будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура

Желанное за действительное

Желанное за действительное
lavitachevorrei1

XXVII Московский международный кинофестиваль открывается фильмом Джузеппе Пиччони «Желанная жизнь». Это первая конкурсная картина, которую покажут на нынешнем фестивале: по словам директора программ ММКФ Кирилла Разлогова, в этом году в конкурсе оказалось так много фильмов, что организаторы решили не тратить целый фестивальный день на внеконкурсный показ, чтобы членам жюри не пришлось смотреть больше двух фильмов в день.

Фильм Пиччони – о том, как снимают фильм. Это беспроигрышный прием, к которому обращается чуть ли не каждый второй режиссер и который тем не менее до сих пор не приедается, ибо побывать на съемочной площадке хочется всем, а во ВГИК поступает, как известно, один абитуриент из ста двадцати.

Видеть кинематографическую ложь и понимать, как она устроена – основной инстинкт зрителя. Когда видишь, как героиня совершает «одинокий проход по площади» в сопровождении десятка членов съемочной группы, опутанных проводами и нагруженных меховыми микрофонами, возникает ощущение, что заглядываешь в святая святых кинематографа, понимаешь механизм кино и вообще умнее всех. Все это воспитывает в зрителе этакий отстраненный цинизм, подняться до которого в «Желанной жизни» как-то не выходит, потому что чувства на экране неожиданно оказываются вполне настоящими и искренними, - может быть, из-за хорошей игры и отличного актерского ансамбля.

Итальянская звезда Сандра Чеккарелли играет неопытную актрису, которую вдруг приглашают на главную роль в костюмной драме на сюжет «Дамы с камелиями». Перед нами проходит вся история фильма: пробы, репетиции, съемки картины, афиши с анонсом премьеры. Актриса, которую играет Чеккарелли, и ее партнер – экранная знаменитость в исполнении Луиджи Локачио – влюбляются друг в друга, и их отношения переплетаются с отношениями их персонажей.

Сандра Чеккарелли играет кинематографическую инженю так, словно за ее плечами нет внушительного списка актерских работ и «Золотого льва» за главную роль в другом фильме Пиччони – «Свет моих глаз» (2001). В ее исполнении обе героини – молоденькая актриса и куртизанка XIX века – получаются очень убедительными, как и конфликт между тем, что актер чувствует как человек и тем, что он должен ощущать по роли.

При этом сама Чеккарелли не склонна придавать большое значение таким философским вещам. «Мы долго готовим фильм, обсуждаем роли – а потом я просто делаю свою работу, - заявила она на пресс-конференции фильма «Желанная жизнь». – Как актриса я не задумываюсь о том, что должен чувствовать актер и как это влияет на его жизнь».
 
Нехитрый сюжет «Дамы с камелиями», которую снимают персонажи фильма, служит отличным фоном для рассуждений о сути актерской игры, о любви, об эгоизме – словом, вообще универсальным фоном. Герои разговаривают строчками из сценария про даму с камелиями, даже когда не учат роль и не репетируют, так что за два с лишним часа, которые длится фильм, зритель успевает выучить все эти реплики наизусть.

Образовательная роль все этого очевидна - Пиччони заставляет зрителей вызубрить все фильмы, на которые опирается сценарист и актерская труппа: «Даму с камелиями» Джорджа Кьюкора (фильм 1936 года с Гретой Гарбо), «Подлинную историю дамы с камелиями» Мауро Болоньини (1980, с Изабель Юппер в главной роли), и даже «Женщину французского лейтенанта» Карела Рейша (1982).

Фильм о съемках фильма про адюльтер XIX века, любовный четырехугольник современных и старинных персонажей, возможность сценарных автокомментариев типа «как ты думаешь, в этом фильме будет счастливый конец?» - все это рай для концептуалиста. Но если эту структурную схему не наполнить живыми эмоциями, получается или холодноватый скучный постмодернизм, или кадры, которые показывают иногда после титров – актерские ляпы, запоротые сцены и смешные случаи на съемочной площадке. Такие домашние фотографии из альбома режиссера, или зоопарк для кино-туриста.

В «Желанной жизни» такие кадры тоже есть. Всю первую половину фильма идет подготовка к съемкам истории про даму с камелиями, и поэтому сам фильм идет вяло, как настоящая «фестивальная» картина. Зритель разглядывает внутреннее убранство гримерок, изучает повадки актерских агентов, смотрит, как героине приклеивают фальшивые волосы, и подглядывает за репетициями – словом, изучает внутреннее устройство кино-мира, как будто в ожидании сеанса.

Зато потом, когда начинается фильм – то есть съемки фильма про даму с камелиями – понимаешь, что на самом деле Пиччони хотел снять красивую костюмную драму о любви – или просто драму о любви, прямолинейную, искреннюю и честную. И стыдливо прикрыл ее отсылками к фильмам Кьюкора, Рейша и компании – от глаз циничных фестивальных отборщиков.

И отборщики купились: «Желанную жизнь» признали фестивальным кино, в то время как в самом фильме выбор между «фестивальностью» и «простотой» не так очевиден. Считается, что фестивальное кино обязательно должно быть «не для всех», тогда как простым историям про любовь место «в бокс-офисе», а не на фестивале. Фильм Пиччони – забавное исключение из этого правила: простая история про любовь, которая имеет все шансы увезти на родину одного из «Святых Георгиев».

«Я не авангардист и совершенно не пытаюсь ставить ультрасовременные «модерновые» фильмы", - сказал на пресс-конференции Пиччони. Впрочем, режиссер тут же оговорился, как будто извиняясь, что в будущем, возможно, снимет кино с использованием цифровой камеры и прочих современных технологий.

Просить прощения за «традиционность» давно вошло в моду среди фестивальной публики. Открывая пресс-конференцию, посвященную «Желанной жизни», Кирилл Разлогов сказал: «Это абсолютно классическая по форме картина, которая посвящена чувствам и кинематографу. Поэтому она может вполне достойно открыть кинофестиваль».

Фильм Пиччони – действительно некий компромисс между ожиданиями чисто фестивальной публики и широкого зрителя, баланс между «фестивальным» и «общеинтересным» кино. Баланс, надо сказать, довольно удачный. Для начала нам показали, как делается кино – можно ожидать, что теперь нам покажут, собственно, само кино. Которое в этом году обещает быть гораздо более «фестивальным» - не только из любви к киноискусству, но и в силу бюджетного дефицита нынешнего ММКФ.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).