Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) намерено активизировать работу в американских социальных сетях, рассказала руководитель агентства Элеонора Митрофанова. Задачей Россотрудничества она назвала формирование «дружелюбного отношения к России».
О планах агентства Митрофанова сообщила в интервью информационному агентству РБК. Говоря о том, почему столь большое внимание решено уделять социальным сетям, она отметила, что хотя отношение политиков США или Великобритании к России сложно изменить, многие рядовые жители этих стран с симпатией относятся к России, и в этой ситуации важно, чтобы они знали о работе Россотрудничества.
О том, следует ли действительно усилить присутствие Россотрудничества в зарубежных социальных сетях и о том, что это может дать, как способно улучить отношение к России, если официальными путями этого сделать не удается, с «Полит.ру» поговорил Олег Матвейчев, политический советник, эксперт СМИ, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики».
«Конечно, потенциально усиление активности организации в западных соцсетях полезно. Американский президент Дональд Трамп нам продемонстрировал, как можно использовать социальные сети: он стал президентом, напрямую коммуницируя с американским народом. Кроме того, залезть в американские телеканалы и прочую официальную прессу мы не можем – СМИ все контролируются.
Мы создали собственный телеканал Russia Today, и он спокойно работает; действует и агентство Sputnik. Если же мы еще что-то в социальных сетях будем размещать, это будет нам только в плюс. Потому что то, что делало Россотрудничество раньше, – проведение выставок, булгаковских чтений, организация кружков любителей Гоголя и так далее – это все был 19 век в смысле уровня работы. Работа же в социальных сетях, размещение каких-то записей, роликов и даже фильмов про Россию, все это, если будет делаться с умом, будет способствовать росту интереса и симпатий к нашей стране.
Почему Россотрудничество не занималось этим прежде? В каком-то смысле раньше у него не было и такой задачи. На это не рассчитывали, работали по старинке – через какие-то мероприятия. Это во-первых. Во-вторых, у них просто не было бюджета. Россотрудничество у нас долгое время было сильно недофинансировано – весь его бюджет, фактически, уходил на аренду зданий, в которых его сотрудники работают в разных странах, на зарплаты аппарату и на минимальные действия наподобие организации выставок и тому подобных мероприятий.
В то время агентство нельзя было назвать инструментом «мягкой силы», потому что то, что оно делало, было каплей в море. Если же сейчас для этого появятся средства и возможности, то отчего бы не привлечь людей, которые в этом компетентны и в этом помогут?
Достаточно ли усилий Россотрудничества для того, чтобы изменить у американцев восприятие России? Это отчасти тоже вопрос бюджетов и подходов. В сущности, этим может и одна организация заниматься – в мире известны такие прецеденты. А то, что у нас этим могут заниматься и частным образом – это факт, люди могут работать в соцсетях, могут и мероприятия проводить, никто этого не запрещает. Это могут делать и некоммерческие организации, в это могут вкладываться и частные инвесторы. Но надо иметь в виду, что вокруг этого каждый раз возникает шумиха – как, допустим, это произошло с тем же Пригожиным.
С точки зрения американца, американский миллиардер Сорос может финансировать кого ему угодно в разных странах и вмешиваться в любые выборы, а россиянину Пригожину нельзя даже близко похожее предпринимать, нельзя давать деньги на создание аккаунтов в Facebook – уже два года длится скандал по поводу якобы вмешательства России в американские выборы, и «фабрика троллей» Пригожина подозревается во влиянии на выборы. То есть тут действуют именно что двойные стандарты. Так что если какие-то люди и захотят действовать в соцсетях, надо понимать, как это будет воспринято.
В этом смысле официальным структурам в чем-то проще: мы же заявляем, что такова наша официальная позиция, мы же не собираемся распространять какой-то компромат или что-либо предосудительное. Если эти структуры будут публиковать материалы, рассказывающие о современной России, то что в этом плохого? Любое государство имеет право себя хвалить. Французы, к примеру, спонсируют переводы своих философов и писателей на разные языки мира – сами дают на это деньги. И у них огромное министерство по туризму, которое распространяет рекламные материалы о Франции. Потому что страну каждый год посещают 70 миллионов туристов – представьте себе, какие огромные деньги это дает! Для Франции туризм – такая же отрасль экономики, как для нас добыча нефти и газа. Поэтому Франция, естественно, на это работает.
Соответственно, если у нас официальные структуры будут просто рекламировать Россию, в это не будет ничего дурного. Наоборот, тем самым мы показываем, что не прячемся, не делаем что-то тайное, не действуем незаконными методами. Так что пускай государственная структура доносит до мира позитивную информацию о России в социальных сетях вполне открыто. Точно так же, как уже упоминавшийся телеканал Russia Today не маскируется под СМИ непонятного происхождения. Нет, у него везде на видных местах написано, что канал финансируется правительством России и отражает официальную точку зрения России на события, происходящие в мире», – объяснил Олег Матвейчев.