будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Лукоморье
Ицкович Евгений

Обратный ход "Путеводитель по преображению"

Картина Евгения Ицковича

Картина Евгения Ицковича

1
Уже который год я играю в шашки… 
Крыша моего дома прохудилась, и на голову мне медленно сочится снег, покрывая её белой изморозью.

Чувства мои обветшали и выцвели, и валяются теперь на полу грудой ненужного тряпья, на которые я кладу ноги во время ночного холода.

Да и сам я, наверное, бесцветный, и сквозь бледную спину немеют стены, а сквозь голые ноги пылятся чувства.

Я, наверное, ещё и сухой. Сухой и прозрачный, и если лить в меня тёмную жидкость, то я буду наполняться одновременно шумом и цветом.

Если взгляд упереть, сосредоточить его осмысленную структуру, утвердить его видимый конус, то постепенно он сможет материализоваться, оказаться внешним, глядящим – самовидящей  целью, самосозерцающим смыслом.

Он остановится пред тобой упругий, упорный, и ты, прижимая его к биению пульса, сможешь сказать себе: «Я совершенно спокоен» – и почувствуешь не пульс, а взгляд. Это пульс неразличим во взгляде неподвижном и тронном: «Я совершенно спокоен» – вот, и пульс упорядочен взглядом.

Созерцание приучает сливаться с миром, когда мир и я разлучены и покинуты. Мир движется в мельчайших частицах, в мыслях движения, а я молчу отдалённо. И деревянные полозья старого моего кресла качалки неумолимо точат пологие желоба в брюхе цементного пола бункера, создавая вокруг себя иллюзию жизненного муравейника. 
– Что же, бегите, твари, качайтесь, полозья, я не буду мешать вашей суетной жизни, я всего лишь зритель пересечения ваших путей в паузе моего качка.

Вот, ты – цементный муравей, родившийся в тот момент, когда луч моего сознания вырвал тебя из общей тьмы, и я увидел, как кресло качнулось, и ты родился.

Вот, ты обгоняешь своего собрата, так же как и ты, обречённого на жизнь и смерть у меня на глазах.

Вот, ты катишься из последних сил, и твоя обнажённая цель, твоё последнее стремление – это щель в полу, которая привлекла моё внимание лишь потому, что ты умрёшь там.
Там!!!

Где и что? Я не смогу отличить натруженным взглядом от подобных же шероховатостей пола. Что ты думаешь о значимости своей жизни, о своём стремлении к щели, о впечатлении, которое ты произведёшь на меня – творца и свидетеля, о своём собрате, которого ты обогнал, когда он уже умирал, ощущая терпкость цемента.

Что думаешь ты, и что значит твоё думанье, если твоя жизнь всего лишь суетное движенье, а я полон недвижимости и созерцания.
Вот ты уже и умер, а кресло, качаясь, плодит твоих братьев, ищущих, так же как и ты, щель или бугор на поверхности пола.
Нет, я им не скажу о том, что ты был, и что ты также стремился и нашёл свою щель, что ты так и не узнал ни меня, ни моего покоя. Я им ничего не скажу – они слишком суетны.

Так кресло моё, разрушая моё жилище, иногда создавало жизнь, и я любил его, его сухое дерево, его трепетное касание.

Просыпаюсь.

Сознание вяло раскачивает глазные яблоки, и Ньютон моего рассудка умирает от ожидания их падения.

Наконец, появляется перспектива, край которой в затекшей кисти, а осевые линии, пробежав расщелины пола, слабо зажаты между средним и безымянным пальцем. Так что если бы лицо оказалось полотном картины, то оно как марионетка висело бы на осевых перспективы, и от вялости позы и пальцев лениво покачивало бы своё выражение.

Но наклон головы узаконивал зрительный горизонт ближе и раньше конца руки, и невидимые за горизонтом пальцы казались съеденными вполовину, тем более, чем мягче размывали их стелющиеся волосы. Тяжесть правого бока убеждала в очевидности обглоданного чудища левой руки, и та же тяжесть, самодовлея в сущем, приводила сознание к мысли о правой руке погребённой телом. И вот эта левая рука, этот объеденный беспал медленно подползал ко мне, чтобы я целовал его в розовый пупок ладони. И я целовал, выпивая странную свежесть, осознавая, что это видимо свежесть утра, и он замирал рядом, истомлёно вытягиваясь.

Взгляд поворачивается на спину…

Кажется, длинные люди на длинных ногах подходят ко мне… 
Да, они подойдут в ощутимом запахе молодой плоти, и обнажённые руки взовьются вверх, обнимая волосы и душа глаза. 
Но нет, это солнечный свет, расщепившись в решетке бункера, подошёл ко мне на неслышных лапах и положил на моё лицо своё мягкое тело.

Потрескавшийся потолок, чёрный патрон с вытянутыми наружу жилами, окно, татуированное решёткой, облупленные стены, обшарпанный пол – всё разрушает пыль, особенно эта – висящая, солнечная. Она становиться  существом материала, плотью бункера и даже мои устилающие всё вокруг чёрные, тугие волосы под её влиянием превращаются в золотисто-масляные ковры. 

Волосы – это мои мысли. Пока существуют волосы, существует сознание. Вон та, седая, особо полюбившаяся идея образует в общем потоке своё особое старинное русло, в общем рисунке свой неповторимый узор. Она очень стара, она так стара, что, пожалуй, начинается рядом с самой моей жизнью, её можно найти в любом месте моей комнаты, она пронизывает даже стены, располагаясь в углублениях и цепляя шипы извёстки. 
Иногда, мне кажется, что жилы обезглавленного патрона являются внезапным продолжением, незаконченным выводом этой идеи.

Эта идея разъела все связующие структуры моего бункера и сама стала его связью, его цементом, его интимной потребностью, так что отними у моего жилья его первозданную мысль, и рухнет оно, обрушится, оставит меня на улице у развалин.

Наверное, с этой мыслью и связана основная причина, по которой я отказался от всяких катушек и мотков, и дал идеям спокойно падать и сплетать заложенный в них самих узор, чтобы сплести мне ту подстилку, тот ковёр, на котором я могу сегодня ночевать. Я боялся, что порвётся моя основная мысль, ибо волос кажется хрупким и недолговечным, а каждый узел портит его структуру, его цельную суть. И его целомудренное естество заменяется поддельной фальшью.

Ногти – это мои эмоции, только в особом обледенелом состоянии, ибо находятся они под постоянным воздействием идеи.

Пожалуй, коренное отличие моих ногтей от выцветших чувств заключается в том, что чувства мои, представляющие собой пыльный тряпичный хлам под озябшими ногами, служили некогда средством для осязания мира, пока их не заменил разум с его внутренним зрением и волокнами идей.

Эмоции же служат выражением моего «Я» в этом окружающем мире, но и они заморожены разумом и пронизаны идеей, той же первичной идеей моего существования, да и многими другими, более поздними, или являющимися свободным ответвлением доминанты. 
Идеи окутали и укрепили каждый ноготь, поддерживая его и влекомые им. Они выходят за пределы пространства моей комнаты, распространяясь в близлежащих заоконных сферах, но и они не способны были спасти даже особо поддерживаемый мной ноготь от окончательного падения и краха, обращаясь тем самым в безногтевое, безэмоциональное состояние, подтверждая тем самым мимолётность эмоциональных наслоений по отношению к идеям.
Я смотрю, как растут мои волосы, они текут спокойно и полноценно, это живые источники недр моего тела.

Я сижу неподвижно, затаив дыхание, стараясь не помешать им, течь своими путями, струится по предназначенному руслу. И они текут, наслаждаясь своим движением, и я радуюсь вместе с ними, и они вместе с моей радостью текут дальше, пробивая горы, размывая поля, образуя ручейки и речки и сливаясь в единое море, в котором тонет мой сон.
Я люблю смотреть, как растут мои ногти!

Пожалуй, на ногти я люблю смотреть больше, чем на волосы, или нет – это просто другое чувство, другой рост. Если очень приблизить глаза к месту возникновения жизни волос, к их истокам, к их корням, то возникает ощущение близости жизни, живого мира, сопереживания и сорождения.
Сколько же ни подноси лицо и глаза к ногтям, они всё равно останутся мёртвыми, можно даже не подносить глаза, а подносить одно лицо, или не подносить ни лица, ни глаз, всё равно ничего не измениться, как был, так и останется бескрайний, мёртвый, ледовитый ноготь. 
Я старался отрастить их как можно длиннее, прибегая при этом ко всяким хитростям и уловкам, я старался класть пальцы ног и рук как можно более горизонтально, буквально положив ногти на землю, подстилая под них для прочности всё, что попадалось на глаза: выцветшие чувства, волосы, щебень, штукатурку.

Когда же какой-нибудь ноготь дорастал до стены, я пытался просунуть его сквозь прутья окна.

Правда, надолго его не хватало, просунутый ноготь, лишённый опоры, вскоре рушился под собственной тяжестью и рассыпался прахом.

Иногда я загадывал что-нибудь на особенно полюбившийся ноготь и болел за него, чтобы он первый дорос и не сломался до намеченной метки, так что ясность моего сознания начинала запотевать.

Я так долго веду игру, что забыл уже причину её начала, и уже не осталось никого, кто приветствовал её первые ходы, кто дышал моими радостями и жил моими надеждами. Близкие мои, мои родители, мои друзья и родные сгинули, растворились в чёрно-белой ряби доски. Все мои планы смешались, сбились…

Чем я жил десять, пятнадцать, сто лет назад, перед тем как сделать последний ход? Не знаю, не помню… 
Жизнь тогда, видимо, не имела смысла, ибо весь смысл сосредоточен теперь в этом гипнотическом передвижении шашки с квадрата на квадрат. 
Каждый раз, отрываясь от доски, я с недоумением замечал, как меняется моё тело, как меняются свойства моей жизни.

И вот уже каждый орган лежит на поверхности, беззащитный и голый… Что скажу я им: сердцу, легким, почкам, печени?.. Чем подтвержу притягательные силы родства, удержу от распада?

Каждое утро, когда беспал подползает ко мне, и я пью из его пупка, определяя температуру и влажность окружающего мира, я шепчу ему: 
– Подожди, ещё не сегодня, я должен решиться, ты же знаешь, сколько обдумывал я этот ход, и что от него зависит. Я должен выиграть, он победный, мне уже мерещится невдалеке близкий конец!

И тогда стены бункера оседали, и я сидел на камне и Неведомый пытал мою совесть моим разумом.

Окружающая пустыня была лишь морем по дороге в Египет, и волны песка дико скрывали смысл воды.

«Что же?» – спросил я его, и он ответил:

«И вере скоро минет две тысячи лет, две тысячи лет веры, которая стала любовью!».

Но Он усмехнулся: «Верою или любовью?».

И показал мне двух женщин прекрасных и скорбных. 
У женщины в чёрном глубоко утопали глаза и притягивали душу, как два края двух бездн, и стан её замирал от трепета деревом бездны. 
У женщины в белом глаза возносили светом, и грудь высоко поднималась и раздваивала сердце – на  моё, и только моё!

И сколько было жизни, сколько ударов этих сердец. 
И Он дал мне наклониться над ними. 
И когда я готов был сделать шаг…

– Обхватил  руками шею женщины в чёрном, и сдавил ей горло, так, что она стала темнее своей одежды. 
И разорвал платье на груди у женщины в белом, и чёрной своей рукой смял нежную грудь её.
«Да, так всегда: вера душит, а любовь оскорбляет!». 
1981г. © ЕСИ

http://www.algabriona.ru/ 
eciarteci@mail.ru

Еще Евгений Ицкович

  • Денге
  • "Скорая" – №3 Прана
  • «Скорая» – лирический роман на производственную тему
  • Выработка собственного стиля
  • Голос "Сретенье"
  • Бухгалтерская историософия
  • Немота "Сретенье"
  • Душа и тело "Сретенье"
  • Несчастный случай или, как я стал поэтом
  • Несчастный случай или как я стал художником. Парография вместо биографии
  • История создания одной книги
  • История создания одного стихотворения
  • Райская невесомость. Очерк новой философии искусства
  • "Сретенье" СОБОРНОСТЬ
  • Изучение языков в преклонном возрасте
  • История создания одного рецепта
  • Между нами девочками или о том, как становятся отцами. «Скорая» – лирический роман на производственную тему
  • Дедушка и медицина 
  • В пречувствии ампира. Литературный манифест 
  • Век наш железный 
  • Цветаева и Пастернак. "Сретенье" 
  • Динозавр, как культурный герой 
  • Красный гроб на колёсиках. О свином гриппе. Птичку жалко! 
  • Русская идея. Статья Евгения Ицковича, директора Русского культурного центра г. Сан-Луис (Бразилия) 
  • Рак – это заболевание стволовых клеток? 
Ицкович Евгений
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).