будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Рецензия ЛО
Май 12, 2025
Лукоморье
Кузнецова Анна

Стереотекст

Екатерина Завершнева. Между двумя ударами сердца. / Екатерина Завершнева. Сомнамбула. — СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2009.

 

Вот сюжет: школьные годы и собственно школа. Девочка влюблена в одноклассника. Он об этом не знает.

Идут годы, ученики переходят из класса в класс. Чувство ее не проходит.

Юной учительнице литературы, только что окончившей вуз, удалось наладить с классом самые теплые отношения. Ребята ходят к ней в гости все вместе и порознь, доверяют ей самое сокровенное. Она дорожит их доверием и хранит их тайны.

Такой сюжет все безоговорочно отнесли бы к разряду детско-юношеской литературы и к жанру школьной повести. Писательнице из Санкт-Петербурга Екатерине Завершневой удалось сделать из него нечто другое.

Ее героиня — та самая школьница — приходит в повесть двадцать лет спустя. Идет по родному городу, откуда давно уехала. У нее перехватывает дыхание — ритм ее дыхания передается читателю через открытый прием, настолько убедительно мотивированный, что не выглядит стилистической штудией, как это обычно бывает с открытыми приемами. Между отбивками, которые работают как драматургические паузы, и пометками «зачеркнуто», которые тоже работают на сюжет, — фрагменты внутреннего монолога, по мере углубления в мир героини теряющего знаки препинания и заглавные буквы, переходя в верлибр:

«(зачеркнуто)

Яна шла по улицам, узнавая и не узнавая

город сохранил только самое необходимое

тополиный пух, трещины на асфальте, волейбольные площадки и трамвайные линии

крыльцо без ступенек

двойные рамы, горшки с геранью, банки-пепельницы

я могла бы остаться жить прямо здесь, на лестнице

(все правильно, но кого это интересует)»

Опять отбивка. Опять «(зачеркнуто)». Но точка сборки сюжета на этот раз ближе к поверхности: знаки препинания и заглавные буквы — на месте, эпическое становится вровень с лирическим. А еще через отбивку эпическое начинает преобладать — до тех пор, пока внешнее вновь не расступится, и героиня опять не останется наедине со своим сердцем в каком-нибудь переходном пространстве из тех, которые так любил Достоевский: на лестнице, на пороге, в коридоре.

Яна, уже окончившая вуз и ставшая москвичкой, приехала в город своего детства оформить наследство, продать квартиру и вернуться в свою взрослую жизнь. Когда она об этом вспоминает, сюжет вливается в эпические формы. На улице — мир тесен, особенно в маленьких городах — она встретила любимую учительницу, с которой долго еще переписывалась после школы. В том числе и о своем непреходящем чувстве.

После новой отбивки, только уже без зачеркиваний: «А ты знаешь, он до сих пор бывает у меня. Не сердись, но я отдала ему твои письма». Учительница, двадцать лет спустя открывшая ему ее тайну, назначила им встречу у себя в гостях. А потом передала через него, что к ней им идти не надо.

Он повел ее к себе, а не к учительнице. И с этого момента на первый план текста выходят его драматургические элементы — между отбивками уже не описательное повествование и не внутренний монолог, а диалоги.

Он сожалел, что ничего не знал. Потому что он тоже был влюблен в Яну. А все думали, что в учительницу, которая устраивала им с Яной совместные дежурства — но им не удавалось ничего сказать друг другу. Подростками они не знали, что с любовью делать, и просто избегали друг друга, все переживая в глубинах своего существа. А может, дело было в том, что инстинктом юности они чувствовали: сердцебиение здесь и есть главное, больше ничего не надо. Все прочие телодвижения — уже не о том. «Поднимаюсь по этой лестнице впервые. Странно. Почему мне тогда не приходило в голову, скажем, позвонить в дверь и убежать. Тоже акция».

«— Если бы кто-нибудь из нас оказался более решительным…

— Хочешь поговорить об этом?

— Уже нет».

И вот они взрослые — неинтересные, в общем-то, люди, не знающие, о чем поговорить: он — скромный вузовский преподаватель, она приехала таскаться по конторам… На дальнем плане их встречи — постаревшая учительница, жизнь которой сложилась типичным для учительницы образом. «— Не сердись на Верочку. Она несчастная, жаль ее. И, как все несчастные, заботится об окружающих, занимается обустройством их судеб», — говорит взрослый он, уже привыкший типизировать. Учительница вносит в должный ход вещей анахронизм. «Как было не поставить точку в этом деле? Учительский автоматизм. Ошибки нужно исправлять красной ручкой»...

Что им теперь делать — взрослым, знающим все выходы из всех положений? Сначала рассказывать семейные истории — они ведь до сих пор ничего не знают друг о друге: о родителях, бабушках, дедушках… Потом говорить о теперешней жизни. А потом?

Продолжение школьной истории грозит перерасти в банальный адюльтер — что, в общем-то, и происходит, хоть и не сразу, на уровне внешнего сюжета. Что и было бы именно так, если бы не сюжет внутренний.

Если бы не школьные уроки литературы, ставшие для них прививкой от пошлости:

«Мы — лишние люди, Яна. Ты же знаешь, читала. У тебя по литературе «“пять”».

 

Если бы не память о детстве, то и дело врывающаяся туда, где разворачивается логика взрослых поступков:

«— В детстве мороженое съедалось слишком быстро. Капало, правда, точно так же. Я говорю ерунду, да?

— И пальцы облизываешь.

— Ну и что».

Если бы не рефлексия:

«Пока мы думали, что все впереди, само обещание было счастьем.

Ты бы сказал — банально

Но небанальное — боковая ветка судьбы, давно обрезанная за ненадобностью. Нет ни тебя, ни меня, и на нашем месте — фантомная боль»…

И не сердечные сбои — или, на языке взрослой логики, неумение себя вести:

«Разговор из обрывков, стрелка к молчанию, оно повсюду, мы — случайный узор, песчинки, волна подходит и отступает, остаются ниточки, водоросли, начинается дождь, а у меня даже нет зонтика, чтобы предложить его тебе. — Но я пока не собираюсь уходить домой. — Извини. Тебе, наверное, скучно. — Ты хочешь меня выпроводить? — Нет. Я просто не умею себя вести. И я это уже говорил».

Эти перепады глубины и поверхности эквивалентны смене планов в кино, сопровождаемой соответствующей работой света и звука. Следуя за вниманием героев то к собственным переживаниям, то к происходящему вокруг, меняется ритм, интонация и графика прозы. Стирая границы эпики, лирики и драмы в рамках одного текста, автор сделал его объемным, стереоскопическим, и простая история заиграла множеством обогативших ее нюансов.

И при всем этом перед нами — классическая повесть, как определил ее Белинский: фрагмент из жизни, бросающий отсвет на всю жизнь.

По-моему, с жанром повести так интересно давно никто не работал.

Кузнецова Анна
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).