будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Нейтральная территория. Позиция 201 с Леонидом Костюковым
Июль 11, 2025
Лукоморье

Собачка и птичка

Первая его книга увидела свет, когда поэту было под шестьдесят. К тому времени на счету Тимофеевского было несколько сот стихотворений. Плюс мощный советский хит «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…» и множество других песен. Одна из немногочисленных премий, которыми писательское сообщество удостоило Александра Павловича, — «За независимую позицию в литературе». Он ее заслужил. Более независимую позицию, чем у Тимофеевского, сложно себе представить.

— Сколько же лет вас не печатали в общей сложности?

— Тридцать пять. После стихов в самиздатовском «Синтаксисе» всесильный генерал КГБ Цвигун пообещал, что мои стихи не будут публиковаться, что имя мое будет неизвестно народу. Но это формальная причина. А неформальная сводится к тому, что я не совпадал с тогдашним литературным процессом. Слава Богу, не совпадал. Никогда не любил этот пресловутый процесс, не люблю его и сейчас. Художник Мильчин с киностудии «Союзмультфильм», где я работал, привел как-то философско-спортивную аналогию, которая меня потрясла. Когда идут гонки на длинную станцию, случается, что аутсайдер на целый круг отстает от остальных бегунов. Но то, что он отстал, понятно лишь посвященным, людям с первых рядов. Со стороны же картина такая: аутсайдер идет впереди и его изо всех сил пытаются догнать остальные… Наверно, это мания величия, но мне не кажется, что я отстаю на круг. Я считаю, что отстали они.

— Они – это ведь не только коллеги, но и современники. У вас об этом сказано прямым текстом: ««Я разминулся со временем. / Такой анекдот, господа. / Я в правильном шел направлении, / А время пошло не туда»…

— Я всегда старался писать о главном. А главное для меня – это борьба со временем. Военные действия велись с переменным успехом. Время меня калечило, я старался отвечать ему тем же. На моей роже оставались синяки и рубцы…

— Все только и мечтают совпасть со временем, выразить его дух. А вы объявили ему войну…

— Тут сложно судить, кто напал первым. Я же был по сути запрещенным поэтом. Цвигун сдержал обещание: мое имя действительно было никому не известно. Но как ни странно, это многое облегчало. Я ни о чем не волновался. Просто пел и пел себе, как птичка, и было мне хорошо. В Советском Союзе ведь не существовало поэтического рынка. И я твердо уверен, что его существовать не должно. А когда рынка нет, можно жить спокойно, нет необходимости соревноваться друг с другом. Это сейчас все как бешеные соревнуются…

— Не могу согласиться. В отсутствии конкуренции легче легкого объявить себя гением, не имея к этому оснований.

— Так это ведь вообще легче легкого. Я уверен, что есть люди, которые считают гениальными строки «Пифагоровы штаны / во все стороны равны». Был в свое время такой Лев Халиф, который в кругу друзей считался лучшим поэтом эпохи. Или, скажем, поэт Виктор Урин. Тоже считался лучшим. И так далее. Очень много лучших. То же самое происходит и сейчас. Каждое сообщество выдвигает на первый план своих «гениев». В конечном счете все решает круг людей. Это может быть дружеская компания, а может быть вся Россия. Мне очень повезло, я оказался за рамками литпроцесса и не играл в эти игры.

— То есть своего круга у вас не было?

— Был. Но так вышло, что это круг ученых, а не поэтов. Ученых-астрофизиков. Я в те годы много выступал в институтах. И, естественно, у друзей. Большинство своих стихов я написал на улице, по дороге в дом, где ждали меня друзья. Я писал навстречу друзьям. Приходил, брал бумагу, правил и говорил: «Ребята, я написал стишок!» Нельзя сказать, что я писал в стол. Мои стихи попадали в какие-то западные сборники, их читали по радио «Свобода». Читали они мой цикл «Красный пояс», а там были стихи, из-за которых у меня, собственно, и вышли разногласия с Цвигуном: «Ты умер, а как же Отчизна? / Забудет? Осудит? Простит? / Как прИговор соцреализму, / твой выстрел короткий звучит. / И нету ни горя, ни боли. / Лишь всюду твердят об одном: / что был ренегат-алкоголик / Народа духовным вождем. / Для нас это, впрочем, не ново. / Не тратьте на мертвых слова. / Пока существует основа, / покуда система жива». Это написано в день смерти Фадеева.

— Так из-за этого стихотворения вас и…

— А как вы думаете? «Пока существует основа, покуда система жива…» Чистая антисоветчина, политические стихи. Я их писал все время. И продолжаю писать сейчас.

— Принято считать, что стихи на злобу дня — низкий жанр, спекуляция на моменте. А искусство должно заниматься вечными вещами. Любовь, красота, перистые облака в синем небе…

— Разумеется, я предпочитаю чистую поэзию. И я хотел бы жить в башне из слоновой кости, но сложилось иначе. Мое столкновение с государством и временем началось в 1950 году, когда расстреляли моих друзей. Мне не было и пятнадцати лет, а им не было и семнадцати. Они были для меня старшими, а потом на всю жизнь остались расстрелянными Сталиным детьми. Мы занимались вместе в литературном кружке Дома пионеров. Потом решили изучать литературу самостоятельно, без взрослых. Собирались дома у одного из наших кружковцев, делали доклады, спорили, общались. А дальше произошла любовная история. Я и мой товарищ, довольно известный впоследствии писатель Володя Амлинский, влюбились в одну из девушек. Но было видно, что мы ей не нравимся, она влюблена в другого. И тогда мы сказали себе: «Больше нашей ноги в этом доме не будет!» А ребята после нашего ухода перешли с литературы на политику, стали изучать книгу Ленина «Государство и революция». Это оказалось опасным занятием. Стало ясно, что многое в нашей жизни не совпадает с тем, что говорил Владимир Ильич. Взять хотя бы колхозы. Почему у колхозников нет паспортов и они не могут уехать в город? Разве они крепостные? Разве об этом писал Ленин? И так далее. Все эти темы бурно обсуждались. А кончилось тем, что в кружок был заслан провокатор, операция называлась «Юные ленинцы». В итоге всех арестовали. Троих расстреляли, девушка, в которую мы были влюблены, получила двадцать пять лет лагерей. Потом, естественно, всех реабилитировали, потому что улики были никакие: пометки в ленинской книжке, сломанный пистолет.

— После такого трудно жить в башне из слоновой кости…

— Вообще-то, да. Трудно.

— На вашу долю выпало немало испытаний. Плюс ко всему — долгая, на полжизни растянувшаяся невостребованность. У вас ведь наверняка были мысли бросить писание стихов: все равно же не печатают, не слушают, не читают…

— После смерти моей первой жены были такие мысли. Стихи сжигать нелепо, потому что они все равно помнятся. Но я сумел забыть одно из стихотворений на смерть жены, которые тогда написал. И потом через сорок лет мой друг из той эпохи спросил: «А где же твое лучшее стихотворение?» Я сказал: «Я постарался его забыть». И три года я не писал. Мне казалось, что искусство фальшиво. Но потом не выдержал, стал писать. А в связи с невостребованностью — нет, таких мыслей не было. Хотя чувство горечи, конечно, присутствовало.

— Но известно довольно много людей, которые в те годы психологически сломались и бросили заниматься творчеством. Откуда у вас были силы на то, чтобы продолжать?

— Это не требовало сил, это естественная потребность. Было время, когда я писал двадцать четыре часа в сутки. Даже во сне. Потом просыпался и сразу записывал. Для меня это естественно. Мне тяжелее не писать, чем писать.

— Но вот советская власть рухнула. Ваша жизнь должна была сказочно измениться. Этого не случилось.

— Мне тоже казалось, что должна. Была масса иллюзий и надежд. Между прочим, благодаря Цвигуну. Я думал: если КГБ так меня ненавидит, то освобожденная от КГБ страна должна принять меня с распростертыми объятиями. Но страна не может помнить тридцать пять лет о том, что сказал мне Цвигун. Так не бывает. Период нового времени, новой рыночной торговли оказался для меня еще хуже, чем советский. Именно потому, что я был неизвестен и не входил ни в какие тусовки. Меня гнали отовсюду. Помню, как в девяностые я пришел в журнал «Новый мир», и Олег Чухонцев, который заведовал там отделом поэзии, сказал мне: «Не могу, не могу. Мы сейчас печатаем только лагерников и поэтов, пострадавших от режима». Я хотел сказать: «А я?..» Но промолчал. Прошло еще сколько-то лет. Я получил премию «Нового мира» как раз за те стихи, которые отвергли в свое время «Новый мир», «Октябрь» и другие журналы. На церемонии вручения были люди, которые много лет назад называли мои стихи графоманскими. Это и есть конформизм. Ориентация на время, на ситуацию. Мне кажется, что конформизм в той или иной степени стал судьбой таких талантливых поэтов, как Евтушенко и Вознесенский. При всех их положительных качествах, при том, что они действительно помогали многим, им был свойственен компромисс с устроителями жизни. Это им повредило. Конформизм и компромисс сказываются на текстах. В итоге их ранние стихи явно сильнее, чем поздние. Прав был Зощенко, когда говорил, что перепуганный писатель – потеря квалификации.

— А как, по-вашему, должен вести себя поэт?

— Как ребенок. Представьте: вот идет по улице Алла Пугачева с собачкой на поводке. Все смотрят на нее, удивляются ее платью, ее прическе, обсуждают парикмахеров и стилистов. А мальчик, проходящий мимо, смотрит на собачку. Он не знает, кто такая Пугачева, но собачка ему очень нравится. Он независим, свободен, не обусловлен чужими мнениями. Таким и должен быть поэт. Называйте его, как хотите: аутсайдер, маргинал. Если этом смысле, то да, хочу быть маргиналом. Я другого пути не знаю.

Беседовал Ян Шенкман

Досье

Тимофеевский Александр Павлович. Поэт, сценарист. Родился в 1933 году. Закончил сценарный факультет ВГИК. Стихи начал писать в начале пятидесятых. Автор восьми поэтических книг. Автор сценариев и текстов песен к нескольким десяткам мультфильмов и детских фильмов. Самые известные: «Чебурашка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Бибигон», «Каменный цветок», «Праздник непослушания», «КОАПП». Лауреат нескольких поэтических премий. Живет в Москве.

читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).