танцующих ног на вечеринке (оба сидели, оперевшись на одну из двух противоположных стен комнаты диско-дома) — практически не расстаются. Они уже до конца будут только друг с другом. На чуждых улицах Екатеринбурга и близлежащих деревень. 

Хант: «Мы, когда начали готовиться, начали искать современную Россию через объективы фотографов, смотрели — как они это видят. Остановились на взгляде Константина Тишше — нам очень понравилась та реальность, которую он снимал. Оказалось, что это все Екатеринбург и окрестности. Мы решили туда поехать, познакомиться с Костей. Так мы съездили три раза, проехались по местам, и поняли, что — да, это то, что нам нужно.  

Сначала мы все жили в одной квартире. Это была квартира, в которой мы и снимали фильм. Нас было человек семь. Квартира небольшая. И мы не предупреждали, что мы будем там снимать. Собственник квартиры вообще эту квартиру продавал. И он был очень удивлен, что туда поселилось семь человек — мы сказали, что квартиру мы не купим, но можем поснимать несколько месяцев. А так как он давно уже не мог ее продать, то согласился. Мы всемером заехали, потом еще подъехало человек пять. В общем, какое-то время мы жили в этой квартире, а потом мы сняли большой дом, и там у нас жило уже прилично человек. Возможности наши были таковы, что большего мы не могли позволить». 

Несмотря на финансовые ограничения, «Межсезонье» цепляет. Наверное, благодаря вот этой — пусть и вынужденной — совместной жизни, хорошей актерской работе, неплохому саундтреку с современной на момент съемок молодежной музыкой (к моменту премьеры она немного устарела, но в этом есть свой шарм), много благодаря чему. Естественно — благодаря жене Александра Ханта — оператору Наталье Макаровой, с которой они вместе и начали эту историю разрабатывать и придумывать. Любители могут оценить то, что часть картины снята на пленку, а меня больше порадовало, что вместо модных приемов «Витьки Чеснока» (которые предсказуемо можно было бы поэксплуатировать) — документалистика. Самое пронзительное в которой то, что никого из родителей нельзя назвать злодеями. Все они обычные (хочется сказать — нормальные) люди. Ну, покрикивают. Ну, чрезмерно опекают. Ну, достают. А у кого по-другому-то? Видимо, в этом и есть главный ужас страны, в которой главное экспериментальное кино — это «Гардемарины пять».

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).