будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Лукоморье
Горланова Нина

Сушки

В рамках рубрики «Лукоморье (политfiction)» «Полит.ру» публикует рассказ «Сушки» из книги Нины Горлановой «Светлая проза» (Горланова Н.В. Светлая проза: Рассказы / Нина Горланова. М.: ОГИ, 2005. 320 с.). Нина Горланова – пермская писательница, автор книг «Радуга каждый день», «Родные люди», «Вся Пермь», «Любовь в резиновых перчатках», «Дом со всеми неудобствами». В книгу «Светлая проза» вошли рассказы, написанные автором за последние десять лет. Это в своем роде записи каждодневных происшествий, в которых фиксируются и высказывания знакомых, и анекдоты, и воспоминания, и наблюдения; постепенно все они складываются в единый сюжет, в единую панораму провинциальной русской жизни — одновременно будничной и фантастичной.

В городе паника: преступник ездит на «cкорой» и ставит детям какие-то прививки. Уже два смертных случая. Предупреждены все детские учреждения. А в издательстве Лиза читает мой роман воспитания.

— Мрачно ты пишешь! — резюмирует она. — Хорошо, но мрачно!

— На зеркало неча пенять, — пытаюсь я защититься. — Действительность наша еще мрачнее.

— Ну и что! Не будем мы это печатать, мать! — Обращение пущено в надежде скрасить отказ, ибо мы считаемся друзьями.

— В народе это называется: «Бьют и плакать не дают». Детям-то есть нечего.

Лиза спохватилась, полезла в сумку и вытащила оттуда кулек с килограммом сушек. Сует мне — для детей.

— Средний заработок писателя в СССР — 70 рублей в месяц. Чего ты хочешь?

— А о народе вы что, вообще не думаете? Это же людям нужно: то, что я пишу. Ты же лучший редактор издательства и должна понимать...

— Это не уйдет от народа. После смерти напечатают. Это называется «Горчица после ужина». — Лиза смеется, не понимая того, что в наше время такой веры быть не может. Я начинаю рассказывать о девушке с обувной фабрики, когда-то я писала о ней очерк. Девушка стеснялась того, что является передовиком производства, а их обувь никто не берет в магазине. На складе макулатуры под нож идет вся продукция нашего книжного издательства, но Лиза гордится, что она — передовой редактор издательства.

— А ты найди эзоповский язык! — призывает Лиза. — Пикассо как говорил: «Я не ищу, я нахожу».

 

— При чем тут Пикассо? — кричу я мужу, который ищет свои носки по всему дому. — Ты можешь мне объяснить Лизину мысль?

— В отличие от Пикассо я ищу, но не нахожу, — отвечает он, имея в виду носки. — И сколько у нас хламу под ногами! Зачем этот сломанный стул?

Я беру стул и выношу за дверь — выбросим. Он служил на дне рождения для какого-нибудь своего в доску гостя, обычно — для Лизы. А теперь ее убыло из моих гостей.

Но тут муж нашел носки и подобрел на глазах, стал оправдывать Лизу: мол, она умная, все понимает, но пробивать не будет. Однако осуждать за это нельзя. Борцовские качества должны в человеке родиться: нужна для них база. А Лиза что видела: предательство со стороны возлюбленного, потом — предательство со стороны мужа. Еще свекровь травила всю жизнь, где ей опору-то взять?

— Ну и нечего без борцовских качеств в редакторы идти, — не сдаюсь я, начиная свой ежедневный труд по обрезанию гнили с яблок, так называемых «пище-брак», которые стоят всего 25 копеек килограмм.

— Мама, ты любишь, что ли, яблоки обрезать? — спрашивает дочь. — Всегда улыбаешься, когда работаешь.

— То, что делаешь для детей, делаешь всегда без раздражения, понятно? И вместо того чтобы писать рассказы, я часами яблоки обрезаю.

— Зато писать хорошо будешь! Бальзак же нюхал гнилые яблоки, чтобы писалось, — объясняет сын. — Можно сушку взять?

— Можно. И мне дай... Ой! Зуб сломала. Конечно, отчего будут зубы крепкими, когда так питаемся... Что же делать? Послать, что ли, свои рассказы в журнал?

— Пошли. Писание в стол — та же любовь без ответа... Мне кажется, что ты лучше всех пишешь. Неужели я необъективен?

— Как же, милый, ты можешь быть объективным, если у нас четверо детей?

 

И я посылаю рассказы и роман в московский журнал. Оттуда приходит посылка. Некая прелестная редактриса Наталья Дмитриевна (имя это навечно врезается в память!) прислала посылку: гречку, масло, сгущенку.

— Гречка пахнет гречкой! — нюхают дети крупу-ядрицу.

— А масло желтое как масло! — говорит муж.

— Но рассказы, пишет, пробить не смогла, даже сама увольняется, ибо устала смотреть в пустые глазницы начальницы.

И я рву на части свой последний рассказ, потом отношу его в мусорное ведро, стоящее в туалете. В народе это называется так: «Выколю себе один глаз, пусть у моей тещи зять кривой будет!»

Решаю: буду зарабатывать перепечаткой на машинке. Всё. Хватит голодать! Уже дошли до того, что жизнь семьи на уровне военного коммунизма: одни духовные проблемы и никакого быта, приличествующего эпохе. Еду в ЦУМ за бумагой и копиркой — буду машинисткой.

У ЦУМа выпивший человек не поладил с южным продавцом цветов. Вот шапку-то южный человек с нашего и стащил. Тогда наш цветы у него опрокинул — все ведро на асфальт. А прохожие стали собирать и уносить с собой. Тут другой южный человек подъехал в такси, еще цветы привез. Подвыпивший без шапки к багажнику подлетел — цветы выбрасывать! А люди из ЦУМа выходят — и видят: цветы! Собрали половину, тут южные продавцы кинулись оставшиеся цветы топтать — лишь бы никому бесплатно не достались. Растоптали и ушли. Я посмотрела на кляксы из красных гвоздик, и что-то шевельнулось внутри. А тут проходила женщина, увидела два пустых ведра из-под цветов, вылила воду и забрала их. Я же вернулась домой. И бумагу с копиркой покупать не стала.

— Ни за что не буду больше рвать свои рассказы! Я сама в Москву поеду, повезу их. А то что: они меня в лицо не знают— как будут печатать?!

— Гомера до сих пор в лицо не знают, а печатают,— ответил муж.

— Да и ехать не на что, — согласилась я. — Но все равно жаль, что рассказ порвала...

— Я его уже достала давно, — сказала дочь, — сложила только склеить чем?

Я обрадовалась и раскрыла секрет: клей был спрятан, потому что недавно дочь брызнула им в глаз, который потом долго спасали.

— Возьми его там, где была косметика.

— Мам, а почему этот ящик шкафа ты называешь «Там, где была косметика»?

— Потому что раньше там была косметика. Пока я рассказы писать не начала. Были деньги, была и косметика.

Муж понял, что я дошла, и махнул рукой: ладно, сдавай в «Букинист» книги и езжай в Москву.

 

В поезде я прочла в газете заметку о том, что сокращение белка в рационе удлиняет жизнь.

— Скоро у нас здесь все долгожителями будут, — говорили в вагоне, прочтя статью вслед за мною.

— Один критик упрекнул меня, что я своеобразие родного города не могу отразить, — сказала я. — Муж тогда предложил послать по почте нашу корзину с грязным бельем тому критику; мы его полгода выстирать не можем: то воды нет, то электричества, то порошка. А то он не верит, что существуют те

трудности, которые я описываю.

— А вы писательница? А как вы писать начали?

— И писать-то начала из-за затоптанности. Нашла однажды себя на кухне, пишущей повесть, благо кухня узкая: одной рукой кашу мешаю, другой — пишу. Со мной что-то вдруг сделалось. И слова приходят. Описываю дом, сад, вот только людей там нет. И я будто бы не знаю, каких людей там поселить.

— А у вас положительный герой есть? — спросил сосед.

Где-то он набрался такой терминологии, а вот о том, что положительным героем может быть сам автор, люди и не слыхали, небось это тайна великая есть. Разве что при закрытых дверях учитель мог сказать: «Дети! А кроме того — положительным героем может быть смех или автор. Но вы об этом никому не говорите!»

 

Приключения в Москве начались с первого дня. Я приехала в шубе и зимних сапогах, а в столице жара 24 градуса. Тут же я стерла в кровь ноги и поползла в магазин «Обувь». Меня сразу без очереди впустили в отдел, где я купила босоножки. На туфли денег не хватило. Так я оказалась в шубе и босоножках.

В толстом журнале мои рассказы похвалили, но печатать отказались. Мол, политика в литературе еще не определена, а рассказы слишком острые. Дали мне зато целую сумку еды: тушенку, конфеты, гречку, а также один свитер и трое брюк детям. Так что не зря, можно сказать, съездила в столицу.

— Я говорил, что Гомера тоже не знают в лицо, — ворчал муж.

Я поняла: нужно что-то делать. Тут пришел наш друг — знаменитый на весь город критик Андрей Валентинович — и сказал:

— Я вот статью напишу о твоих рассказах — похвалю их. Будут тебя еще печатать!

— Правда? Напишешь? А это ничего, что мы — друзья?

— Пусть читают рассказы, если не поверят!

Прошло полгода. Статью он так и не написал, но зато однажды пришел с бутылкой водки. Мы разлили ее по стаканам.

Когда-то Андрей Валентинович прочел у знакомых мои рукописи. А еще до этого Некрасов и Белинский ведь прочли рукопись Достоевского и пошли к нему рано утром, чтобы сказать: мол, новый гений в вашем лице народился. Так и Андрей Валентинович, чувствуя себя одновременно Некрасовым и Белинским, пошел ко мне рано утром, но я уже увела детей в ясли. Ему, конечно, стало обидно, и он в очередной раз рассказывал эту историю сейчас.

Нужно сказать, что выпить мне никогда не хочется. А вот теперь я пила-пила и допилась до рецензии, то есть мне стало казаться, что хорошая рецензия на мои рассказы уже есть и напечатана. И я подумала, какие вокруг прекрасные люди: нужно лишь иногда напиваться до рецензии — и все будет хорошо.

Горланова Нина
читайте также
Лукоморье
Настоящее путешествие
Ноябрь 6, 2011
Сульчинская Ольга
Лукоморье
Семейные ценности и дорожное движение
Август 31, 2011
Никитин Евгений
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).