будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Чернышева Вероника

Звезды на майках

Звезды на майках
211206

Право прошлому на будущее обеспечивает ностальгия. Смысловые признаки явлений    минувшего постепенно уходят в небытие. Остаются только символы, знаки. Графические обозначения чего-то общего и, наверное, все-таки хорошего. А может, и плохого, но в том-то и суть, что это уже не важно.

Графические символы эпохи начинают жить сами по себе, безбоязненно и безнаказанно, только тогда, когда все, что они когда-то всерьез обозначали, уже обессмыслено. Не опасно. Так, советская мода, та, что выезжала на Запад, дарила миру русское аутентичное, на самом деле давно утонувшее в обобщенно-советском, и в стране Советов, за вычетом, может быть, специальных интересов собирателей фольклора, как будто не функциональное. Впрочем, почему «дарило»? Дарит и продолжает дарить.

Русский стиль, лубок, меха и хохлому взяли на вооружение и «успешно продвинули» за границей дизайнеры Алена Ахмадуллина, Денис Симачев. Симачев, поясняя как-то успех своих коллекций, говорил: «Лубка не надо стесняться». Перефразируем: «Совка не надо стесняться тоже». Он имел место быть, значит, имеет право и на переосмысление. Художественное переосмысление. Кстати, советское в творчестве Дениса Симачева – тема вполне отдельная.

Когда отжило свое и советское, символы его вошли в моду. Но отжило ли – вот в чем вопрос. В Эстонии, например, с этим не согласны. Больше того, страх вызвать к жизни то, что эти символы означали, не так давно породил широкую общественную дискуссию. Правительство внесло в парламент поправки в законодательство, предусматривающие наказание вплоть до 3 лет тюрьмы за использование советской символики. Советское приравняли к нацистскому. Флаг и герб, как символы тоталитарности запретили, правда, пояснили, что орденов запрет коснуться не должен. Это означает в каком-то смысле, наверное, и то, что для них еще реально все, что для нас уже миф. Только на самом деле абстрагироваться от смысла можно, лишь перестав бояться и символа, знака. Кристальным примером такой безопасной бессмыслицы можно, наверное, признать появление белых букв «СССР» на красных олимпийках известных западных спортивных марок.

Или вот общий вид формы для российской олимпийской сборной, с помпой представленной в прошлом году в ГУМе. Внеконтекстное употребление знаков привело к тому, что форма получилась как бы многословной, нелаконичной. Что объяснимо – перед дизайнерами стояла не решаемая пока задача определиться со знаками нашей идентичности, не то утраченной, не то никогда не бывшей. Вышла, как говорят лингвисты, такая «суггестия смысла», сгущение то есть, что просто ах! Сочетание красно-белого – уже много, нашивка на рукаве с золоченым двуглавым орлом – еще больше, чебурашка – само собой, орнамент, что словно с фантика «конфеты-барбариски» – тоже как будто сам по себе. Серпа и молота явно не хватало. И это не в упрек дизайнерам, отнюдь. Но просто они, серп и молот, действительно, просились туда. Хотя бы намеком. Только не оставалось места.

Кстати, возвращаясь к смыслам, «серп и молот», если верить Большой советской энциклопедии, как эмблема советского государства, ничего плохого в первичном значении в себе не несли. Это была «эмблема советского государства, символизирующая мирный труд советских людей, братский, нерушимый союз рабочих и крестьян, подчеркивающая, что вся власть в стране Советов принадлежит трудящимся» (БСЭ, т. 23, с.923). Страны Советов больше нет. А где ее символы?

Об этом, а также о новых символах новой страны Веронике Чернышевой рассказал дизайнер Денис Симачев.

Денис, какое место в вашем творчестве занимает, если занимает, символика Советского Союза?

Все советское занимает большое место в моем и не только моем творчестве. Мы родом из Союза, мы черпаем оттуда. Это логично, объяснимо и понятно.

Советский стиль заменит русский или они будут сосуществовать?

Это части общего русского стиля, как и царская эпоха, например. Одно другое не заменяет. Так же и Советский Союз. Он закончился, а мы пожинаем плоды.

Что сейчас вас больше всего вдохновляет?

Девяностые годы. Годы перестройки. Самое время их художественно переосмыслить.

Какие они?

Красочные, яркие, незабываемые. Всем есть что в связи с этим вспомнить.

Мы переосмысливаем то, что уже в какой-то степени мифологизировано. Это относится к русскому, к советскому стилю, вот теперь уже – к девяностым. А как насчет образа действующего российского президента?

Его образ использовать можно, но рано. Должно пройти время, чтобы посмотреть на все это со стороны. И как раз лет через пять-шесть будет понятно, как его можно переосмыслить, модернизировать.

Возможно, что на изделиях Дениса Симачева появится соответствующий портрет?

Нет, не портрет. Вы говорите про эпоху, я отвечаю про эпоху. О ней будет что-то понятно через лет шесть, не меньше. Хотя портрет уже был. Но это было еще тогда, когда Владимир Владимирович был исполняющим обязанности президента.

В чем, как вы считаете, секрет вашего личного профессионального успеха, востребованности?

Наверное в том, что я все делаю честно. Когда все делаешь честно, не лукавишь в том, что делаешь, делаешь от души, все получается. Приходит успех.

Говорят, вы один из самых любимых дизайнеров Романа Абрамовича. Что вы можете сказать о вкусах глобальной бизнес-элиты? Вы задаете им моду или ориентируетесь на их предпочтения?

Ориентироваться на них тяжело. Все происходит параллельно и само собой. Я просто наблюдаю за их жизнью, также как и за жизнью других слоев. Из этого получается некий образ, который я потом модернизирую в коллекции.

Кого вы считаете самым стильным из российской бизнес-элиты?

Брынцалова. Это, наверное, самый стильный человек. Он еще скажет свое в плане создания образа. Я всегда поражался его способности сочетать не сочетаемое на себе. Он мне очень нравится.

Это серьезно?

Да, я никогда не шучу.

Это правда, что в самом начале вашей карьеры вам содействовала жена Бориса Березовского?

Много людей участвовало в моей творческой судьбе, как художника. Каждый, кто покупает вещи, он уже участвует в твоей судьбе, особенно в самом начале, когда важны хоть какие-то заказы.

О чем вы мечтали, когда все только начиналось?

Мечтал спокойно заниматься своим делом, но не быть известным, узнаваемым, спокойно передвигаться на общественном транспорте. Пока не всегда получается. Это расстраивает. Мечтал всегда оставаться свободным человеком, свободным в выборе того, что я делаю.

А в детстве?

Хотел стать ментом. Преступников ловить, побеждать, драться.

Как случилось, что вы все-таки стали художником?

Художником нельзя стать в одно прекрасное утро. К этому можно идти всю жизнь. Я всегда учился рисовать. И только последние пять лет занимаюсь одеждой, так получилось.

Возможно, что через пять лет все совсем станет иначе и мне будет хватать времени заниматься чем-то еще.

Вы когда-нибудь представляете себе будущее? Страны, своих близких, свое собственное?

Думаю, что в будущем весь мир объединится, наверное, в какую-то одну страну, будут все жить вместе, как живет сейчас достаточно унифицированно Евросоюз.

Вы востребованный на Западе дизайнер, как выглядит сейчас экспортный вариант нашей страны?

Кричащие цыганские шмотки, с явным русским подтекстом. Все такое немного аляповатое. Ничего не поделать – это то, чего требует от нас сейчас Запад.

Это хорошо или плохо? Чего бы хотелось лично вам?

Хорошо, что есть хотя бы это. Дальше потихоньку можно будет отходить от кокошников, лаптей и медведей и формировать что-то новое. Пока тяжело. Потому что ассоциации четкие, их трудно рушить.

Как, по-вашему, будет выглядеть это новое? Каковы будут сущностные характеристики этого нового образа?

Нашего искусства должны выйти на поверхность и возглавить наше шествие на Запад.

См. также:

Сайт Дениса Симачева

Чернышева Вероника
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).