будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
полемика
Июль 4, 2025
Лукоморье
Шипнигов Иван

Неизящная словесность, или телесность в литературе

Елена Колядина получила премию «Русский Букер — 2010» за роман «Цветочный крест». Наверное, каждый, кто хоть немного интересуется современным литературным процессом, прочитал пару гневных или издевательских рецензий на это произведение, а несчастное слово «афедрон» теперь знает, скорее всего, любой, у кого есть интернет. Наблюдая такую единодушную травлю романа, который лично у меня не вызвал ничего, кроме брезгливого смеха, хочется даже встать на его защиту. Встать, несмотря на обилие липких, пахучих, щедро смазанных человеческими выделениями словечек, конструкций, оборотов и образов, относящихся к так называемому «телесному низу». «Цветочный крест» написан будто капитаном Лебядкиным, который ударился в агрессивное русофильство, пропитался дешевой шовинистической религиозностью, потом ощутил себя трансвеститом и решил сочинить что-то среднее между «Кысью» и «Днем опричника». Видите, и я толкаю падающего; очень уж противный роман. И в то же время роман этот — как нельзя более удачный повод поговорить о том, что мне видится важнейшей проблемой современной русской литературы. Целомудрие, свойственное классике, сдалось, секс на страницах появился, но для его описания нет языка, потому что нет культуры и традиции. 

Что мы имеем?

Есть три надежных древних термина: женский половой орган, мужской половой орган и глагол, обозначающий процесс их соединения. Стройность и простота праславянской картины мира вызывает восхищение. Все, что нужно, и ничего личного. Чеховский лаконизм.

Уменьшительно-ласкательные конструкции вроде «твой огнеглавый дракон стремится в мою фисташковую шкатулку» не считаются, ибо принадлежат идиолектам, а не языку. Понятно, что в быту большинство людей ими и обходятся, но литературе от этого не легче.

Есть мерзкие медицинские термины: мастурбация, куннилингус, эякуляция. Чтобы эти ледяные латинизмы стали частью сексуальной культуры и вошли в язык, должно пройти столько же времени, сколько прошло с момента гибели Римской империи. Если девушка из романа томно попросит своего бойфренда: «сделай мне куннилингус», а я, к примеру, на минутку отождествлюсь с этим парнем, то хочется, знаете ли, сделать образованное лицо, включить противный синий свет, взмахнуть крылами халата, запыхтеть под марлевой повязкой, всколыхнуть белые простыни. Забряцать пинцетами в ванночках, сверкнуть скальпелем: передо мной молчаливо разложен холодный, чужой и далекий женский наружный половой орган — здесь у нас выделяется, тут смыкается, прикрывая, а вон расширяется, обеспечивая. Там у нас набухает. Так-то. Коллега, когда поступило тело?

Вспомните хоть одно приличное, не зубодробительное и не слюнявое описание телесной близости, прочитанное вами в последние несколько лет. Чтобы без «они пили друг друга жадно» и «было в ней что-то жалкое». Чудовищно смешны и жалки постельные сцены в «Общаге-на-крови» Алексея Иванова. 23-х-летний возраст автора, в котором написан роман, может объяснить, но не извинить страшный коктейль из бульварщины и пионерщины, в котором купаются страдающие приапизмом и бешенством маток обитатели студенческого общежития. Пелевин подает сексуальность героев под ледяным соусом своих фирменных блестящих, издевательских шуток: «… бывшая цирковая шпагоглотательница, перековавшая мечи на орал». У Толстой в помянутой выше «Кыси» ничто не выбивается из народной, лубочной тональности: «Шутки шутить». Дмитрий Горчев и в этой теме оставался верен себе, лавируя между самой прямолинейной грубостью и изысканной, кокетливой витиеватостью: с одной стороны, «ебля», с другой — «мужчина с восставшей плотью может казаться величественным лишь самому себе».

Отдельная, большая тема — Владимир Сорокин. Я всегда любил его за последовательно отстаиваемую им позицию: долой целомудрие, перерастающее в ханжество; в жизни нет ничего такого, что не могло бы появиться в литературе. Открыв Сорокина сразу после Тургенева, я какое-то время радовался честности и прямоте, которая не давала документализму скатиться в физиологизм. Все обвинения любимого писателя в «порнографии» жутко смешили: гораздо большая порнография — публично сжигать книги, ибо это есть разврат грязной, жестокой души, а простое, без сюсюканья и вранья, описание того, что делают все, — всего лишь литература. Но потом этот эротический реализм наскучил; не «Темные аллеи», чего уж там.

Есть ли талантливо описанный секс у кого-то, кроме Бунина? Навскидку, есть: у Георгия Иванова в «Распаде атома» можно найти страшные, холодные, но безупречные во вкусовом, стилистическом плане описания. Довлатов гордился своим «холодком пепельницы на животе». Естественно, много сделал Набоков, ведь «Лолиту» долго не хотели печатать именно за «откровенность», и публикация романа значительно расширила тогдашние западные представления о границах допустимого. Искать и анализировать подобные удачные примеры — хорошая цель для большого литературоведческого исследования.

В ХIХ-м веке нам остаются тургеневские и чеховские голубые платья, гладко зачесанные за уши волосы, маленькие ножки, розовые кисти рук, фиалки и васильки, рассыпанные на коленях, голые плечи, аромат дыхания, блеск в глазах, душистое белье, шляпки, вуалетки, лорнетки, перчатки, воображаемые кружева и изгибы в мутной от страсти темноте девичьей спальни — для многих, в том числе и для меня, это секс покруче, чем у Сорокина. Не забудем и гормональные переживания Наташи Ростовой, выданные позже за диалектику души. Погрустим, что литература наша метнулась сразу от одного полюса к другому; писатели не смогли попасть в золотую середину, а литература почему-то не захотела помочь им опытной нежной рукой.

Юрий Шевчук в «Школе злословия» рассказывал такой анекдот. Он знал когда-то рабочего, «шукшинского персонажа», и рабочий этот, по мнению его знакомых, знал все. Однажды его спросили:

— А вот крокодилы, как они делают это? Любят друг друга?..

На что рабочий, по словам Шевчука, затянулся папироской, посмотрел вдаль и ответил:

— Они-то? Как люди…

Я это все к чему. Отчаянно хочется открыть однажды современный роман и увидеть не объевшихся виагры сплетенных в липкий клубок пресмыкающихся, а обыкновенных людей, которые любят друг друга — как люди.

Шипнигов Иван
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).