будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
полемика
Июль 4, 2025
Лукоморье

И все-таки

Дорогой Митя!

Итак, мы определились: более или менее зрелое поколение принимает действенные решения (издания, публикации, премии и т.п.) по большей части в отношении сверстников и младших. Исключения можно посчитать по пальцам: Айзенберг – Улитин, например. Или, в какой-то степени, ты и Вениамин Блаженный. Ситуации установления справедливости. Двадцати- и тридцатилетние поэты (и прозаики) в ходе своего литературного развития претерпевают те или иные влияния и читательские потрясения. Возникает нечто вроде причудливой и зыбкой карты предпочтений. Наверное, эта карта предпочтений имеет какое-то отношение к загадочному «суду времени», перерабатывающему субъективное в объективное и утверждающему того или иного художника в вечности. Но этапы «легализации» уже состоявшихся репутаций, увиденные нами ретроспективно, по-моему, устроены иначе. Во-первых, они складываются из твердых событий (изданий, публикаций, больших критических статей). Во-вторых, эти твердые события не являются выражениями многозвенной карты предпочтений. Они идут изнутри одного действующего лица. Например, ты, прежде чем издать Блаженного, вряд ли показываешь оригинал-макет многим 30-летним, ты просто делаешь, что хочешь.

Для выражения серьезной связи младших со старшими ты нашел хорошее слово – преемственность. Ты прямо не говоришь, но намекаешь – значение поэта увязано с тем, насколько он наметил обаятельную линию, по которой пошли несколько крупных последователей. Как-то увязано. Но есть другая типологическая ситуация – поэт настолько исчерпал то, что наметил, что длить это как-то бессмысленно. Всеволод Некрасов. Хармс. Пастернак. Есенин. Я не говорю, что эти линии не продолжают. Я говорю, что эти продолжения как правило вызывают чувство неловкости. Про Бродского и говорить не буду. Есть и третья ситуация – поэт настолько многообразен, непохож сам на себя, что элементарно непонятно, что здесь длить. (С какой-то точки зрения – именно стратегическую многообразность, но это очень условно можно назвать преемственностью).  Примеры – Набоков-поэт, Николай Байтов.

Не настаивая, не ради полемики, я бы все же в качестве рабочей единицы того, о чем мы говорим, избрал не преемственность, а читательское потрясение. Следствием его может быть стилевое влияние, может – временное онемение, а потом возобновление письма «в свою сторону» - но на более жестких условиях, что ли. Может быть и поворот на 180 градусов от предмета восторга: например, писал молодой поэт наивно в сторону Введенского, пока не открыл собственно Введенского, не уяснил, что это уже сделано, и не начал писать (через год) абсолютно другое. Нет нужды говорить, что примеры - из жизни.

Ты пишешь: «при такой постановке вопроса наравне со стихами можно рассматривать музыку, кино, городской ландшафт и бегущие в небе облака: индивидуальное творческое пространство автора складывается из достаточно разнородных воздействий, совсем не только из текстуальных».  Именно так.  Раневская, например, говорит о влиянии Пушкина на ее актерские работы; Томас Вулф как своих учителей называет Достоевского и Моцарта. Транспонируя ситуацию в наших интересах – вот поэт, который влияет не только на поэтов, а и на композиторов, актеров, живописцев. Почему это плохо или неинтересно, не пойму.

Я сейчас по роду деятельности в том числе беру интервью у поэтов – состоявшихся и с чьим творчеством я хорошо знаком. В вариативной форме возникает вопрос о читательских предпочтениях, важности того или иного поэта в их судьбе. Не вдаваясь в детали – примерно половину имен можно как-то вычитать из стихов, половину – нет. Это можно назвать скрытыми влияниями (они повлияли на линию письма, и еще как). Например, практически всегда называют Мандельштама, Ходасевича и Г.Иванова – вне зависимости от зримой преемственности.

Наверное, имеет значение этот самый список важных имен из интервью (опроса) зрелых литераторов. Это и есть обратный отсвет условно младшего поколения на условно старшие, каким-то образом существенный. Но его – именно в силу полускрытости – трудно назвать частью литературного процесса. Остальное – статистика посвящений, эпиграфов, взаимоцитат – на поверхности, но маловажно.

Заметь, я в третьем материале кряду пытаюсь найти элементы важных предпочтений относительно младших среди относительно старших. Я говорю, в частности, о выборе 60-летних среди физически мертвых. Но я и его всерьез не вижу.

Кто делает Блока Блоком из младших? Он уже к 1910-м годам сам себе Блок – более или менее востребованный в дальнейшем. Допустим, мы видим преемственность Поплавского по отношению к Блоку. Хорошо. Но по разным обстоятельствам и в 2010 году юноши и девушки узнают: Тютчева до Мандельштама, Фета до Анненского, Блока до Поплавского.  Что, ранний Кибиров доносит до нас советскую поэзию? Или заменяет ее? Или все-таки всё сложнее?

Про двадцатилетних мы с тобой оба говорим предположительно. Но в материалах Насти Афанасьевой меня насторожил именно порядок действий. Если бы она взяла трех своих любимых поэтов одного поколения и вдруг обнаружила у них общие черты, это бы имело хоть и субъективный, но какой-то эвристический смысл. По ее собственному объяснению, которое я устал цитировать, она взяла (непонятно откуда) тенденцию, потом проиллюстрировала ее тремя самыми подходящими поэтами. Мне кажется произвольным и некорректным сам метод. Если тебя вдруг одолело благодушие, и тебе этот метод выдвижения тенденции с последующей иллюстрацией кажется вполне себе корректным, уточню: он не удовлетворяет принципу фальсифицируемости по Попперу. А говоря проще, так можно утверждать что угодно.

Насчет моего наблюдения относительно дневника, речевой спонтанности и верлибра. Оно сделано в ходе «Фестиваля фестивалей» 2007 года в Москве на материале выступления примерно 30-40 молодых поэтов из разных регионов РФ. Те, кто там присутствовали, не дадут соврать. Я сейчас не вдаюсь в твои рассуждения относительно отделения верлибра в узком смысле от сложно устроенного дольника, неявно рифмованного текста и т.п. С этой точки зрения и Могутин верлибрист хорошо бы на треть, и у Кирилла Медведева в самом что ни на есть верлибровом периоде встречается рифма, а половина коротких текстов – вообще удетероны. Это всё интересно и верно, но ведь не к месту. Я говорю о верлибре в широком смысле – как о чем-то очень непохожем на наивный ямб-хорей и свидетельствующем о знакомстве с поэтами круга «Вавилона». Это и было (и, думаю, остается) мэйнстримом среди двадцатилетних, выделенных из общего потока стараниями кураторов, идейно близких к «Вавилону», чего и следовало ожидать.

В части того, что молодым тем же Файзовым, Ю.Цветковым и тобой предлагается на выбор довольно много разнообразного, готов охотно согласиться.               

читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).