будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Донецк Луганск Украина
Июнь 16, 2025
Мир
Сакоян Анна

Прекращение перемирия: взгляд с Запада

Прекращение перемирия: взгляд с Запада
ukreine
Украинская армия на Юго-Востоке. Источник: Фото: Александр Клименко/Голос України

В западной прессе прекращение перемирия на Украине обсуждается примерно в том же ключе, что прежде мирная инициатива Порошенко, то есть, в первую очередь, с точки зрения того, как на это реагирует Россия и какова ее позиция. А также какова роль и возможности Запада в сложившейся конфигурации. В этом смысле неизменно говорят об угрозе санкций, российской стратегии и вероятных раскладах в будущем.

NY Times, в частности, подчеркивает, что никаких конкретных перспектив в плане наложения новых санкций на Россию нет даже в случае, если дипломатические переговоры между западными, российскими и украинскими лидерами успехом не увенчаются. «На прошлой неделе европейские лидеры предупреждали о таких санкциях, но дальше этого не пошли, что, очевидно, поспособствовало тому, чтобы господин Порошенко принял решение о возобновлении военных действий».

Wall Street Journal подчеркивает, что прекращение перемирия – это рискованный шаг, потому что выгнать сепаратистов из граничащих с Россией регионов, не вызвав тем самым гуманитарную катастрофу, будет трудно. При этом авторы отмечают, что стратегия Москвы становится более понятной: она «не станет вводить войска, чтобы помочь ополченцам, которые вот уже два с половиной месяца пытаются отстаивать существование своей собственной республики внутри Украины». Давление на Россию, чтобы она прекратила поддерживать сепаратистов, в виде угроз со стороны США и их союзников, не особенно действенно, потому что российские власти отрицают, что имеют к этому отношение. При этом авторы неоднократно указывают на то, что косвенные признаки причастности России к происходящему имеются.

При таком положении дел Порошенко необходимо быстро восстановить контроль над границами, через которые поступает российская помощь, дабы отрезать сепаратистов от источника подкрепления. Это даст украинскому правительству преимущество при ведении дальнейших переговоров. Однако «продолжение и затягивание конфликта с жертвами, скорее всего, сильно подорвет его позиции в стране, и Западу будет труднее его поддерживать».

 

Подробный анализ ситуации предложил традиционно анонимный автор в The Economist. По его мнению, политика российской стороны представляет собой узнаваемый сценарий, которым Москва пользуется еще с советских времен. В последние дни, поясняет автор, Порошенко находился под двойным давлением. С одной стороны, на него пытался повлиять Путин, чтобы он продлил перемирие, с другой стороны, националисты в Киеве добивались возобновления боевых действий. Но с учетом того, что антиправительственные группы не слишком усердно соблюдали условие перемирия, велика была вероятность того, что повстанцам такие перерывы были только на руку.

Со своей стороны, Путин продолжает следовать своему плану замаскированного наступления: «24 июня он театрально предложил неизменно лояльной верхней палате парламента отменить разрешение на ввод войск в Украину, которого он потребовал в марте. Этот жест в значительной мере был не более чем уловкой для манипулирования Порошенко и предотвращения дополнительных санкций со стороны Запада. Тем не менее, если военное вторжение и представляется маловероятным, российская экспансия иного рода началась уже давно».

Путинская Россия, комментирует автор, находится в состоянии мобилизации и готовности задействовать в кризисе весь комплект возможных инструментов. В применении к Украине это означает комбинацию из тайных транспортировок военного снаряжения/персонала через границу, боевиков-волонтеров, набираемых через патриотические организации и олигархические каналы, пропаганды, транслируемой через государственные СМИ, а также давления при помощи цен на газ. «Московские чиновники, которые склонны превозносить нелинейную войну, пусть даже они не используют именно этот термин, говорят, что они прибегают к тем же методам, которые постоянно задействуют американцы: сначала спровоцировать протесты, потом, если не сработает, поддержать их силой».

Преимущество такого подхода в том, что он определяется правдоподобным отрицанием, что позволяет России уклоняться от новых санкций, которые были бы направлены уже не против конкретных лиц, а на всю экономику. «Наложенные санкции и опасение новых уже оказали замораживающее воздействие на инвестирование, согласно МВФ, который теперь заявляет, что прирост ВВП в России в этом году будет нулевым. Непрозрачность и запутанность путинской нелинейной войны на Украине также затрудняет западную дипломатию, так как из-за этого мнения разделяются, а прийти к консенсусу становится труднее».

 

Путину нужен конфликт, но строго определенного масштаба. Он должен быть достаточно развернутым, чтобы заставить Порошенко идти на уступки, но не слишком большим, чтобы России не приходилось задействовать вооруженные силы напрямую или финансировать восточные регионы Украины. Ему выгоден этот цикл продолжающегося конфликта с периодическими перемириями. «Такая война, колеблющаяся между открытыми военными действиями и политическими переговорами, но никогда полностью не завершающаяся, напоминает о других замороженных конфликтов вокруг бывшего СССР. В Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье неразрешенные, но преимущественно бескровные конфликты служат инструментом, позволяющим сдерживать деятельность грузинского и молдавского правительств, а также обеспечивающим возможности для российского посреднического вмешательства». Правда, в случае с Украиной ситуация несколько сложнее. Прецеденты основывались на «искренних и глубоких этнических и религиозных противоречиях. На Украине, хотя многие русскоязычные граждане в Донецке и Луганске ненавидят Киев и хотели бы больше автономии, такого конфликта, как, например, на Балканах, нет и быть не может».

Собственно, вопрос состоит в том, насколько далеко готов зайти Путин, если украинские силы будут одерживать верх над сепаратистами. В чисто военном противостоянии у Киева больше шансов победить, если у него будет достаточно времени. «Еще один вопрос, - заключает автор, - в том, насколько Запад заинтересован в переходе к более жестким мерам. В последнее время циклические угрозы добавить санкций с их малоубедительными последствиями не предвещают ничего хорошего».

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).