будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Лукоморье
Никитин Евгений

Поэтический мир Михаила Квадратова

Первые стихи Квадратова, появившиеся в Сети, привлекали внимание модернистской необязательностью (важно не сколько то, что происходит, сколько то, как это обставлено) и манерностью, сочетающимися с какой-то необычайной пристальностью к микроскопическим деталям:

 

ангел в яловой накидке
белобровый андрогин
у него внутри на нитке
на ветру среди равнин

две смешные половинки
полу-ME и полу-YOU
развалились на перинке
и поют

 

Дальнейшее знакомство выявляло всю атрибутику сюрреалистической витрины страшноватого кукольного магазина, где наперерез читателю выскакивают «каменные гномы» и на елке казнят «жестоких пупсиков». Как правило, все это довольно инфантильно – под инфантильностью я понимаю несоответствие возраста человека и его мировосприятия, что для поэта может означать – несоответствие поэтики своему времени со всей накопленной стиховой памятью. Но в случае с Квадратовым в инфантильности, наоборот, проявился нерв времени, если обратить внимание на то, что пишет одновременно с Квадратовым «молодежь» - авторы, родившиеся в конце 70-х - начале 80-х, от Андрея Гришаева до Марианны Гейде, то есть коллеги, но далеко не ровесники Квадратова (хотя инфантильность у них приобретает иные формы). В случае Квадратова здесь распознавалась какая-то честность, успешно апеллирующая к ребенку внутри читателя. Откровенная уязвимость квадратовского мира вызывает у меня неконтролируемое сочувствие.

 

Гипнотизер подземных змей
Успеет кролика спасти -
Ему всего двенадцать дней
Пути.

Но заморожена река.
Тюлени прокричали мне -
Его картонный батискаф
На дне.

 

Трагизм не в том, что погибнет кролик и утоп его возможный спаситель - гипнотизер змей. А в том, что батискаф - картонный. Неприспособленный к плаванью - потому что декоративен. Квадратовский мир обречен. Он беззащитен. Даже боги этого мира - "латунные", "брошенные" или даже "спящие".

 

В этой вселенной нет случайных событий: все связано, за всем стоит некая зловещая воля. Это царство вещей, в котором живой человек должен быть осторожен, чтобы самому не превратиться в вещь. Параноидальный мир Квадратова - совершенно особый, герметичный, верный во всех своих точках мир на грани жизни и смерти, где смерть предстает как опредмечивание, а жизнь - как чудесное, пусть и небезопасное пространство детской комнаты, почти нарнийского платяного шкафа. При этом у Квадратова тончайший ритмический слух, благодаря которому слова располагаются в нужных, предназначенных им полостях внутри стихотворения:

(из цикла про Мефодия)

Мефодий пьян, срывается домой,
Неявный бег кротов под мостовой,
Далекий клекот бешеных грачей
Его страшит, он беден, он ничей.

И восемь кошек, семеро котят
В окошки укоризненно глядят;
И говорит почтенный господин:
”Повсюду жизнь. Мефодий не один:

Он редко жил, но жизнь себя являла:
Пружинила, срывала одеяло,
Гнала по трубкам кровь и молоко.
Беги, беги - уже недалеко.”


Правда, у меня вызывают недоверие попытки разглядеть за образами Квадратова какую-то запредельную символику. Вот, что пишет Мария Огаркова (цитирую только для того, чтобы вы улыбнулись вместе со мной): "Магические существа живут в контексте. Они не просто названы поэтом, это изменчивые, многозначные образы-символы, способные вызывать самые различные ассоциации и рождать у каждого воспринимающего множество ассоциативных связей. Чрезвычайно многозначен образ крокодила, например. Этот образ вызывает в памяти египетского бога-крокодила Себека, он же (крокодил) выполняет функции как плавучего средства, так и перевозчика по мистической реке (то ли в царство мертвых, то ли в другой мир, в другое существование)" И она цитирует:

вечером над облаками
вдоль небесной камбоджи
вдаль по небесной каме
на надувном крокодиле
из прошлогодней кожи


Я думаю, бог-крокодил Себек, которого здесь увидела Мария Огаркова, особенно позабавит поклонников сериала "Lost". Впрочем, могу и я ошибаться. Кто знает, вдруг права Мария Огаркова.

 

Если представить Квадратова как некую парадигму, то сейчас о ней можно говорить в прошедшем времени, как о явлении завершившемся. Тот Квадратов, о котором я пишу (каким он станет – неизвестно), свою оригинальную ноту очень быстро нашел и тут же исчерпал до конца. Это возвращение к истокам, к Серебряному веку порождает поэтический мир, где вершат свой бал фэнтезиобразные фигуры гномов и эльфов в духе раннего Гумилева и сологубовские фантомы-недотыкомки - все узнаваемо, но сделано по-другому, спроектировано на языковое сознание современного автора с его иным литературным багажом. Во всяком случае, именно так, механистично, мог бы рассуждать литературовед, не пытающийся выйти за рамки совершенно внешних, бросающихся в глаза черт сходства. Вот типичное стихотворение Квадратова:

 

Заря

Когда увидишь корешки
Из намагниченных опилок;
Когда из плюшевых могилок
Встают латунные божки,
Летят к пустому алтарю -
Играть в людей и насекомых;
На полустанках незнакомых
Встречать холодную зарю -

Я возвращаюсь на постой -
Не стойте в точках перегруза;
Моя заплаканная муза
Сегодня снова не со мной;
Опять неузнан и один -
Среда, вторая четверть века,
Все те же рожи, картотека,
Ботинки, уголь, аспирин.

 

 

Невозможность вырваться из замкнутого круга здесь выражена еще более навязчиво, чем у Блока с его улицей, фонарем и аптекой. Живые существа - только маски, которые надевают бездушные боги вещей, встающие из могил, столь же декоративных – плюшевых. Лирический герой Квадратова – чужой на этом празднике мертвой жизни, поэтому он бесконечно одинок – и тем самым неосознанно комичен. В поздних стихотворениях это одиночество частично преодолевается самоиронией: «Повсюду жизнь. Мефодий не один». По сути, тема Квадратова - это трагедия бегства в домашнее, частное, интимное от внешнего мира, для которого человек – что-то вроде пелевинских бусин, которые нанизывает на нити бог симулякров.

 

Никитин Евгений
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).