В роковой для всей ее геополитики день Украина свой евровыбор не подтвердила. Рада должна была принять три закона, после которых Соглашение об ассоциации с ЕС было бы подписано - не приняли ничего. Но, как выяснилось, это еще не крах - этот хвост будут рубить по кусочкам.
Предыдущие серии:
Саспенс по-українськи или Снова все о Ней
Саспенс по-українськи или Снова все о Ней, часть II
Парламент
Если бы провал внеочередного заседания Рады конкретно закрыл Украине отношения с ЕС (как, собственно, так и должно было быть), то это была бы лучшая иллюстрация к Т.С.Эллиоту ("Вот как кончится мир: не взрыв, но всхлип"). Потому что спикер Рады В.Рыбак закрыл внеочередное заседание потому, что все три законопроекта, которые должны были рассматриваться Европы ради, оказались не готовы.
Заседание он закрыл после того, как главы рабочей группы Г.Васильев сообщил, что группа не смогла выработать единый проект по лечению Тимошенко. Два других еврозакона, "О прокуратуре" и об "Усовершенствования законодательства по вопросам проведения выборов комитетами" также не были подготовлены. "Действительно, к ним столько поправок, что месяц их надо рассматривать в комитетах", - вздохнул Рыбак. А потом и уточнил, что по закону и регламенту Рады, время подачи депутатами правок в проекты о Прокуратуре и изменений в избирательное законодательство продолжается до 18 часов 15 ноября, в пятницу: "В такой ситуации, согласно регламенту и Конституции мы не можем лишать депутатов права подавать свои предложения к законопроектам". Ну и, собственно, кто ж их запихивал на среду?
Рыбаку только и оставалось, что закрыть заседание. При этом, отчет миссии Кокса-Квасьневского (которая должна была дать окончательную оценку готовности Украины немного ассоциироваться с ЕС) также должен состояться в среду. И, значит, теперь миссии остается только сообщить о том, что все плохо. А 18 ноября должен состояться Совет министров иностранных дел ЕС, который, базируясь на отчете миссии, будет принимать решение о подписании/не подписании соглашения об Ассоциации с ЕС.
Но вот тема полного еврокраха осталась пока не завершенной. Министр иностранных дел Укарины Л.Кожара вообще считает, что на сегодня все равно есть все предпосылки для его подписания в Вильнюсе. Впрочем, у него несколько другой подход: "Все оставшиеся вопросы на фоне отношений 46 миллионов украинцев и 500 миллионов граждан ЕС - они, на наш взгляд, не имеют столь определяющего политического значения. Поэтому мы рассчитываем на положительный результат и работы Верховной Рады, и успешный результат от предстоящего саммита Восточного партнерства в Вильнюсе".
Это, вообще-то, разумно. В самом деле, странно было бы, если бы вся эта геополитика была решена тем, что на сессии второпях приняли бы три этих закона. Но, тем не менее, именно так подходит к делу Еврокомиссия. Ну и да - главным по прежнему остается Тимошенко.
Европа
Естественный вопрос: как отреагировали на данный факт Евросоюзе? Питер Стано, представитель Еврокомиссара по политике соседства Ш.Фюле, дал по этому поводу брифинг, весьма маловменяемый. По его словам, Украина должна в ограниченный срок принять три евроинтеграционных закона для того, чтобы Соглашение было подписано. Но при этом Стано добавил, что "страны-члены до сих пор обсуждают, насколько Украина продвинулась в необходимых критериях, которые были определены в декабре прошлого года". А тут вот в чем дело: ранее процедура принятия решения о подписании описывалась иначе – Еврокомиссия, министры иностранных дел стран ЕС, ну ладно – Европарламент. Сами страны-участники фигурировали только в последующей ратификации соглашения.
Разумеется, журналисты напомнили Стано, что следующее заседание Рады состоится 19 ноября, а Совет министров ЕС, на котором будут принимать решение об Украине, назначен на 18 ноября. В ответ Стано только повторил, что "Это больше страны-члены решают, когда они могут принять такое решение. Я могу лишь напомнить, что мы ожидаем от Украины результатов в трех важных вопросах: выборочное правосудие, избирательное законодательство и реформы, заложенные в повестку дня ассоциации". Но тут же, в полном противоречии со своей же логикой, сообщил, что "отчет миссии Кокса-Квасневского будет играть чрезвычайное значение".
Из других европейских спикеров отметился министра иностранных дел Литвы, Л.Линкявичюса (им важно, Литва принимает саммит). Он считает, что еще не все потеряно: "Если вы спрашиваете, можно ли сегодня сказать, что точно не состоится подписание, то я бы так не утверждал".
Только он все сводит к личному решению В.Януковича (явно по поводу Тимошенко): "У него есть много возможностей прибегнуть к лидерству и взять ответственность за судьбу страны, приняв требующиеся решения. Ситуация, несомненно, не радует, поскольку нет ясности. Хотя политическое решение подписать соглашение вроде бы явно, оно не обосновано конкретными шагами". И это чрезвычайно сильный когнитивный диссонанс – и вот тогда они частично инкорпорируют в ЕС страну, в которой решения принимаются настолько авторитарным образом?
Вообще же, если Соглашение так и не будет подписано, то для ЕС это будет хорошим поводом задуматься – кто же, все-таки, принимает у них решения? Хотя, конечно, уже кажется, что это завышенное представление о вменяемости политико-чиновников, находящихся в городе Брюсселе.
Оппозиция + Кокс-Квасьневский
После встречи с Коксом и Квасьневским лидеры трех оппозиционных фракций сообщили, что попросили у миссии не давать негативную оценку Украине. По словам А.Яценюка оппозиция попросила миссию "дать промежуточный отчет с тем, чтобы дать возможность Виктору Януковичу одуматься". О.Тягнибок был немного точнее, он не валил все на президента, а выразил надежду, что до 19 ноября (когда состоится следующее пленарное заседание Рады) партия власти примет необходимые решения для того, чтобы были проголосованы соответствующие законопроекты, "мы не теряем надежду". В.Кличко бессмысленно (как обычно) добавил, что необходимые решения должны быть приняты парламентом "в следующий вторник, максимум в среду".
Между тем считалось, что среда 13 ноября - последний срок принятия всех этих трех евроинтеграционных законов перед объявлением отчета миссии Кокса-Квасьневского – он должен был состояться в эту же среду. Как ни странно, А.Квасьневский заявил, что миссия все еще надеется на "добрую волю украинских политиков" и ждет, что парламент примет необходимые проекты максимум 19 ноября. На брифинге после переговоров в Раде он заявил: "Мы понимаем, что политически все очень сложно, но надеемся, что найдется достаточно доброй воли для консенсуса, чтобы все, кто хочет подписать Ассоциацию, подписали ее. 19 – это уже последний момент, когда можно сделать то, что надо. И мы как миссия ожидаем, что выйдет все так, как мы сегодня говорили с нашими партнерами".
А потом стало известно, что теперь миссия продлена до саммита, 28 ноября. Но только 18 ноября должен состояться Совет министров иностранных дел ЕС, который, базируясь на отчете миссии, будет принимать решение о подписании/не подписании соглашения об Ассоциации. Но о дате переноса Совета пока ничего не говорилось.
Н.Азаров (как премьер и прагматик)
В среду на заседании Кабмина премьер Н.Я.Азаров заявил, что "экстренный разворот власти к нормализации отношений с Россией состоялся по воле украинского реального сектора экономики". А накануне Азаров уже сетовал на то, что Евросоюз совершенно не волнует то, какие проблемы возникнут у Украины после подписания ассоциации (например – у украинской промышленности с Россией). Вопрос: это у Азарова было политически мотивированное заявление и теперь в самом деле Украина дает ЕС отставку?
Но только политические заявления Азаров старается не делать. Так и в этом случае он обошелся практической стороной вопроса. По его словам, промышленники и предприниматели чрезвычайно взволнованы ситуацией в торговле с Россией: "Россия все больше отгораживается от украинских товаров защитными пошлинами, которые у них, согласно условиям вступления в ВТО, выше, чем у нас примерно вдвое. Следовательно, обращение в ВТО в этой ситуации может не помочь".
Поэтому, по его словам, главным сегодня для власти стал "русский вопрос" - "добавьте к этому заоблачные цены на газ и нефть... и для каждого человека, ответственного за судьбу Украины, станет понятно, что вопрос №1 национальной политики - это нормализации отношений с Россией". Но тут у него внезапно получился вполне политический вывод: "Можно сказать, что это приказ власти от реального сектора экономики. Промышленники и предприниматели именно с решением этой проблемы прямо связывают возможность преодолеть негативные тенденции". Он рассказал, что у него и у В.Януковича состоялись "острые разговоры" с предпринимателями и профсоюзами о ситуации в торговле с Россией (во вторник промышленники и предприниматели попросили Януковича "отложить ассоциацию с ЕС" по крайней мере - на год). По словам Азарова, "президент разделяет глубокую обеспокоенность промышленников и профсоюзов возможной потерей рабочих мест. Это прямая ответственность нашего правительства. Это тяжелый удар по украинской экономике. Речь идет о сохранении для наших товаров российского рынка".
Вывод: Украина не может отказаться от сотрудничества с Россией, потому что не будет источников компенсации этих потерь. "Хочу, чтобы все в Украине осознали: нам никто не предложил и не предложит компенсации за потерю этого рынка. А мы не имеем права допустить, чтобы закрывались предприятия, чтобы наши люди оставались без зарплат и пенсий", - пояснил Азаров. О возможных благах в виде ЗСТ с ЕС и о врастании в европейский рынок он говорить не стал.
Вообще-то личные мотивы Н.Азарова понять просто: не хочет он работать премьером в переходный период. То есть – премьером-то хочет, но в понятных обстоятельствах. А ЕС он не понимает и, похоже, не слишком ему доверяет. В общем, после всей этой истории с Ассоциацией его понять можно. Та версия ЕС, которая все это время имело дело с Украиной, она, как бы это сказать…
Анонс
Но когда-то все это непременно закончится. 29 ноября - уж точно, в этот день закроется саммит в Вильнюсе.