будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
США Барак Обама
Июль 10, 2025
Мир
Сакоян Анна

«Первый американский диктатор»

«Первый американский диктатор»
obama-1
Барак Обама перед выступлением в Конгрессе. Источник: Фото: whitehouse.gov

Вечером 28 января президент США Барак Обама выступил перед Конгрессом с ежегодным докладом о положении дел в стране (State of the Union address). Это одно из регулярных общественно-политических событий, предписанных конституцией. Традиционно эта президентская речь произносится в январе или феврале и, помимо собственно характеристики текущей ситуации, обычно содержит в себе очерк планов на будущее.

Доклад этого года был характерен тем, что ему предшествовали многочисленные пертурбации, в частности популярность Обамы значительно упала по итогам конфликта в Конгрессе в октябре 2013 г., когда из-за отсутствия компромисса не был утвержден бюджет, и некоторые государственные инстанции временно прекратили работать. Соответственно, задача состояла в том, чтобы, по крайней мере на уровне официальной риторики, произвести положительное впечатление.

Основная идея этой речи, длившейся чуть больше часа, состояла в том, что президент теперь будет стремиться не столько к компромиссам и сотрудничеству с Конгрессом, сколько к изысканию способов воплотить свои планы независимо от его согласия – в тех случаях, когда это законодательно возможно. Тема неэффективности политики Обамы из-за постоянных противоречий с республиканской частью Конгресса начала всплывать еще во время его первого президентского срока. Вначале он призывал обе противоборствующие партии объединиться во имя общих интересов США; в преддверии президентских выборов 2012 г. программа демократов уже не включала в свою повестку выработку путей сотрудничества с республиканцами; теперь речь уже зашла о полностью односторонних действиях исполнительной власти.

Телеведущий-консерватор Гленн Бекк (Glenn Beck) по этому поводу назвал Обаму диктатором: «Снова и снова, глядя нам в глаза, он говорил, что будет использовать свою власть, чтобы добиться своего. Он этим хвастался!.. Этот доклад о положении дел в стране поистине исторический, так как в нем наш президент объявил себя первым американским диктатором».

 
Барак Обама выступил перед Конгрессом

Комментируя выступление, аналитик Карл Халс (Carl Hulse, NY Times) высказал мнение, что жесткость тона контрастировала с ничтожностью описанных проектов. «Доклад президента Обамы представляет собой свидетельство уменьшения амбиций. Человек, который вошел в Белый дом с намерением добиться огромных успехов, пять лет спустя угрожает преодолеть тупиковую ситуацию, сложившуюся на Капитолийском холме, используя свои исполнительные полномочия. Тем самым он, в сущности, признает как ограниченность своих возможностей провести свою повестку через Конгресс, так и вероятность того, что его достижения в будущем будут весьма скромными».

Что касается собственно практических планов, то один из наиболее обсуждаемых пунктов – это проект повышения минимальной зарплаты до $10.10 в час и продление сроков выплаты пособий по безработице. Эта инициатива, по своей идее направленная на сокращение имущественного неравенства, будет распространяться только на сотрудников федеральных государственных организаций, если Обама введет ее в одностороннем порядке, но никак не скажется на благосостоянии всех прочих работников. Более широкий эффект это бы имело в том случае, если бы такая модификация была одобрена Конгрессом, однако республиканцы уже дают понять, что если Обама будет действительно прибегать к самостоятельному внедрению своих проектов, то Конгресс станет еще более несговорчивым.

 
Во время выступления

Еще одна инициатива касается выхода из так называемого «кризиса пенсионных сбережений» - ситуации, которая сложилась по итогам рецессии и кризиса жилищного рынка. Здесь Обама предложил два варианта. Один из них – это создание государственных пенсионных счетов при министерстве финансов, где граждане могли бы безопасно хранить свои сбережения, что было бы стимулом к накоплению. Это президент может организовать самостоятельно, не нуждаясь в одобрении Конгресса. Второй вариант состоит в том, чтобы пенсионные счета создавались у работников автоматически, то есть это был бы уже не просто стимул к накоплению средств, а готовый резерв. Однако этого без согласия Конгресса добиться нельзя.

Больше возможностей для односторонних действий открывается в той части повестки, которая касается борьбы с глобальным потеплением, то есть воздействием на крупные компании. Это связано с тем, что Конгресс, пусть и не без вмешательства верховного суда, уже снабдил президента существенными полномочиями по установлению регламента вредных выбросов для корпораций.

Еще один проект – это полное завершение миссии в Афганистане. Обама подчеркнул, что усилиями правительства участие США в войне в Афганистане почти прекратилось: «Вместе с нашими союзниками, - сказал он, - мы завершим нашу миссию к концу этого года, и самая долгая война, в которой когда-либо участвовала Америка, прекратится».

Наконец, наиболее универсальная инициатива, которую приветствуют оба противоборствующих лагеря, - это пересмотр законодательства, касающегося иммиграции. Хотя в докладе он уделил мало времени этой теме, многие считают, что это фактически единственный пункт программы, в котором можно добиться сотрудничества с Конгрессом и тем самым действительно внести существенные изменения. Проблема, которую предстоит решить, состоит в том, что в США сейчас находятся от 11 до 12 млн. нелегальных иммигрантов. Демократы, со своей стороны, предлагают ввести механизм, с помощью которого эти люди могли бы получить гражданство. Республиканцы предпочитают ограничиться созданием определенного легального статуса без получения гражданства, но также признают проблему. Вероятность того, что республиканцы будут склонны к сотрудничеству в этом вопросе, подтверждается негласной сделкой, так как администрация Обамы дала понять, что готова пойти на некоторые уступки, если республиканцы в принципе согласятся на внесение поправок в этой области.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).