Французский модельер Жан-Поль Готье впервые приехал в Москву на открытие своего бутика в Петровском пассаже. Принимающая сторона разошлась во мнении, кто же на Красной площади разбивает перед ними рюмки и ходит по собственному желанию смотреть "Мазепу". Одни говорили, что нам явилась икона современной моды . Другие заподозрили в Жан-Поле Готье еще и человека. Подозрения оправдались - Готье ответил на вопросы Игоря Шевелева.
Можете ли вы кратко сказать, чем для вас является мода? В чем вы видите свою задачу как дизайнера?
Мода – отражение общества. Поэтому моя задача, как кутюрье, отражать происходящее вокруг нас. Дизайнер не может не работать для людей. Вещи создаются не для музеев, они встречают нас на улице и дома, они должны радовать нас.
Вы известны как разрушитель многих табу в стиле одежды и поведения, это ваша революционная суть?
Нет, в своей душе я совсем не революционер. Просто, когда я начинал работать, я чувствовал, что из множества табу, окружающих нас со всех сторон, есть и такие, которые должны быть разрушены. И я сделал это. Я хотел сказать одну простую вещь: красота может быть разной, а не только той, к которой мы в данный момент привыкли.
А что движет вами в переменах стиля, которыми вы отличаетесь?
Движет изменение самой жизни вокруг меня. А толчком может служить книга или, скажем, походка неизвестного человека на улице. Например, в 1987 году мне попалась книга про русский конструктивизм. И коллекция, которую я создал в том же году, была основана на идеях конструктивизма, на его форме, цвете. Так получилось, что эта коллекция стала наиболее популярной и копируемой. Кстати, в ней даже была использована кириллица. Там были повязки на лоб с русскими буквами. А разве может не повлиять то, что я вижу сейчас перед собой. Вчера вечером мы ужинали рядом с Красной площадью, и потом вышли на нее. Была метель. Меня потрясло это настоящее снежное поле без единого следа. Я выпил рюмку водки и, по русскому обычаю, разбил ее о брусчатку Красной площади. Это был такой памятный момент жизни, который останется со мной.
Что такое русская красота?
Я восхищен стилем и красотой русских женщин. Все мы знаем, что в мире моды сегодня очень много русских моделей. Это говорит о многом.
Как вы думаете, чем вызвана эта популярность русских моделей?
Знаете, когда я начинал, в моде были шведки, бразильянки, американки. Сейчас из топ-двадцатки лучших и наиболее активно работающих моделей почти половина – русские девушки. Они красивы, энергичны, несут собой именно тот образ, который хочет передать модельер. Обычно говорят, что модели это просто вешалки для одежды. Так вот они – «умные вешалки».
Как-то вы сказали, что лондонская мода стала слишком американской. Можете ли вы сказать, какое место занимает Москва среди европейских столиц моды?
Да, я сказал так про Лондон, но я же добавлю, что, когда я начинал, я много ездил именно в Лондон, подпитываясь его творческой энергетикой, которой почти не оставалось в Париже. Возможно, это было связано с тем, что англичане переживали тогда не лучшие времена в экономике. В такие моменты люди становятся более креативными, вынуждены что-то придумывать. Когда не очень сыт, то начинает работать фантазия. Потом то же самое я наблюдал в Японии. Сейчас, я это чувствую, нечто подобное начнется в России. Она производит впечатление девственно чистой страны. Люди ее очень молоды, они хотят творить. А это дает пищу не только для развития моды, дизайна, вообще креативности.
Что для вас важнее – творчество или бизнес?
Творчество мне удается лучше, хотя давно уже пора стать и более деловым. Но важнее то, что вокруг меня талантливые люди. Кто-то из них силен как создатель нового, другие сильны в финансах. Когда есть такая связь, то возникает и успех. Каждый должен делать то, что ему удается лучше.
Можно ли сказать, что вы специально эксплуатируете образы гей-культуры в коммерческих целях или это происходит у вас само собой?
Нет, я никогда не рассчитывал, что вот, рынок этого просит, геи составляют большую часть покупателей, буду делать специально для них. Гей-культура это часть общемировой культуры. Я люблю эту культуру, хорошо ее знаю, все выходит само собой. Если в некоторых моих коллекциях есть влияние этого, то только потому, что сам мужчина меняется. Меняется взгляд женщины на мужчину. Меняется взгляд мужчины на мужчину. Я сам меняюсь вместе со всем этим. При этом люди для меня не делятся по половой принадлежности или ориентации, по цвету кожи или политическим взглядам. Они все для меня – те, к кому я обращаюсь.
Вы делаете вещи для интерьеров, свой бутик в Москве вы не сами оформляли?
Если честно, первые опыты с мебельным дизайном я проделал еще 15 лет назад. Этот магазин сделал в сотрудничестве с великим дизайнером – Филиппом Старком. Я очень доволен результатами, хотя, конечно, и сам приложил руку. Если у меня возникает желание что-то создать, я это сделаю. Но никаких обязательств – делать каждый сезон коллекцию мебели или аксессуаров к ней, у меня нет. Я чувствую себя комфортней, сочиняя одежду.
Вы приехали в Москву еще и как участник фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Чем для вас является фотография моды?
Возможно, вы удивитесь, но я никогда не учился на дизайнера. Все, что я узнал в этом искусстве, почерпнуто из журналов, из фотографий. Я впитывал в себя их образ, их энергетику. Я не просто смотрю фотографии, я их читаю, как маленькие фильмы. И, заряжаясь от них, я могу выдумывать что-то свое.
Не собираетесь работать с русскими режиссерами?
Конечно, кино это еще более полное энергетическое пространство для меня. Я работал с Гринуэем, Альдомоваром, Люком Бессонном. Сейчас меня вдохновляет китайский кинематограф. Я работаю там над картиной, о которой пока ничего говорить не буду. Думаю, что придет очередь и русского режиссера, которым я вдохновлюсь.
Чтобы восполнить картины отношения к разным формам искусства, - что вы думаете о театре, балете?
Сегодня я по собственному выбору иду на оперу «Мазепа» в Большом театре. В этом году будет юбилей замечательной звезды Майи Плисецкой. Я счастлив, что буду работать над одним из ее платьев.
Мода и политика для вас актуальная тема?
Для меня мода и есть политика. В ней я выражаю свои взгляды. Конечно, есть майки с политическими лозунгами или портретами Че Гевары. Но главное в политической жизни это то, как она влияет на креативность общества и людей.