В Киеве прошел 17-й саммит Украина — ЕС. Стратегически там все хорошо, но по тактической части есть проблемы. А как бы их не было, когда ситуация известно какая, да еще и украинские ожидания распространялись на темы, которым сейчас реализованы быть не могут. Тем более — на саммите.
Состав был компактным: президент Украины П.Порошенко и двое из Брюсселя — президент Евросовета Д.Туск и президент Еврокомиссии Ж.-К.Юнкер. Итоги — в совместном заявлении. Документ большой, пункты вполне не выдуманные.
Но тут ведь и вопрос ожиданий. Украина, например, думала о ЕС-миротворцах, о безвизовом режиме с ЕС и полноценном применении зоны свободной торговли Украина – ЕС. Ну а Евросоюз тут работал по линии Еврокомиссии, которой, соответственно, важна профильная деятельность, а не ситуация с военными действиями. Они, конечно, учитывались, но как отягчающее обстоятельство. Кто же будет вставлять форс-мажор в стратегию?
Вообще-то, Еврокомиссия сделала все для саммита все, что могла: к саммиту ЕК опубликовала вполне ключевой документ по поддержке Украины, мораль которого в том, что ЕС готов помочь Украине в проведении реформ и поддержании нынешнего курса. По словам Туска, это "ключевое сообщение президенту Порошенко и премьер-министру Яценюку на сегодня". Что вполне соответствует: документ вполне серьезный, вот он. Если учесть, что предыдущий саммит был в феврале 2013 года (самая длинная пауза в истории этих саммитов, они начались в 1997-ом) и то, что произошло в эти два года, то документ для Украины очень хороший.
Мало того, были учтены и обстоятельства. Главное решение: Зона свободной торговли между Украиной и Ес начнет работать с 1 января 2016 года. По факту это вполне политическая поддержка - в прошлом сентябре начало работы ЗСТ было отложено до 1 января 2016 года (остальные пункты Соглашения об ассоциации вступили в силу 1 ноября 2014-го). Отсрочка по ЗСТ связывалась как уступка России по случаю первых минских соглашений. Соответственно, теперь речь могла зайти о дальнейших отсрочках и т.п. Но глава ЕК Юнкер поступил как бы и наоборот, привязав создание ЗСТ к выполнению вторых минских договоренностей: "Некоторые хотят снова отложить создание зоны свободной торговли. Я не думаю, что это хорошая и мудрая идея. Мы все откладываем, откладываем и откладываем". Также Юнкер сообщил о решении ЕС выделить Украине помощь в 1,8 млрд евро. И еще ЕС выделит Украине 70 млн евро - на достройку саркофага для Чернобыльской АЭС.
В общем, по совокупности – все удалось. Стратегический план, привезенный в Киеве главами Еврокомиссии и Евросовета – серьезнее быть не может. А если учесть инерционность любой бюрократии, в том числе — брюссельской, то и вообще славно.
Ожидания, которые не сбылись
Но только ведь лучше запоминается не сбывшееся. Основные дополнительные ожидания были такими: Миротворцы, безвизовый режим, а еще и вечная тема официального подтверждения "европерспектив Украины". Это имеется в виду, что ЕС на самом высоком уровне официально признает за Украиной возможность когда-нибудь стать членом ЕС. В чем смысл такого желания (не стать членом, а получить некое подтверждение на неопределенное будущее) понять нельзя, но это реально вечная для Украины тема.
Что до безвизового режима между Украиной и ЕС (не надо путать с Шенгеном), то вряд ли он возникнет к концу 2015-го. Украинские ожидания тут были на высшем уровне: 12 января, получая биометрический паспорт, Порошенко заявил, что это (появление таких паспортов) - последний шаг на пути безвизового режима с ЕС, который Украина получит на саммите Восточного партнерства в Риге 21-22 мая. Не очень-то понятно, почему именно в Риге. Это ж решают не саммиты Восточного партнерства, а другие институции. Ну, имелось в виду, что на саммите кто-то об этом скажет, как о решенном деле. Вряд ли это произойдет. Да, Туск упомянул, что ситуация на востоке Украины не должна быть препятствием для безвизового режима, но, скорее, имел в виду ровно обратное – просто в такой форме намекнул на причину. Возможно, что и не на главную.
Миротворцы. Порошенко приглашал миротворцев из ЕС к урегулированию на востоке, ранее Туск уже сказал о невозможности сделать это сейчас, но был готов поговорить об этом на саммите. На саммите же сказал так: "Мы знаем, что Украина очень рассчитывает на помощь миротворцев стран-членов ЕС в Донбассе. Однако сегодня мы рассматриваем возможность отправки в Украину гражданской оценочной миссию для того, чтобы определить возможности для дальнейшей деятельности в пределах политики безопасности и обороны. О военной миссии речь не идет".
Лига-онлайн дала комментарий к итогам саммита от главы фонда "Майдан иностранных дел", экс-дипломата Б.Яременко. Комментарий очень характерен:
"Мы увидели, что украинская дипломатия неспособна концептуально выстраивать какие-то новые отношения с Евросоюзом. Все, как и прежде, сводится к банальному клянченью больших обещаний и неумению выстраивать прагматические отношения.
Украина хотела что-то услышать о перспективе членства в ЕС, о внедрении безвизового режима, дальнейшей интернационализации и усилении международного присутствия в конфликте на Донбассе. На этот счет мы не услышали никаких позитивных сигналов. Это оставило негативный осадок от саммита".
То есть, это ж просто противоречие по определению: слова "не услышали никаких позитивных сигналов" и "это оставило негативный осадок от саммита" — ровно о том, что "концептуального выстраивания" не происходит даже и со стороны требовательных комментаторов.
Обиды конкретно
По ходу дела Туск сказал, что Евромайдан должен стать для Украины поворотным моментом к лучшему и достичь этого следует конкретно реформами: "Но Европа не может делать всю черную работу за украинцев, работу по реформированию страны, по созданию более современной и справедливой Украины". ЕС ждет проведения конституционной, судебной реформ и реформы прокуратуры.
Порошенко на это обиделся. На пресс-конференции по итогам саммита сообщил: "Мы просим только одного - объективной оценки действий украинской команды. Тезис, о том, что Украина отстает с реформами, не является объективным, не совсем отвечает действительности". После чего заявил о выполнении реформ, оговоренных с МВФ на тему сокращения дефицита бюджета.
Собственно, вышеупомянутая "новое концептуальное выстраивание" могло бы состоять ровно в том, чтобы убирать самодельные ожидания. Тема "европерспектив Украины", подтверждения которых в Киеве все время хотят услышать от кого-то высокопоставленного из ЕС выглядит уже совсем нелепо. В смысле нелепы не сами перспективы, а вот это вечное желание подтверждения, превращаемое СМИ вообще в несуразное нечто. В этот раз "Европейская правда" (как бы евро-раздел "Украинской правды") устроила уже просто истерику (полный текст — для полноты ощущений):
"Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер отказался назвать Украину европейским государством, чтобы предотвратить признание права Украины подавать заявку на членство в ЕС.
Это произошло на пресс-конференции по итогам саммита Украина-ЕС в Киеве, сообщает Европейская правда.
О том, что Украина намерена подать такую заявку, сообщил президент Петр Порошенко.
Как известно, уставные документы ЕС содержат ограничения - заявку на приобретение членства могут подавать только "европейские государства". Евросоюз избегает такого определения в документах, которые касаются Украины.
Во время пресс-конференции Юнкер отказался напрямую отвечать на вопрос, является ли Украина европейским государством, но не исключил, что ЕС сделает такое признание впоследствии.
"На мой взгляд, Украина – часть европейской семьи. Не африканской, а европейской", - ушел он от употребления четкого термина.
В то же время, президент Порошенко настаивает, что Украина все же имеет право подать такую заявку.
"Cтатья 49 договора ЕС дает право всем европейским странам подавать заявку на получение членства в ЕС, а Украина – это европейская страна", - подчеркнул президент Украины".
Ну, наутро, во вторник 28-го Юнкер как-то соотнесся с чувствами и да, подтвердил, что "Украина - европейская страна". На открытии международной конференции "по поддержке Украины для проведения реформ" (типа after-summit) он сказал так: "ЕС поддерживает Украину. Мы демонстрируем солидарность с Украиной. Мы стоим плечом к плечу с народом Украины. Украина - европейская страна, европейское государство и великая европейская нация". Но все равно добавил, что поддержка ЕС должна идти рядом с реформами в Украине.
Собственно, это не так, что о политиках, а больше о СМИ. Порошенко-то был вполне адекватен, на пленарном заседании саммит он сказал лишь, что "Мы амбициозны в своих планах и вере, и именно поэтому декларируем, что через 5 лет мы должны обеспечить эффективную имплементацию соглашения об ассоциации и достичь условий, необходимых для подачи заявки на членство в ЕС". Впрочем, тема этого загадочного признания была и у него: "Я призываю ЕС, поддерживая евроинтеграционные стремления украинского народа, признать, что Украина, как любое другое европейское государство, которое уважает и готово защищать общие ценности, может в будущем стать членом ЕС. Конечно же, при условии достижения всех критериев". Что ли там в самом деле видят членство в ЕС как нечто евро-сакральное. Но ЕС-то — дело технологическое, это ж какое разочарование еще может возникнуть? Впрочем, надо же ему было сказать что-нибудь пафосное.
Для полноты картины следует упомянуть, что романтические ощущения свойственны и другой стороне. Особенно - по поводу востока Украины. В материале о саммите EurActiv ("an independent pan-European media network specialised in EU policies") сообщается, что некий "EU official who asked not to be named" заявил, что делегация ЕС будет требовать проведения конституционной реформы на Украине до конца 2015 года (включая договоренности с "ДНР" и "ЛНР") и рассчитывает на то, что Киев в этом году вернет себе полный контроль над восточной границей ("He said the EU delegation would demand Ukraine finalise constitutional reforms this year, including agreements on the status of two breakaway pro-Russian regions, Donetsk and Lugansk. The EU will stand up for Ukraine's territorial sovereignty and aims to see Kyiv regain full control of its eastern border in 2015, he added").
Как они это видят? Причем, и Туск на саммите сообщил, что вопросы войны уступают место вопросам "послевоенного восстановления". В качестве конструктива он призвал Россию начать выполнять Минские соглашения, вывести российские войска из Донбасса и освободить заложников и т.п. Ну а в совместном заявлении Туска, Юнкера и Порошенко снова осудили "вторжение российских войск в Донбасс и аннексию украинского Крыма, которую они не намерены признавать".