В четверг в Раде пытались разобраться с законами, которые могли бы в какой-то степени освободить Ю.Тимошенко - история с Соглашением об ассоциации с ЕС свелась к тому, что его подписание прямо зависит от того, в каком статусе окажется Тимошенко. И это чисто умопомрачительная ситуация.
Еще пару месяцев назад считалось, что один человек не может определять геополитический выбор и всякое такое. А уж после того, как в августе таможня РФ устроила Украине веселуху, весь ЕС хором заявлял, что Украину нужно тут же принимать в компанию, подписывать с ней Ассоциацию - лишь бы защитить от давления с Востока и Таможенного союза. А потом внезапно все опять переменилось и все снова оказалось в рамке "Тимошенко на свободе или Соглашения не будет". Странно, но вот так.
7 ноября в Раде запланировали рассмотрение всех четырех законопроектов относительно возможности лечения осужденных за границей (ну да, чтобы ее в какой-то форме выпустить). Вообще, в данной заметке не совсем о том, что именно там происходит. Тут дело в общей фактуре - ме-е-едленной такой, несуразной, мутной. Очень медленной. Имея в виду, что в следующую неделю все это чрезвычайно ускорится и приведет к неизвестному итогу в следующий четверг. Но это пусть пока будет интригой.
Вся эта история долгая, а на четверг все было просто: у оппозиции по поводу Тимошенко свой проект, у власти другой, а голосов нет ни у одного - ну, тупик. А еще интереснее было бы, если бы власть нашла голоса за законопроект, который она нехотя продвигала (авторства С.Мищенко), то возникла бы интересная коллизия. Законопроект предлагал, что человек, которого из тюрьмы отправили за границу, находится там фактически тоже под стражей. Он не занимается публичной политикой, вообще не покидает территорию своей больницы и - после излечения возвращается обратно, в украинскую тюрьму, досиживать. Причем, срок нахождении на лечении в него не засчитывается (хотя, фактически, он там на тюремном режиме). Впрочем, по этому пункту власть была готова искать компромисс. Но да, все равно держать под надзором в больнице.
И вот тут нюанс: лечение-то предполагается в Германии, которая - предположительно - закон в таком виде не воспримет. Ну, например, как ей организовать полутюремный статус для Тимошенко в больнице "Шарите"? Но вот если Украина примет такой закон (отпускающий по факту) Тимошенко, а Германия не идет навстречу? Выполнила ли Украина условие ЕС, если его исполнение блокирует Германия? Она-то может повести себя как угодно, и что?
Вторая сторона дела. Есть миссия Кокс-Квасьневский. Сначала она должна была регулировать ситуацию с отбыванием срока Тимошенко. Но теперь она сделалась уже главным игроком в подписании Соглашения в целом. То есть, не Еврокомиссия, не еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле, не председатель Европейского совета Герман ван Ромпей (еще его иногда называют президентом ЕС), не глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу решают - подписывать Соглашение или нет, а наблюдатели Европарламента Александр Квасьневский и Пэт Кокс.
Они сейчас в Киеве. А в Раде собралась рассматривать законы по Тимошенко, все гармонично. При этом ранее Кокс-Квасьневский официально сообщили, что принимать надо законопроект А.Лабунской. Конечно, тогда оппозиция готова голосовать только за проект Лабунской, а вот власть - нет. Недавно раньше, комментируя то, что миссия Кокса-Квасьневскго настаивает на принятии законопроекта А.Лабунской, лидер фракции Партии Регионов А.Ефремов сказал: "А если какая-то комиссия предложит вам прыгнуть с 5 этажа, прыгнете ли вы?"
Понять его можно. Когда на Комитете Рады по вопросам законодательного обеспечения в среду рассматривали все законопроекты по Тимошенко, Лабунская представила свой проект очень лихо, заявив, что решение по Тимошенко является политическим, а не юридическим, поэтому она не может отвечать на юридические вопросы. При этом она держалась вполне бодро: "Вы говорите, что вам то не так, и это не так (в проектах относительно лечения Тимошенко). Почему же вы тогда не внесли свое видение решения проблемы? Нет на сегодня юридического решения проблемы". Ну да, она там теперь политическая звезда: ситуационная.
В ответ "регионал" В.Олейник напомнил, что Лабунская предлагает отправлять заключенных за границу в случае, если на протяжении 365 дней человек, находясь в больнице, не вылечивается. Это он вот к чему: "Можно ли учитывать, что если человек отказывается сдавать анализы, проходить процедуры... тогда и насморк будет неизлечимым". Собственно, там все еще проще: законопроект Лабунской касается только и исключительно Ю.Тимошенко. Чисто избирательное правосудие наоборот.
Словом, было ясно, что 7 ноября не будет принято ничего. Вопрос в том, что делать дальше. В среду Комитет предложил отправить на доработку все четыре законопроекта, касающиеся лечения за рубежом Ю.Тимошенко и собрался рекомендовать Раде создать рабочую группу, которая будет дорабатывать законопроекты.
Наступил четверг, 7-е. Утреннее заседание было отменено. "У них нет решения, поскольку нет команды от Януковича, потому что в 12 Янукович встречался с Коксом и Квасьневским", - пояснил народу А.Яценюк "Батькивщина" и расписал дальнейшее: "В 15:30 встреча спикера с Коксом и Квасьневским. Тогда они получат команду от Януковича и скажут нам, соглашаются они или нет".
Соглашаются вот с чем: с утра в четверг оппозиция заявила, что настаивает на пакетном голосовании: закона о прокуратуре, изменения в избирательный кодекс и чтобы взять за основу законопроект Лабунской. А тогда они согласятся на создание рабочей группы для доработки проекта Лабунской, чтобы проголосовать его в следующий четверг. Вообще, с их стороны тут был прогресс, ранее они требовали голосовать Лабунскую с колес, без поправок и рассмотрения в Комитете. Пакет означает торговлю: согласие оппозиции на все остальные законопроекты в обмен на то, чтобы по Тимошенко рассматривался тот закон, который устраивает оппозицию. Что ж, Рада (то есть - большинство) согласилась включить в повестку дня законопроекты о Прокуратуре от президента и оппозиции, - как того требовала оппозиция. За это проголосовали 383 депутата. Все стали ждать 16 часов, потому что факт налицо: идет торговля.
Ну да, все это понять непросто, потому что вот такая там фактура. В итоге все получилось ровно в том же формате (ме-е-едленно и мутно). Точнее, моментально был произведен очередной кейс на тему "украинская политика as is". Нет, тут без малейшего высокомерия, наоборот - с завистью. Потому что, все же, политика as is - однозначно.
Часам к 5 вечера четверга "Украинская правда" со ссылкой на некие источники сообщила, что фракция Партии Регионов "получила команду голосовать в первом чтении проект Анжелики Лабунской относительно "лечения Тимошенко"". Якобы об этом сказали Кокс и Квасьневский после встречи с В.Януковичем (обедали они вместе). Но позже "регионал" О.Царев заявил, что эта информация не соответствует действительности, иными словами такой "команды" не было. Понять, вброс это был или слив - нельзя.
Заодно "собеседник УП" сказал, что после пакетного голосования в первом чтении в парламенте будет создана рабочая группа для доработки проекта Лабунской, как и было решено на заседании комитета в среду. Рабочая группа или дорабатывает проект до нынешней пятницы, когда и состоится окончательное голосование, или же депутаты договариваются провести внеочередную сессию для этого голосования в следующий вторник.
В четверг заседание Рады так и не было открыто. По словам первого вице-спикера И.Калетника "Консультации с миссией Кокса-Квасьневского продолжаются. Заседание Рады состоится в пятницу".
А по окончании консультаций с членами миссии зам.председателя Рады Р.Кошулинский сообщил прессе, что перед тем, как покинуть Раду, Кокс и Квасьневский установили ей дедлайн. По его словам, сейчас "продолжаются консультации для наработки единых законопроектов по евроинтеграции. Миссия Кокса-Квасьневского установила нам четкие временные рамки... Это вторник-среда следующей недели".
Консультации в Раде продолжались до ночи. Чем закончились - неведомо, об этом общественность узнает сегодня, в пятницу. Ну, в частности, лидеры оппозиционных фракций пообещали за ночь подготовить уже новый закон, "который может решить вопрос Ю.Тимошенко". Причем, В.Кличко сообщил в эфире 5 канала, что "закон не касается политической деятельности, это не касается реабилитации Тимошенко". "Украинская правда" восприняла это так, что требования допустить Тимошенко к президентским выборам в законе не будет. Да, примерно так. Но тут надо учесть, что Кличко сейчас - самый ретинговый из всех (включая Януковича) кандидат в президенты.
И это общий пейзаж по состоянию на 7 ноября, в котором, разумеется, не видать ни зги. Потому что нет никаких оснований предполагать, что ночной законотворческий подвиг оппозиции встретит объятия власти. Да вообще, там вся тематика какая-то восхитительно нечеткая. Скажем, недавно в ЕС заговорили, что, в общем, не беда - не подпишут на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе сейчас - подпишут на саммите в 2014-ом. Вот только в 2014-ом саммита "Партнерства" не будет, следующий - только в начале 2015 го, в Риге. Примерно так и со всем остальным.
То есть, вот именно это и интересно - такой ход исторического процесса. Да, все мутно и медленно-медленно, но как в реальности бывает иначе? И, главное (с точки зрения художественной - саспенса, катарсиса и тп) все это так - только последнюю неделю. Потому что есть временная рамка и она простая. Саммит в Вильнюсе - 28-29 ноября. Но до этого министры иностранных дел ЕС на заседании 18 ноября по факту принимают решение о том, подписывать Соглашение или нет. Считается, что их решение предопределяет решение саммита и, скорее всего, так и есть - ну, в той мере, в какой вообще возможно понимать Брюссель.
А до этого будет еще и заключительный отчет все тех же Кокса -Квасьневского, 14 ноября. А 14 ноября - это четверг. Ну вот понятно, откуда уже взялся их делайн ("вторник-среда следующей недели") - им в четверг отчитываться и делать Главный Вывод.
Так что через неделю наступит окончательный катарсис, после чего - даже после как бы компромиссного четверга все это очень возможно - может возникнуть принципиально новая геополитическая обстановка.