будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Культура
Борисова Марина

Жюри отразило народное мнение

Жюри отразило народное мнение
gm

Главный театральный смотр России завершен: объявлены лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска». Его музыкальный раздел вызывает, по меньшей мере, недоумение: лучшим жюри сочло то, что с точки зрения современного процесса выглядит как вчерашний день и даже не претендует на откровение. В балете победителями в главной номинации оказались не спектакли лидеров авангарда – европейского мэтра Уильяма Форсайта («Approximate sonata») или молодого Дэвида Доусона («Reverenсe»), а среднестатистический, не отличающийся оригинальным языком опус, чья премьера состоялась в далеком 1977-м году – «Сон в летнюю ночь» Джона Ноймайера (Большой театр). В современном танце победил также не свежий, изящный и глубокий спектакль «Мухи», где замечательно танцевали авторы его хореографии Анна Абалихина и Дина Хусейн, а старый – как по возрасту (сделан в 1992-м), так и по языку спектакль «Клетка для попугаев» (Балет Евгения Панфилова). Однако главное недоразумение случилось в опере: лучшим спектаклем стал не «Тристан и Изольда» в постановке Дмитрия Чернякова -- выдающаяся работа Мариинки, сопоставимая по масштабу с событиями европейского театра, а сущая безделица – «Путешествие в Реймс» Россини, которое бельгиец Ален Маратра оформил как аттракцион, даже не посягнув на роль режиссера.

О том, почему вердикт неадекватен реальному положению вещей, Татьяна Истомина расспросила члена жюри, автора роскошно изданной энциклопедии «Хроника мировой оперы» Михаила Мугинштейна.

Что можно сказать о российском оперном театре на основании фестивальной программы?

Программа фестиваля  -- это потрет жанра, который сообщает о прототипе самое основное. Первое: у нас в опере есть авторский театр: «Тристан и Изольда» Мариинского театра -- серьезная работа, это спектакль другой весовой категории по сравнению с остальными номинантами, к восприятию которого Россия еще не вполне готова. В целом же программа кажется раздутой (девять номинантов – огромное число по отношению к производимой в России за сезон продукции), а некоторые работы попали в афишу случайно – например, «Волшебная флейта» из Уфы, «Упавший с неба» Геликон-оперы или «Кармен» из Перми. Считаю, что эксперты «Маски» должны отбирать более строго, не допуская ту продукцию, которая выходит за грань профессионального искусства. Опера – искусство дорогое, бедность и убогость (как материальная, так и художественная) ее девальвируют. Не объяснишь же каждому в зале, что на самом деле все должно быть не так. Однако на сегодняшний день реальность неутешительна: редкий оперный театр в России (а их всего около 30) ставит высокую цель и выдерживает планку под названием «качество».

Можно ли говорить о тенденциях в российской опере?

Конечно, да. «Маска» – национальная премия, которая учитывает весь спектр. Мы не так богаты, как Европа, где производство оперы поставлено на конвейер, и там есть много разного – от добротного традиционного театра до эпатажного, рассчитанного на скандал (качественный музыкальный уровень при этом подразумевается). У нас есть серьезная концептуальная опера, корни которой уходят в немецкий театр. Но если в Германии в этом направлении работает много разных по стилю режиссеров, то у нас оно представлено только одним именем – режиссером и сценографом, автором сцены Дмитрием Черняковым. Вот уже 5 лет, с премьеры «Китежа» в 2001-м его работы выделяются своей серьезностью и глубиной. Но, к сожалению, «Маска» -- не фестиваль авторского театра, не фестиваль качественных спектаклей. Попытки индивидуальных прочтений разбиваются о бедность, неряшливость, вульгарность. Такова «Травиата» Юрия Александрова (Санктъ-Петербургъ-Опера): оригинальное решение (действие известной оперы перенесено на обочину автотрассы, героини – представительницы древнейшей профессии), есть талантливая Юлия Птицына в роли Виолетты – но при этом все сделано грубо, на скорую руку.

Кроме того, по прежнему существует и традиционный театр?  

Да, здесь опера предстает выигрышно по части музыки, но непритязательно, одномерно по части зрелища. Таково «Путешествие в Реймс», сложнейшая опера Россини, которая в России поставлена впервые. Здесь продемонстрировали свое владение стелем бельканто ученики Академии молодых певцов Мариинского театра, что для нашей страны – подвиг: в российской театральной практике этим стилем не владеют, Россини (за исключение «Севильского цирюльника») не идет. А во всем мире – это репертуарный автор. Музыкальный эффект «Реймса» таков, что можно закрыть глаза на его сценическую примитивность. Что и сделало большинство членов жюри, проголосовав за «Реймс» как за лучший спектакль.

Можно ли говорить о кризисе экспертов: ведь титул «Лучший спектакль» достался зрелищу, которое, строго говоря, спектаклем не является?

Жюри состоит из самых разных оценщиков – от  народных артистов, ветеранов сцены до режиссеров и композиторов. В идеале, оно должно было хотя бы на половину состоять из критиков – тогда вердикт отражал бы мнение цеха профессионалов. «Тристан» Дмитрия Чернякова – для меня, бесспорно самый интересный, значимый спектакль. Я видел живьем много «Тристанов» на Западе, в том числе – Кристофа Марталера в Байройте и Питера Селларса в Париже, который мне очень понравился. Для меня мариинский «Тристан» -- серьезная работа, отличающаяся глубиной, продуманностью, новизной взгляда.

Для этого, в идеале, и должен ставиться оперный спектакль – не утверждать известное, а открывать новое. Важно, что Вагнер стал своим для Мариинского театра – по сравнению с майской премьерой музыкально спектакль значительно вырос, за что и получил спецприз – «Музыкальное событие». Уровень спектакля, его певцы, особенно его динамический стержень – замечательная Лариса Гоголевская в роли Изольды (лучшая женская роль в опере) – резко выделяет этот спектакль среди другой российской продукции: больше театров с таким музыкальным уровнем в России нет. Однако для многих членов жюри, не отрицающих музыкальных достоинств «Тристана», в театральном смысле он слишком сложен.

Большинство видело «Тристана» живьем впервые (в России он не шел с 1909 года, постановки Мейерхольда в Мариинском театре), и такой современный, сложный спектакль был шоком: люди хотят получить в театре воплощение своих ожиданий, они ждут романтического мифа, возвышенной любви и не готовы к версии, где герои мучительно движутся друг к другу, но так и не соединяются – такая версия кажется им не соответствующей музыке. Даже если они чувствуют цельность и законченность действия, они отвергают его как не соответствующее тонусу произведения. То есть, если в музыке слышен  любовный экстаз, а на сцене герои не касаются друг друга, зритель недоумевает.

А "Реймс"?

Всем ясно, что «Реймс» -- спектакль другой весовой категории: это праздник музыки, на котором все замечательно отдохнули. Спектакль незатейлив, тем и привлекает -- ведь до сих пор в России живет убеждение, что оперный театр и должен быть именно таким. Не думаю, что от такого выбора нетривиальная постановка Мариинского театра пострадает: «Тристан» -- культурное и художественное событие, кроме того – современное. Его вполне можно представить на европейском фестивале класса А. Однако элитарный театр оценят профессионалы. Жюри же отразило народное мнение.

См. также:

Лиза Биргер. Правила переноса. (Рецензия на "Тристана и Изольду" в постановке Дмитрия Чернякова)

Алена Карась. Маска, открой личико!

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).