будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Мир
Сакоян Анна

Курдистан: независимость vs. прагматизм

Курдистан: независимость vs. прагматизм
8572005707_99cce4338d_b
Иракские курды. Источник: Mustafa Khayat

СМИ продолжают обсуждают последствия референдума о независимости в иракском Курдистане. Комментаторы сходятся на том, что независимость Курдистана — не самая уместная история в нынешнем международном контексте.

NY Times пишет, что после референдума «в мире» появилось предчувствие новой войны, которая вот-вот разразится в Ираке. У курдов начались демонстрации, со стороны Багдада пошли угрозы военного вмешательства. Но уже неделю спустя обстановка начала разряжаться. Курды не предпринимали никаких шагов к собственно провозглашению независимости, а Багдад и его союзники не воплощали в жизнь свои угрозы. Таким образом, референдум стал значительным событием в курдской борьбе за независимость, но ни одна из сторон не хочет кризиса.

Редакция Bloomberg в своей колонке рассудила, что 30-миллионная группа курдов заслуживает своей независимой страны, после того как в течение столетий ими управляли другие народы. Проблема в том, что никто из соседей этой потенциальной страны пока к этому не готов. Это стало особенно заметно по итогам референдума, когда подавляющее большинство иракских курдов проголосовали за независимость. Иран, Ирак и Турция сразу начали угрожать иракскому Курдистану торговой изоляцией и военным вмешательством, если его власти решат в самом деле добиваться независимости.

 
Лагерь беженцев на горе Шенгал, Ирак
Enno Lenze

И действительно, соседи способны задушить эту потенциальную страну в зародыше. У курдов есть нефть, но чтобы от нее был толк, ее нужно экспортировать. Это можно делать через посредничество соседей — Турции и Ирака, но в обоих государствах правительства дали понять, что они не собираются быть посредниками суверенного Курдистана. В условиях такой блокады независимый Курдистан, скорее всего, очень быстро обратился бы к черным рынкам и контрабанде, то есть вступил бы в систему, в которой правят террористические группировки. Последний вариант — это полная зависимость от доброй воли так называемого «международного сообщества» в случае, если бы оно выразило готовность содержать Курдистан.

Помимо финансирования, есть и множество других проблем. Например, проблемой может оказаться водоснабжение курдской территории, которое сейчас обусловлено соглашениями с соседями. Далее, в Курдистане проживают представители других национальностей, и их правовое положение может оказаться под вопросом. Могут возникнуть разногласия по поводу проведения границ государства. Курдское правительство сейчас обременено большими долгами. Наконец, у Курдистана нет армии, а есть только ополчение, которое при всей своей боеспособности отличается сильной разрозненностью, и из-за этого от него, в частности, нельзя ожидать необходимой лояльности правительству.

 
Бойцы отрядов Гражданской самообороны езидов (ОГС) и ПКК с портретом Абдуллы Оджалана.  Шенгал, Ирак
Kurdishstruggle

Провозглашение независимости в иракском Курдистане на региональном уровне, несомненно, привело бы к росту сепаратистских настроений среди курдов, живущих в Иране и Турции. Там сепаратизм блокируется военными средствами, и в случае его усиления может возникнуть серьезная эскалация конфликта. Кроме того, к независимому Курдистану могут захотеть присоединиться сирийские курды, и это бы сильно затруднило разрешение затяжной сирийской конфронтации. Также отделение Курдистана от Ирака может повлечь за собой новый кризис в самом Ираке, который еще не оправился от нашествия «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ).

Таким образом, заключает редакция, сейчас не лучший момент, чтобы восстанавливать историческую справедливость и создавать новое суверенное государство. Гораздо лучше было бы прийти к компромиссу, при котором курды бы остались в Ираке и сохранили политическую автономию. Помимо этого, следует перераспределить доходы от экспорта нефти и увеличить роль курдов в управлении Ираком. Параллельно с этим нужно завершить конфликт в Сирии, чтобы у сирийских курдов тоже появилась определенность с автономностью и безопасностью и, соответственно, снизилась мотивация к сепаратизму. Также редакция посоветовала Вашингтону надавить на Турцию, чтобы она перестала обижать свое курдское меньшинство.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).