будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Рецензия ЛО
Июль 2, 2025
Лукоморье
Гродская Елена

Глиняные трубочки курить

 

 

Облачные, невесомые стихи Михаила Айзенберга в подборке шестого номера «Знамени» за 2009 год звучат печальнее, чем раньше. Название подборки «Посмотри, какой убыток» дословно отображает ее суть, эти стихи шелестом, шуршанием, «шу-шу» передают читателю чувство убывающего времени. Образы вечной мерзлоты, города, ставшего «пятном на карте», пыли стеклянной, равнины, похожей на «шкуру мертвую бизонью», создают впечатление ускользающей реальности, мертвеющего пространства, обмороженности. Автор пытается заговорить время и пространство, дав им определения, напрямую обращаясь к реальности («Ты не ешь меня, лиса»), однако вечная мерзлота не очень-то податлива, она сопротивляется теплому, живому слову. Итак, главная интрига этой подборки Айзенберга, равно как и всего его творчества (и стихов, и эссеистики), – это борьба за выживание в убывающем времени.

Конкретные реалии (Шилов и Посохин, Байкал, Манхеттен), сочетаются с литературными, мифологическими и сказочными (лиса из уже процитированной строчки, двойник, вороватая синица, море-окиян, нереиды). Из-за этого стихам невозможно дать определенную прописку. Время, изображенное в них («Время – черный передел / между первыми, вторыми»), воплощенное в такой образности, приобретает символичность, становится и утраченным, как у Пруста, и потерянным, как в «Сказке о потерянном времени», и в прямом грамматическом смысле слова временем прошедшим совершенным («Уже Москву и Питер на мельницу свезли», «Город стал пятном на карте», «Если кто исчез удачно»). Из такого времени нет выхода.

Вспоминается метафора из раннего стихотворения Айзенберга – существование внутри кита. Ощущение проглоченности, если по-другому сказать – замурованности, не позволяет герою стихотворения вдохнуть полной грудью (из другого раннего стихотворения – «жаба грудная»). Вот эта проглоченность-замурованность в поздних стихах усиливается.

Ложный пафос, возможный при трудности такого положения, поэту чужд. Он не бьет на жалость, его стих скуп на прямой сантимент и только иногда прорывается прямым вопросом или восклицанием («А ты, мой свет?», «Что ж ты, братец!»).

Однако прошедшее совершенное сочетается с совершенным будущим. Одним из ключевых стихотворений подборки представляется последнее. Что делать в этом убывающем, ускользающем, «не нашем» времени? «Собираться вместе вечерами, / голос понижать, сдвигать стаканы, / глиняные трубочки курить». Череда инфинитивов опять же без пафоса отвечают на извечное «что делать?». Предлагаемое спасение – это уход в прошлое в новых условиях («Нам судьбу придется повторить»). Значит, остается ловить ускользающее время за хвост.

Много написано о новизне стихов Айзенберга. Вот, например, мнение Владислава Кулакова: «М. Айзенберг вслед Мандельштамом пишет не «образами», а кусками «дикого» речевого мяса… Эстетическая позиция М. Айзенберга – позиция, по сути, минималистская». Сказанное Кулаковым относится к раннему Айзенбергу. В поздних стихах, как мы видим, конкретная образность появилась, однако стих для поэта не перестал быть проблемой. «Назови любое слово, / ведь название всему / никакое не готово. / Не поверишь: никакого. / Никакое. Никому».

Конечно, любой поэт пишет словами, но усилие, с которым подбирается каждое слово, отсутствие инерции отличают Айзенберга от многих стихотворцев. «Стихи – скорее танец, чем рассказ», – говорит Айзенберг-критик и следует этому принципу в своей поэзии.

И вот здесь происходит, по-моему, главное. То усилие, которое совершает поэт для названия условий этой жизни вечной мерзлотой, песком заледенелым, чудесным образом приносит освобождение. Сравнение жизни с холодной водой «из Байкала, из фонтана, / из ручья под лопухом, / из стеклянного стакана / со щербатым ободком» позволяет дышать глубже. Эта вода становится живой.

                                        

                                                                     

Гродская Елена
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).