Вечером 28 января президент США Барак Обама выступил перед Конгрессом с ежегодным докладом о положении дел в стране (State of the Union address). Это одно из регулярных общественно-политических событий, предписанных конституцией. Традиционно эта президентская речь произносится в январе или феврале и, помимо собственно характеристики текущей ситуации, обычно содержит в себе очерк планов на будущее.
Доклад этого года был характерен тем, что ему предшествовали многочисленные пертурбации, в частности популярность Обамы значительно упала по итогам конфликта в Конгрессе в октябре 2013 г., когда из-за отсутствия компромисса не был утвержден бюджет, и некоторые государственные инстанции временно прекратили работать. Соответственно, задача состояла в том, чтобы, по крайней мере на уровне официальной риторики, произвести положительное впечатление.
Основная идея этой речи, длившейся чуть больше часа, состояла в том, что президент теперь будет стремиться не столько к компромиссам и сотрудничеству с Конгрессом, сколько к изысканию способов воплотить свои планы независимо от его согласия – в тех случаях, когда это законодательно возможно. Тема неэффективности политики Обамы из-за постоянных противоречий с республиканской частью Конгресса начала всплывать еще во время его первого президентского срока. Вначале он призывал обе противоборствующие партии объединиться во имя общих интересов США; в преддверии президентских выборов 2012 г. программа демократов уже не включала в свою повестку выработку путей сотрудничества с республиканцами; теперь речь уже зашла о полностью односторонних действиях исполнительной власти.
Телеведущий-консерватор Гленн Бекк (Glenn Beck) по этому поводу назвал Обаму диктатором: «Снова и снова, глядя нам в глаза, он говорил, что будет использовать свою власть, чтобы добиться своего. Он этим хвастался!.. Этот доклад о положении дел в стране поистине исторический, так как в нем наш президент объявил себя первым американским диктатором».
Комментируя выступление, аналитик Карл Халс (Carl Hulse, NY Times) высказал мнение, что жесткость тона контрастировала с ничтожностью описанных проектов. «Доклад президента Обамы представляет собой свидетельство уменьшения амбиций. Человек, который вошел в Белый дом с намерением добиться огромных успехов, пять лет спустя угрожает преодолеть тупиковую ситуацию, сложившуюся на Капитолийском холме, используя свои исполнительные полномочия. Тем самым он, в сущности, признает как ограниченность своих возможностей провести свою повестку через Конгресс, так и вероятность того, что его достижения в будущем будут весьма скромными».
Что касается собственно практических планов, то один из наиболее обсуждаемых пунктов – это проект повышения минимальной зарплаты до $10.10 в час и продление сроков выплаты пособий по безработице. Эта инициатива, по своей идее направленная на сокращение имущественного неравенства, будет распространяться только на сотрудников федеральных государственных организаций, если Обама введет ее в одностороннем порядке, но никак не скажется на благосостоянии всех прочих работников. Более широкий эффект это бы имело в том случае, если бы такая модификация была одобрена Конгрессом, однако республиканцы уже дают понять, что если Обама будет действительно прибегать к самостоятельному внедрению своих проектов, то Конгресс станет еще более несговорчивым.
Еще одна инициатива касается выхода из так называемого «кризиса пенсионных сбережений» - ситуации, которая сложилась по итогам рецессии и кризиса жилищного рынка. Здесь Обама предложил два варианта. Один из них – это создание государственных пенсионных счетов при министерстве финансов, где граждане могли бы безопасно хранить свои сбережения, что было бы стимулом к накоплению. Это президент может организовать самостоятельно, не нуждаясь в одобрении Конгресса. Второй вариант состоит в том, чтобы пенсионные счета создавались у работников автоматически, то есть это был бы уже не просто стимул к накоплению средств, а готовый резерв. Однако этого без согласия Конгресса добиться нельзя.
Больше возможностей для односторонних действий открывается в той части повестки, которая касается борьбы с глобальным потеплением, то есть воздействием на крупные компании. Это связано с тем, что Конгресс, пусть и не без вмешательства верховного суда, уже снабдил президента существенными полномочиями по установлению регламента вредных выбросов для корпораций.
Еще один проект – это полное завершение миссии в Афганистане. Обама подчеркнул, что усилиями правительства участие США в войне в Афганистане почти прекратилось: «Вместе с нашими союзниками, - сказал он, - мы завершим нашу миссию к концу этого года, и самая долгая война, в которой когда-либо участвовала Америка, прекратится».
Наконец, наиболее универсальная инициатива, которую приветствуют оба противоборствующих лагеря, - это пересмотр законодательства, касающегося иммиграции. Хотя в докладе он уделил мало времени этой теме, многие считают, что это фактически единственный пункт программы, в котором можно добиться сотрудничества с Конгрессом и тем самым действительно внести существенные изменения. Проблема, которую предстоит решить, состоит в том, что в США сейчас находятся от 11 до 12 млн. нелегальных иммигрантов. Демократы, со своей стороны, предлагают ввести механизм, с помощью которого эти люди могли бы получить гражданство. Республиканцы предпочитают ограничиться созданием определенного легального статуса без получения гражданства, но также признают проблему. Вероятность того, что республиканцы будут склонны к сотрудничеству в этом вопросе, подтверждается негласной сделкой, так как администрация Обамы дала понять, что готова пойти на некоторые уступки, если республиканцы в принципе согласятся на внесение поправок в этой области.