будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ватикан Папа Римский Twitter
Июль 12, 2025
Мир
Муравьев Алексей

«Твиты» Христовы

«Твиты» Христовы
christ
Фото: brainden.com

Ватиканская «миссионерщина»

Хитрый архиепископ Джанфранко Равази, отпустивший во время встречи «двор язычников» популистскую шутку про Христа-пользователя Твиттера, выдал сам себя. Желая представить христианство в софт-версии, приемлемой для секулярных людей, он невольно скатился к неоправданному модернизированию, обнажив большой конфликт европейского христианства.

Конечно, любому, знакомому с историей новозаветного текста, понятно, что основатель христианства в основном обращался к небольшой группе учеников, либо к массе народа, пришедшего послушать. Это всегда была четкая и определенная группа, с глазами и ушами, несравнимая с анонимной «паутиной». Он пользовался арамейскими и греческими поговорками и употреблял фразы, которые потом стали называть «логии», изречения, но сравнивать это с твиттингом ни исторически, ни с точки зрения теории коммуникации некорректно.

Впрочем, дело даже не в некорректности. Этот миссионерский ход показывает, что католическая церковь, оказавшись в кризисе, начинает все дальше отступать от своих традиций, сдавая одну за другой. В недавнем интервью Папа Франциск, правда, не дал повода для упреков, но его заигрывания с темой однополого брака, женского служения и целибата показывают, что машина работает. Ватикан пустился тестировать разные способы «развинтить машинку» и собрать заново, чтобы она лучше работала.

Язык и социум

Эксперимент с языком, который начался для католиков со Второго Ватиканского собора, первоначально был лишь сменой богослужебного языка, но со временем перешел в программу постепенной десакрализации и десемантизации плана выражения и вообще формального. Это получилось, как неизбежная жертва – чем-то приходится жертвовать ради «главного». А этим главным была «суть евангелия», которая, казалось, не зависит от того, на каком языке и в каких выражениях ты ее излагаешь. Перевод в другую модальность церковного говорения постепенно захватил западные церкви, вызывая к жизни все более смелые эксперименты. Христос-рок-звезда, евангелие языком панков, «мессы в кедах», попы в майках, миссионерские службы под гитару, беседы с Богом запросто… Тайну, чудо отдали харизматикам. Отрыв плана выражения от плана содержания становился все более очевидным, но и более банальным. Начав жертвовать фигурами в большой игре, трудно остановиться, освобождение от исторически-обусловленных «замшелых» форм – завлекательное занятие, особенно на первых порах. Раздвигание границ юмористики в религиозное казалось одним из таких революционизирующих действий – раньше там стояло табу, а теперь анекдот стал жанром проповеди. В свое время С. Аверинцев, рассуждая о смехе в христианстве, признавал, что это очень опасное дело, и призывал к осторожности. Конечно, есть известная западная семантика низа, раблезианский смех над жирными монахами и срамные истории Бокаччо про монахов, была и византийская сатира, но все же, все же…

Оказалось, что язык программирует социум, и постепенно перепрограммирование заработало. Одним из эффектов такого упрощения в результате смены модуса рассуждения о вере оказалось снижение статуса религии в обществе. Дело не в факультативности религии, которая имеет ряд социальных и экономических предпосылок, называемых процесс секуляризации. Скорее, дело в раздвигании границ допустимого в разговоре о христианских святынях. Проще говоря, о христианских ценностях и базовых фигурах и понятиях стало можно говорить пошло. Нам придется воспользоваться этой оценочной категорией, которую обычно считают очень субъективной, но на самом деле она вполне себе объективируется через признаки.

Признак пошлости – снижение рефлексии для встраивания в тренд, вместо подчинения дискурса, руководства им. И это становится новым способом управления.

И вот что важно для нашего рассуждения: пошлость превратилась в основной модус трансформирующегося христианства на Западе. Оставим за скобками проблему, поднятую Ортегой-и-Гассетом о «восстании  масс» и ослаблении элит, пошлость – в сознательной ориентации на массовый вкус, в тиражировании тривиальных оценок и суждений, пошлость в подгонке сакрального под нормы и понятия «здравого смысла». Над поверхностью этого моря остались островки ученого христианства, разных харизматических групп и маргинальные традиционалисты. У нас это тоже наступило: Россия, оставившая византино-московский фарватер в 17 в., пережив взрыв петровской модернизации, пристроилась в кильватер «просвещенному Западу» и с тех пор православные повторяют с запозданием колебания «линии партии» по западной модели. Повторяют не очень искусно и с запозданием на полвека, но разрыв сокращается.

Детское кино

Но вернемся на Запад. Издавна в христианской культуре существует два типа проповеди – повышающий и понижающий. Повышающим можно назвать речи Григория Богослова или стихотворные проповеди Ефрема Сирина, но повышающими были и проповеди Боссюэ и их российские клоны – проповеди митрополита Филарета Дроздова. Повышающий тип проповеди ориентирован на просвещение элит, а понижающий – на развлечение массы или поддержании ее гомеостаза. Массовый вкус, ставший сейчас базовым, формируется масс-медиа и запросами нижнего сегмента среднего класса. И именно в этом сегменте созрел, наверное, основной культурно-психологический тренд нашего времени – инфантилизация.

 Инфантилизация общества началась с бебибумеров США и Европы, поставивших детские вкусы и предпочтения в центр своей картины мира. Этот процесс был не быстрым, взрослые уступали неохотно. В 60-70-е по инерции ориентация еще была на подростков, для такой подростковой ориентации характерен дублет асексуальность/гиперсексуальность, стремление к крайностям, максимализм, поиски смысла жизни. Постепенно от этой культуры для тинейджеров мэйнстрим стал смещаться в сторону уже детей препубертата, все эти мужчины в шортиках и женщины в мини-юбочках перестали носить гендерные черты и занялись игрой в игрушечки.

Это не могло не затронуть и христианство, которое долго убеждало своих взрослых быть как дети, пока те не превратились в детей. Тут бы и обрадоваться, но дети из христианства как раз и сбежали. Теперь их пытаются завлечь туда назад книжками с картинками, гаджетиками и фэнтези. Соцсети – из той же обоймы, это кружки-песочницы, делящиеся и решающие, кто с кем «играет». Твиттер, захвативший массы от президентов до Папы Римского, -  это неконтролируемые и в принципе безответственные заявления в воздух. И вот теперь Римская курия решила завлекать уставших от христианства евро-детей в церковь мультиками. То есть даже речь уже не идет о церкви, куда надо ходить. Речь идет о принадлежности к культурному кругу.

«Дети детей» и постхристианство

Католическая церковь есть статистически церковь большинства, и ее совокупный вес сильно превышает совокупный вес всех православных на свете. Но беда в том, что чем далее от центра, тем слабее «воцерковленность» этой массы. Культурное католичество стало важным и едва ли не основным компонентом современной западной религиозности. За культурной «ориентацией без принадлежности» следуют и способы коммуникации. Большинство необразовано и нецерковно, следовательно, нецерковной и необразованной становится и проповедь. Вместо общения – твиттер, вместо житий – постинги с анекдотами.

Четкое деление на церковно-административный аппарат (церковь учащая) и массу (церковь учимая), возникшее еще в европейском средневековье, придает ситуации еще большую пикантность. Возникает впечатление, что паству просто «дурят» с помощью всех этих гитар, пупсиков и твиттеров. Дети тех детей, которыми добровольно стали взрослые христиане, уже не «уходят в детство», они из него не выходят.

Мы переходим в новый этап, в который уже перешла Европа – постхристианский, а одной из черт постхристианства надо назвать сведение христианства к упаковке. В постхристианстве десемантизация основного религиозного месседжа происходит через снижение и профанацию священного, разрушение табу, обессмысливание формы. Если раньше христианская идея звала к взятию на себя все большей ответственности, встрече с трансцендентом в глубине просвещенного сознания, обставляя эту встречу сакрализованными барьерами и границами, то в постхристианстве разрушенная граница, сбитые флажки создают иллюзию, что мы уже «там». Надо лишь зафрендить Папу в Твиттере и написать пару постов про свои претензии к Богу.

Помимо этого унылого тренда для того, кто еще пытается построить христианскую политику, видны две альтернативные стратегии: продолжать работать с массами, уводя их от детства в  юношество, в пубертат, или отказаться от «массового христианства». У каждой стратегии есть свои плюсы и риски. Подростки намеренно дезадаптивны и готовы воспринимать взрослые вещи искренне, с максимализмом. Дети адаптировались в мире опрокинутых табу, а подростки ломают их.  Для возвращения в пубертат нужен массовый дезадаптирующий опыт, вырывание людей из комфорта, но в обществе консумеризма этому взяться неоткуда. Вторая стратегия предлагает возврат к элитам, но и тут есть свои сложности. Старых элит нет, а новые недалеко ушли от массы, элиты капризны и интеллектуально прожорливы. Но, по крайней мере, культурные и интеллектуальные люди не торчат в Твиттере и уж точно не верят, что Христос постил чьи-то ретвиты.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).