будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
полемика
Июль 4, 2025
Лукоморье
Штыпель Аркадий

К вопросу об инвентаризации

Вавилонскийталант равен 30 кг. То есть годовые поступления золота в казну царя Соломона,если доверять сомнительным источникам (хозяйственных документов ведь несохранилось), составляли порядка 20 тонн, а никак не 20 тыс. тонн, но не в этомдело.

Ты пишешь: «а ведьэти сокровища и есть главный золотой запас истории – и Крестовые походы, итамплиеры, и протестантская Реформация, и американская религиознаятолерантность якобы завязаны на эти деньги». Если это сказано в прямом смысле(правда, здесь стоит уступительное словечко «якобы», то это попросту бред, аесли в переносном - то я вообще не понимаю, причем здесь Соломон и что ты этимхочешь сказать. Это и есть наше основное наше расхождение, а вовсе не вопрос осозерцательной или активной позиции художника. Этот вопрос меня вообще малозанимает, тем более что среди мало-мальски значимых стихотворцев трудно найти«чистого созерцателя» или «чистого активиста». Впрочем, не скрою, «чистыйсозерцатель» мне все же симпатичней, нежели «голый активист», но, опять же,дело не в этом.

Делов том, что художества имеют право быть какими угодно - двусмысленными,многосмысленными, загадочными, темными - а вот рассуждения наши должны быть какможно более внятными и отчетливыми. В поэзии мы можем быть сколь угодно плохимифизиками, наши метафоры могут быть сколь угодно фантастичны, а в жизни исуждениях мы обязаны быть хорошими физиками.

Тезис«поэзья правит жизнью» меня вполне устраивает как фантазия поэта,  как стихотворная ямбическая строка саллитерацией на «з»,  но никоим образомне как реальность и уж тем более не как чаемый идеал. Потому что на самом делевсе совсем не так. Поэзия если где и правит жизнью, то лишь в архаичных,родоплеменных или фанатично-религиозных сообществах.

Я нестану спорить с поэтическими грезами о «золотом веке» архаики: в конце концов,еще  античность увлекалась такого же родагрезами.

Но ярешительно против «реванша» архаики в реальной жизни. Я не хочу жить ни подомострою, ни по талмуду, ни по шариату, ни по какой-нибудь салической правде.

«Мировомугороду» есть в чем каяться перед «мировой деревней», но это не значит, что«мировой город» должен смириться перед этой «мировой деревни»контрнаступлением. А то, что, как ты пишешь в «Норумбеге», «мир постепеннодрейфует назад, к фундаментализму и традиции» - это и есть такоеконтрнаступление. А раз так, то я согласен и на «либеральную жандармерию». Ноэто - совсем другая и притом слишком серьезная и сложная тема. 

Тыспрашиваешь, уж не подростки ли создали «Каббалу» и «Веданту». Сам я этих книгне читал (да и ты, скорее всего, с ними знаком по пересказам и отдельнымвыдержкам), а то, что я о них знаю - по тем же пересказам и выдержкам, - никакне позволяет мне заподозрить в них неисчерпаемый кладезь мудрости. Ни в ученииоб иллюзорности видимого мира, ни в толкованиях тайного значения букв Торы.Хотя там, конечно, есть своя поэзия. Так же, как и в  твоем высказывании «сознательно осознаватьнеосознаваемость неосознанного». Красиво сказано, хотя лично для меня этополная бессмыслица.

Наширасхождения можно показать на простой модели. Древний кузнец сопровождал своюработу магическими заклинаниями. Я в этих заклинаниях могу видеть высокуюпоэзию или богатый этнографический материал, но я не допускаю и мысли, что этизаклинания могли иметь какое-то технологическое значение, разве что помогали занеимением часовых устройств отмерять время той или иной операции.

Тележноеколесо придумал взрослый гений, а Колесо Сансары -  мечтательный ребенок.

Япрекрасно понимаю, что способность к пустой болтовне есть величайшаяспособность и величайшее достижение человечества, что эта способность естьпервопроявление и необходимая предпосылка абстрактного мышления и в этом смысле- основа всей нашей цивилизации. Которая, тем не менее, зиждется, образно говоря, на теореме Пифагора, аотнюдь не на пифагорейской мистике.

Философияможет быть красивой, увлекательной, остроумной, но не бывает философииистинной. И я не понимаю, чем это «философия ковбоев» априори хуже «философиибюргеров». У «ковбоев» есть даже некоторое преимущество - они, вроде бы, вменьшей мере, нежели «бюргеры», претендуют на прикосновенность к Абсолюту.

К словусказать, «Закат Европы» - это все-таки Шпенглер, а не Шопенгауэр. Конечно же, утебя описка, но симптоматичная для символистического подхода, когда важен неконкретный философ, а символ философа..

Тыспрашиваешь: «Стихи для тебя что? Тексты? Ты получаешь наслаждение от текста?»Отвечаю: да, стихи - это тексты. Без читателя любой текст, будь то СвященноеПисание или вечерняя газета, - ничто. Нам, стихотворцам-стихоплетам, конечноже, отрадно верить, будто наши тексты, наши сотрясения воздуха что-то весят навесах вечности, но на самом деле без читателя, без кого-то другого - они невесят ничего. Свое читательское, да и писательское удовольствие я получаю не«от текста» как такового, а от диалога, от своего чувственного и мыслительногоотклика на текст.

Всепроходит, и вряд ли можно считать, будто «Илиада» «остается основой европейскойцивилизации», тем более что западному, невизантийскому средневековью она вообщебыла неизвестна и всплыла лишь в эпоху Возрождения.

Еслиуж говорить об основах западной цивилизации - то это, скорее всего, Новыйзавет, римское право и «Математические начала натуральной философии» Ньютона.Впрочем, к предмету дискуссии это не имеет прямого отношения.

Вконечном счете, затевая этот спор, я исходил из одного-единственного тезиса:увлечение архаикой, «апология варварства», выходя из сферы «чистой поэзии»,несет в себе определенные интеллектуальные (а вернее, антиинтеллектуальные)соблазны и опасности - что и было подтверждено ходом дискуссии.

Штыпель Аркадий
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).