Утренние газеты сообщили: проживающий в Малайзии председатель Международной федерации дзюдо Владимир Путин выразил надежду на то, что новые российские власти не опустятся до преследования политических оппонентов и сведения личных счетов. Он указал, что попытки привлечения к уголовной ответственности лиц, чья вина состоит лишь в честном исполнении своих обязанностей в период его президентства вызывает глубокую озабоченность и заслуживает внимания российских и международных правозащитных организаций.
По словам экс-президента России, он и его наиболее близкие сторонники всегда действовали в рамках законодательства, а также правоприменительной практики своего времени, это относится ко всем резонансным делам: так называемых “олигархов”, “шпионов”, “ветеринаров”, “энергетиков” и т.д. “Любой непредвзятый человек вспомнит мои попытки дозвониться до генерального прокурора России, чтобы выяснить суть претензий к Владимиру Гусинскому, мое несогласие с необходимостью ареста Михаила Ходорковского, преодоленное только благодаря убежденности тогдашнего генерального прокурора Владимира Устинова в общественной опасности пребывания главы ЮКОСа на свободе, нежелание допустить банкротство ЮКОСа, решительное осуждение практики налогового терроризма и другие шаги, демонстрировавшие приверженность международным стандартам прав человека и либеральным ценностям”, - заявил Владимир Путин. – Разумеется, не все удалось, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. И процессы, которые происходят в современной России – лучшее подтверждение правильности выбранного тогда курса”.
“Будучи президентом всех россиян, - напомнил Владимир Путин, - я не мог не учитывать господствовавших в обществе желания восстановления социальной справедливости. Определенное давление на нашу политику оказывали набиравшие все большую силу радикальные молодежные движения, собиравшие многотысячные митинги с требованием передачи именно им ответственности за судьбы страны и ресурсов, необходимых, чтобы нести эту ответственность”.
На высказывания фигуранта громкого московского процесса немедленно отреагировала пресс-секретарь мэра Сочи Наталья Вишнякова. По ее словам, заявления экс-президента являются неприкрытым давлением на суд. Предварительное изучение материалов обвинения, проведенное ее шефом с привлечением его многолетнего профессионального опыта, показало, по ее словам, “глубокую обоснованность обвинений в адрес бывших сотрудников администрации Президента России, а также “скрывающегося от правосудия гражданина Путина”. “В качестве свидетеля, - заявила она, - Владимир Устинов вполне определенно дал понять, откуда именно исходили указания по ведению обсуждаемых процессов. И не надо теперь переваливать с больной головы на здоровую”.
Действующая под эгидой Госсовета КНР Федерация за гражданские и социальные права в своем заявлении откликнулась на заявления главного дзюдоиста планеты куда более сочувственно: “Возникают основания подозревать новое руководство России в политических преследованиях оппозиции, в стремлении лишить ее источников к существованию путем отъема собственности, честно приобретенной в ходе распродажи активов ЮКОСа и некоторых других компаний”. МИД КНР никак не прокомментировал заявление китайских правозащитников, однако выразил обеспокоенность возможностью отъема принадлежащей Китайской Национальной Нефтяной Компании (CNPC) доли в “Юганскнефтегазе” и Восточносибирской нефтяной компании: “Китайский капитал являлся добросовестным приобретателем этих активов – вне зависимости от корректности процедур их получения продавцом”.
Попытки корреспондентов добиться каких-либо комментариев от бывших участников упомянутых экс-президентом России движений не привели к успеху. По словам исследователей радикальной молодежной активности, когда прошлая власть испугалась возможного реального участия штурмовых частей молодежных движений в политической жизни страны, с руководителями и наиболее заметными членами штурмовых бригад стало происходить неладное – несчастные случаи, бомбардировка мест проведения тренировок и стрельб и т.д. Немногие выжившие предпочитают никогда не вспоминать об этом периоде.
Официальный представитель Госдепартамента США заявил, что происходящие процессы являются внутренним делом России. По его словам, администрация США надеется, что новое российское руководство обеспечит открытое и беспристрастное судебное исследование обвинений, предъявляемых подсудимым, а также выразил сожаление в связи с тем, что часть обвинений предъявляется заочно.
Руководство Евросоюза собиралось выступить с заявлением примерно того же содержания, но не смогло договориться, представитель какого именно ведомства должен его озвучить.