Стремительный вояж Джорджа Буша по Латинской Америке завершился. Настало время подвести предварительные итоги: поездка продемонстрировала поворот вашингтонской администрации к континенту, который некогда считался зоной особых интересов северного соседа, а в последнее время казался забытым.
Визит проходил на крайне неблагоприятном фоне. Повсюду, как и ожидалось, часть населения встретила хозяина Белого дома враждебно. В полной мере проявился антиамериканизм, присущий уже не одному поколению жителей континента. Негодующие толпы заполняли улицы и площади городов, поднимая над головами плакаты и транспаранты с требованиями поскорее убираться восвояси.
Правящие же группы приветствовали высокого гостя по-разному, в зависимости от характера режимов. В Колумбии – с распростертыми объятиями, в Мексике и Гватемале – сдержанно и настороженно, в Бразилии и Уругвае – с уважением и чувством собственного достоинства.
Маршрут следования по региону был продуман весьма тщательно. В нем просматриваются контуры новой стратегии, суть которой сводится к попытке расширения спектра потенциальных союзников за счет левоцентристских правительств. Именно этим объясняется тот факт, что поездка началась с Бразилии и Уругвая, сотрудничество с которыми предполагается углубить. В контексте незатухающих конфликтов с лидерами радикальных режимов этому обстоятельству придавалось особое звучание.
Говорить о влиянии и весе Бразилии на континенте излишне. Ее президент Лула, регулярно общается и на равных ведет диалог с Бушем. США поддерживают намерения этой страны занять место постоянного члена Совета Безопасности в реформируемой ООН. Встреча носила конструктивный характер. Стороны договорились о кооперации в деле развития производства альтернативного топлива – этанола, на который уже перешла заметная часть автомобильного парка обеих стран.
Достаточно комфортным оказалось пребывание в соседнем с Бразилией Уругвае. Там Буш провел 36 часов: больше, чем в любой другой стране континента. Он даже, в нарушение дипломатического протокола, отужинал со свитой в ресторанчике, расположенном в историческом районе Монтевидео. Но встреча двух президентов в целях обеспечения спокойствия прошла вдали от посторонних глаз, в загородной резиденции хозяина - Табаре Васкеса.
Уругвай занимает специфическое геостратегическое положение – он зажат между двумя гигантами: Аргентиной и Бразилией. Страна заинтересована в развитии разнообразных экономических связей с США, в частности – в экспорте говядины и овечьей шерсти. Недавно было заключено рамочное соглашение об инвестициях и торговле, которое может послужить основой для последующего договора о свободной торговле.
Дж. Буш не скупился на похвалы правительству, придерживающемуся демократических норм и принципов и неукоснительно соблюдающему права человека. Менее склонен расточать комплименты был президент Уругвая: он выразил недовольство субсидиями промышленно развитых держав своим сельскохозяйственным производителям, поскольку они затрудняют доступ на эти рынки продукции развивающихся стран.
Визит в Уругвай стал своеобразной кульминацией поездки. Он совпал с пребыванием в соседней Аргентине венесуэльского президента Уго Чавеса, который на стадионе, находящемся на противоположном берегу разделяющей эти страны реки Уругвай, выступил на митинге и назвал хозяина Белого дома «политическим трупом». Дж. Буш, надо отдать ему должное, не отреагировал на выпады в свой адрес.
В Колумбии, являющейся привилегированным союзником Соединенных Штатов, американский президент находился всего лишь семь часов. Там были предприняты беспрецедентные меры безопасности, поскольку поползли слухи о готовящемся на Буша покушении. На улицы Боготы вывели танкетки, оснащенные водометами, конную и моторизованную полицию и тысячи агентов в штатском.
Американская администрация оказывает всяческую поддержку правительству Альваро Урибе, осуществляя значительные денежные вливания в виде экономической и военной помощи, направленной на борьбу с незаконными вооруженными формированиями и наркотрафиком. Значимость визита в Колумбию определялась во многом и тем, что у нее самая протяженная граница с Венесуэлой. А лидеры этих стран – своеобразные антиподы в оценках хозяина Белого дома. Первый считает его верным другом и надежным партнером, второй – заклятым врагом.
Предпоследним пунктом турне явилась Гватемала, населенная преимущественно потомками индейцев. В ходе переговоров президент страны Оскар Бергер обратил внимание коллеги на необходимость принятия срочных мер для облегчения бедственного положения своих сограждан, эмигрировавших в Соединенные Штаты. 60% из общего их числа (1,5 миллионов) находятся на нелегальном положении. Ужесточение иммиграционного законодательства США в 2006 году уже обернулось высылкой свыше 18 тыс. человек.
Завершающим аккордом поездки стало пребывание в Мексике, с которой у Соединенных Штатов сложились интенсивные экономические связи в рамках Североамериканской зоны свободной торговли. Хозяин Белого дома и раньше неоднократно бывал в этой стране, бесперебойно снабжающей северного соседа углеводородным сырьем. Однако и здесь отношения двух стран осложняет болезненная проблема миграции, недавно усугубившаяся решением США соорудить на границе заградительные сооружения, порой сопоставляемые с Берлинской стеной.
Диалог глав государств был весьма непростым. Дж. Буш клятвенно заверил Фелиппе Кальдерона в намерении убедить Конгресс содействовать облегчению положения миллионов мексиканцев, работающих в США.
При всех шероховатостях и явном недостатке публичности следует констатировать, что поездка показала наличие у администрации США политической воли повернуться лицом к югу, прислушаться к голосу латиноамериканцев, учесть остроту существующих проблем. Просматривается понимание сложности политической обстановки на континенте, важности дифференцированного подхода к странам и необходимости вести конструктивный диалог с более широким спектром правительств.
Вместе с тем возникают сомнения, успеет ли нынешняя команда за оставшийся период своих полномочий внести кардинальные коррективы в сформировавшуюся на латиноамериканском направлении стратегию. Скорее всего, придется согласиться с мнением ряда аналитиков о том, что время безвозвратно упущено.
Многие обозреватели рассматривали поездку с точки зрения противостояния по линии Джордж Буш – Уго Чавес, полагая, что преимущество на стороне последнего. Однако недавние результаты социологического опроса, проведенного авторитетным агентством Latinobarometro, показывают, что уровень популярности обоих персонажей примерно одинакова – около 25%.
Разумеется, при прогнозировании латиноамериканского курса администрации США нельзя не принимать в расчет фактор венесуэльского президента с его активной дипломатией, сопровождающейся немалыми денежными инъекциями. Они, согласно подсчетам венесуэльского аналитика Данило Арбильи, составили примерно 7,5 млрд. долларов, не считая подпитки деятельности различных партий и организаций. К тому же Уго Чавес в пику Дж. Бушу параллельно осуществил собственное мини турне, посетив, кроме Аргентины, Боливию, Никарагуа и Гаити. Тем не менее, венесуэльский фактор не следует и переоценивать. Визит продемонстрировал, что Вашингтон не намерен отдавать континент на откуп радикалам, а берет курс на кооперацию не только с консерваторами и либералами, но и с умеренно левыми политическими силами.