5 февраля 2014 г. нынешний госсекретарь США 70-летний Джон Керри заявил в интервью каналу CNN, что не будет участвовать в президентских выборах 2016 г. и вообще намерен уйти из политики. Он также заявил, что не станет давать комментарии по поводу тех, кто будет участвовать в этих выборах. В предвыборной президентской гонке Керри участвовал дважды – первый раз в 2004 г., когда он был номинантом от демократов против Джорджа Буша-младшего, второй раз – в 2008 г., когда он добровольно выбыл на этапе демократических праймериз в пользу Обамы.
Джон Керри, закончивший в 1966 г. Йельский университет, специализировался в области политологии, а также вступил в знаменитое секретное общество Skull and Bones [1] при этом университете, в которое в свое время вступил также Джордж Буш-младший. В период с 1966 по 1970 г. был на военной службе и участвовал в войне во Вьетнаме, после чего стал антивоенным активистом и участвовал в движении «Ветераны Вьетнама против войны».
В его дальнейшей политической карьере этот этап его биографии часто использовали против него, несмотря на то, что он всячески дистанцировался от него. В 2004 г., в частности, он сказал, что военные действия в Ираке в принципе допустимы, хотя оговорил, что прежде чем перейти к ним, необходимо опробовать все возможные невоенные методы. Тогда это заявление не вызвало энтузиазма у избирателей, притом что в 2008 г., когда сходную мысль высказал Обама, ее уже встретили совсем иначе. В 1985 г. он был избран в Сенат и с тех пор регулярно переизбирался.
В октябре 2013 г. один из авторов журнала Commentary Сет Мэндел (Seth Mandel) посвятил Керри внушительных размеров статью, в которой он рассуждает о том, что Керри – не такой уж маловероятный кандидат на грядущих президентских выборах 2016 г. Такая постановка вопроса в принципе связана с тем, что мейнстримные авторы Керри в качестве такового не рассматривали и склонны были рассуждать о достоинствах и недостатках таких вероятных кандидатов, как Хилари Клинтон и нынешний вице-президент США Джо Байден. И в то же время, в медиа велись разговоры о том, что Керри, вероятно, имеет смысл участвовать в гонке.
Мысль Мэндела состоит в том, что послужной список демократов в плане эффективной внешней политики крайне скуден, и представителей, на репутацию которых можно было бы положиться, у партии практически нет. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность госсекретаря Керри, хоть она по большому счету оставляет желать лучшего, приносит какие-то плоды, и Керри, таким образом, закрывает собой эту брешь в повестке демократов. «Этого, конечно, недостаточно, чтобы на настоящем этапе обоснованно заявлять об участии Керри в выборах-2016, но Клинтон следует задуматься о том, что разговоры из формата "будет ли она участвовать" перешли в формат "может быть, вместо нее должен участвовать Керри"».
В декабре 2013 г., когда в СМИ подводились всевозможные итоги года, много говорили о безусловных внешнеполитических достижениях Керри. Одним из главных называли предотвращение вооруженного конфликта между США и Сирией в сентябре 2013 г., после того как Керри и Путин совместными усилиями убедили Асада отказаться от использования химического оружия. Еще одним достижением считается посредничество между Израилем и Палестиной с целью начать между ними диалог, который мог бы привести к началу мирных переговоров. «Пока что никакого существенного успеха добиться не удалось, помимо того что две страны все-таки вступили в диалог, но уже такой поворот событий сам по себе примечателен, и в этом, безусловно, заслуга Керри, который делал ставку на дипломатию, чем пренебрегали многие его предшественники».
Наконец, важным достижением называют успехи Керри в области переговоров с Ираном по поводу его ядерной программы, результатом которых стала сделка, согласно которой Иран временно приостанавливает программу, а США снимают экономические санкции. Понятно, что во всех этих событиях много неопределенности, но важен сам факт смещения с мертвой точки.
Тогда же в журнале The Week появился комментарий Джона Тербаша (Jon Terbush), в котором автор высказывал мысль (хотя прямо о перспективе предвыборной конкуренции речи не шло) о том, что успехи Керри могут несколько снизить популярность Хилари Клинтон на предстоящих выборах, так как практически при прочих равных он добился более внушительных результатов на посту госсекретаря США.
[1] Общество Skull and Bones (череп и кости) было основано при Йельском университете в 1832 г. Новые участники принимаются в него ежегодно – их выбирают имеющиеся участники из числа вновь прибывших студентов. За время своего существования успело обрасти множеством конспирологических мифов, а также вдохновило целый ряд художественных произведений. Первоначально туда принимались только белые мужчины-протестанты (при этом если у католиков еще был шанс вступить, то у евреев практически не было). Со второй половины XX в. расовые ограничения ослабли. В 1991 г., по итогам длительной дискуссии между выпускниками и студентами, принадлежащими к обществу, туда стали также принимать и женщин.