будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино Star Wars
Июль 4, 2025
Культура
Сакоян Анна

«Звездные войны»: бизнес-модель и мифология

«Звездные войны»: бизнес-модель и мифология
star2
«Звездные войны». Мифология и бизнес. Источник: Фото: endorexpress.net

По мере приближения премьеры фильма «Звездные войны: Пробуждение Силы» в крупных СМИ стало все больше публикаций на тему «Звездных войн». Помимо обсуждения этапов кампании по продвижению этого продукта, некоторые авторы анализируют его бизнес-модель. Также актуализировался вопрос о культурном значении этой саги.  

В одном из недавних материалов The Economist новый фильм называют хитом года – особенно в сравнении с тремя предыдущими фильмами, которые оказались публику разочаровали. Новый владелец проекта компания Disney развернула амбициозную кампанию по продвижению проекта. К настоящему моменту создана целая система, в центре которой находятся фильмы, а на периферии – обслуживающие бизнесы, производящие тематическую продукцию (парки, сувениры, музыка, телепередачи, публикации), причем продукция в каждом из жанров автоматически повышает привлекательность остальных продуктов.

 
Фото: endorexpress.net

Собственно, это уже довольно старая и отработанная коммерческая схема Disney, которую теперь применили к «Звездный войнам». Говоря шире, именно эта технология продвижения теперь стала ключевым источником прибыли компании, которая больше вкладывается в инфраструктуру «коммерциализации детства», обслуживающую продукт, нежели в его содержание. Содержание она черпает на стороне, покупая уже готовые культовые и, следовательно, наиболее перспективные проекты. В русле этой тенденции Disney на определенном этапе купили студию Pixar.

Эта схема стала для Disney решением проблемы падения спроса на ее продукцию. Аудитория с появлением интернет-каналов стала гораздо более избирательной в плане содержания и качества развлекательной продукции. Пришлось сделать ставку на уже готовые культовые продукты. Насколько эта бизнес-модель надежна, пока судить трудно. В частности, неизвестна продолжительность жизни культовых франшиз. Однако Disney, с учетом его прибыли, пока может позволить себе эксперименты.

В связи с темой культовости и обострением массового интереса к «Звездным войнам» многие начали вспомнить эссе 2005 г. об «американской мифологии», опубликованное первоначально в издании Catholic World Report. Автор эссе анализирует значение этого проекта, с точки зрения развития голливудского кино. Сам факт влияния мало кто отрицает. Однако есть критики которые считают, что это воздействие было разрушительным. Фактически, по их мнению, «Звездные войны» стали поворотным моментом, откуда началась инфантилизация Голливуда, который с относительно интеллектуальных фильмов вроде «Крестного отца» переключился на сюжеты вида «Матрица» и «Властелин колец».

Их оппоненты возражают, что этот эффект был, наоборот, оздоравливающим. Благодаря этому повороту Голливуд перестал скатываться в эстетику декаданса и начал снимать кино про конструктивные ценности и противостояние добра и зла.

Критиков можно понять, комментирует автор. Действительно, фильмы Лукаса в содержательном плане оставляют желать лучшего: они глупые, играют в них плохо, сценарии непродуманны и в ряде случаев просто внутренне противоречивы. Особенно эти дефекты стали заметны при попытке снять приквел, который оказался неудачным.

Тем не менее, при всех этих недочетах, вселенная Лукаса оказала влияние на целое поколение кинозрителей. Не в последнюю очередь, это связано с тем, что в лице «Звездных войн» Голливуд нащупал основание для создания «американской мифологии» - того, чего американскому обществу не хватало и чем в избытке наделена Европа, у которой есть настоящий эпос и стоящий на этих основаниях Толкиен (а также наделен и Дальний Восток, у которого есть самураи).

 
Фото: endorexpress.net

«Звездные войны», с одной стороны, обладают эпичностью, а с другой стороны, вобрали в себя черты вестернов. Фильмы про ковбоев, в какой-то момент пользовавшиеся всемирной популярностью, в итоге всем надоели. Между тем, с точки зрения своего происхождения, они гораздо ближе к фольклору и, следовательно, к мифу, чем довольно абстрактный авторский продукт в жанре фентези. Вестерны основывались на огромном количестве былей и небылиц, которые бытовали в повседневной жизни и передавались из уст в уста. В этом смысле включение их элементов в систему вселенной «Звездных войн» было неизбежным. Это было сделано примерно по той же модели, по которой Толкиен включил в свою вселенную европейское культурное наследие. Безусловно, по содержательности и художественной ценности «Звездные войны» невозможно поставить в один ряд с произведениями Толкиена. Однако по факту они выполнили свою мифологизирующую функцию, чем и обусловлена их продолжительная актуальность для американской культуры и продуктов ее экспорта.

Сакоян Анна
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).