будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Рецензия ЛО
Июль 3, 2025
Лукоморье
Максимова Светлана

Странные сумерки

Странные сумерки. Все говорит за себя. Непонятно,
Чем же прилеплено дерево это к другому.
Свет уже спрятан. Остались кленовые пятна.
Боже мой: каждый и каждая знает дорогу.

Странные сумерки. Все говорит за себя. Не
Знаю, зачем это дерево дарит другому
Золото бедное. Ветер их за руки тянет
Боже мой: каждый и каждая знает дорогу.

Те, кто невидимы, трогают лица идущих.
- Здесь мы, - лепечут, - идите. Осталось немного
В наших дворах осыпаются райские кущи
Боже мой: каждый и каждая знает дорогу.

И включаясь в завораживающий ритм, хочется вслед за автором вновь повторить:

«Странные сумерки. Все говорит за себя».

Действительно, все говорит за себя: и название журнала особенно: «Лампа и Дымоход» - это в наш-то 21-й век! – но на контрасте, на полярности смыслов и на смещении временных реалий всегда возникает нечто, привлекающее внимание, а в данном случае – просто желание открыть журнал с необычным названием. Для меня он открывается на подборке стихотворений Ирины Бессарабовой, конкретно - на стихотворении  «Сумерки».

И я сразу понимаю, что мне хочется писать именно об этом  - очень простом, не сюжетном, не блистающем метафорикой и парадоксальными образами стихотворении, то есть о самом сложном – когда свет поэзии растворен в интонации, в неком свечении между строчками и движении смысла в рефрене, где повторяется и перетекает из строфы в строфу:

«Странные сумерки. Все говорит за себя» - «Боже мой: каждый и каждая знает дорогу…»

А что же между -  в этом многоточии и паузе? Там как раз и ощущается она - мощная тяга открытого «дымохода», условие при котором только и разгорается огонь в печи. Ну, пусть все мы живем в городе, но ведь дачки у многих все же имеются, и там какая-никакая печка топится, а потому старинная технология возникновения огня и тепла в мире не забыта и в 21-м веке. Хотя стихи, конечно, не об этом, да и цель этого размышления – не рецензия, а скорее желание поймать неуловимое, но, быть может, отраженное в  реальном «здесь и сейчас» дыхание этого стихотворения – именно в той скрепке времени и пространства, где эти строки читаются со свежего, еще пахнущего типографской краской разворота журнала «Лампа и Дымоход».

 Журнал этот лежит раскрытым на столике одного из маленьких кафе в центре Москвы, ну, к примеру, «Шоколадницы», рядом горит лампа и дымится чашка кофе.  

Стихи читаются и прокручиваются в голове… - потому что находят отклик в душе, потому что за окном и вправду странные сумерки… - как некие иллюстрации к прочитанному.

Конец марта… Вечер… Сумерки сгущаются… Реклама светится оранжево сквозь косо ниспадающий мокрый снег. Его полет завершается на мокром асфальте чем-то, уже не имеющем никакого отношения к нему самому, последнему мартовскому снегу. Я думаю, это  каждому знакомо –  отчаянный порыв: вот он я – белый и пушистый! - и темный мокрый асфальт в итоге… Впрочем, уже слегка подсвеченный фонарями. Так что игра тени и света все-таки спасает – включается элемент искусства.

И это происходит за окном кафе, за школьной прописью снега в косую линейку – вечная скрепка жизни и искусства: уличные музыканты, играющие от души! Гитарист, он же и солист, отрывает пальцы на струнах и не скрывается от непогоды – вот он я, белый и пушистый! Барабанщик более предусмотрителен – сидит в каком-то целлофановом коконе, но прикрывает не столько себя, сколько инструмент – джамбей драгоценный, из самой Индии привезенный. Вот ведь! По-прежнему едут наши мальчики и девочки в Индию. Ну, путешествуют, конечно, везде и всюду, но Индия - это особый коленкор: туда едут на год, на полгода, ну, уж на три месяца, минимум! И не обязательно в знаменитые ашрамы, у каждого свой маршрут…

«Каждый и каждая знает дорогу…»

Слушаю их, уже отыгравших и всей тусовкой ввалившихся в кафе, и понимаю – едут и будут ездить в свою Индию, что бы в стране и в мире ни происходило. Кто-то потом поедет и в Иерусалим, но Индию это никак не отменяет…

И это уже не сумерки, а какое-то удивительное равновесие света за окном и в кафе. Примерное равновесие и персонажей по обе стороны оконного стекла. Экраны ноутбуков на столиках… Раскрытая книга, лежащая рядом с чашкой кофе, – большая редкость. Взгляд любопытствующего соседа  отрывается от своего дисплея и ныряет в журнал «Лампа и Дымоход».  А он открыт на той же странице:

Ирина Бессарабова – кинорежиссер, автор двух поэтических книг, и к тому же - множества самобытных стихов, где ощущается биение живого нерва судьбы поэта.

К сожалению, выбор многих изданий, где печатается Ирина Бессарабова, почему-то предпочитает исключить этот нерв. Странная осторожность…

Сумерки сгущаются. Фонари становятся ярче,  асфальт – вот странность! – светлее. Снег покончил с собой окончательно. Март  приблизился к апрелю, а Луна - к Земле, и говорят, на самое близкое расстояние за все времена…

 Вот так же порой  и душа взаимодействует с одним избранным стихотворением – то отдаляясь, то приближаясь, то кружась по изменяющейся орбите. И тогда понимаешь,  что не стоит строго филологически писать о стихотворении, гораздо интереснее смотреть сквозь него на мир, фиксировать как оно открывается читателю, предлагая ему нечто, мерцающее между строк –  и это неуловимо, неназываемо. Это можно только обозначить – именно так, как это делает сам автор:

Те, кто невидимы, трогают лица идущих.
- Здесь мы, - лепечут, - идите. Осталось немного.
В наших дворах осыпаются райские кущи.
Боже мой: каждый и каждая знает дорогу.

Максимова Светлана
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).