будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Мир
Дабагян Эмиль

Возвращение в Америку

Стремительный вояж Джорджа Буша по Латинской Америке завершился. Настало время подвести предварительные итоги: поездка продемонстрировала поворот вашингтонской администрации к континенту, который некогда считался зоной особых интересов северного соседа, а в последнее время казался забытым.

Визит проходил на крайне неблагоприятном фоне. Повсюду, как и ожидалось, часть населения встретила хозяина Белого дома враждебно. В полной мере проявился антиамериканизм, присущий уже не одному поколению жителей континента. Негодующие толпы заполняли улицы и площади городов, поднимая над головами плакаты и транспаранты с требованиями поскорее убираться восвояси.

Правящие же группы приветствовали высокого гостя по-разному, в зависимости от характера режимов. В Колумбии – с распростертыми объятиями, в Мексике и Гватемале – сдержанно и настороженно, в Бразилии и Уругвае – с уважением и чувством собственного достоинства.

Маршрут следования по региону был продуман весьма тщательно. В нем просматриваются контуры новой стратегии, суть которой сводится к попытке расширения спектра потенциальных союзников за счет левоцентристских правительств. Именно этим объясняется тот факт, что поездка началась с Бразилии и Уругвая, сотрудничество с которыми предполагается углубить. В контексте незатухающих конфликтов с лидерами радикальных режимов этому обстоятельству придавалось особое звучание.

Говорить о влиянии и весе Бразилии на континенте излишне. Ее президент Лула, регулярно общается и на равных ведет диалог с Бушем. США поддерживают намерения этой страны занять место постоянного члена Совета Безопасности в реформируемой ООН. Встреча носила конструктивный характер. Стороны договорились о кооперации в деле развития производства альтернативного топлива – этанола, на который уже перешла заметная часть автомобильного парка обеих стран.

Достаточно комфортным оказалось пребывание в соседнем с Бразилией Уругвае. Там Буш провел 36 часов: больше, чем в любой другой стране континента. Он даже, в нарушение дипломатического протокола, отужинал со свитой в ресторанчике, расположенном в историческом районе Монтевидео. Но встреча двух президентов в целях обеспечения спокойствия прошла вдали от посторонних глаз, в загородной резиденции хозяина -  Табаре Васкеса.

Уругвай занимает специфическое геостратегическое положение – он зажат между двумя гигантами: Аргентиной и Бразилией. Страна заинтересована в развитии разнообразных экономических связей с США, в частности – в экспорте говядины и овечьей шерсти. Недавно было заключено рамочное соглашение об инвестициях и торговле, которое может послужить основой для последующего договора о свободной торговле.

Дж. Буш не скупился на похвалы правительству, придерживающемуся демократических норм и принципов и неукоснительно соблюдающему права человека. Менее склонен расточать комплименты был президент Уругвая: он выразил недовольство субсидиями промышленно развитых держав своим сельскохозяйственным производителям, поскольку они затрудняют доступ на эти рынки продукции развивающихся стран.

Визит в Уругвай стал своеобразной кульминацией поездки. Он совпал с пребыванием в соседней Аргентине венесуэльского президента Уго Чавеса, который на стадионе, находящемся на противоположном берегу разделяющей эти страны реки Уругвай, выступил на митинге и назвал хозяина Белого дома «политическим трупом». Дж. Буш, надо отдать ему должное, не отреагировал на выпады в свой адрес.

В Колумбии, являющейся привилегированным союзником Соединенных Штатов, американский президент находился всего лишь семь часов. Там были предприняты беспрецедентные меры безопасности, поскольку поползли слухи о готовящемся на Буша покушении. На улицы Боготы вывели танкетки, оснащенные водометами, конную и моторизованную полицию и тысячи агентов в штатском.

Американская администрация оказывает всяческую поддержку правительству Альваро Урибе, осуществляя значительные денежные вливания в виде экономической и военной помощи, направленной на борьбу с незаконными вооруженными формированиями и наркотрафиком. Значимость визита в Колумбию определялась во многом и тем, что у нее самая протяженная граница с Венесуэлой. А лидеры этих стран –  своеобразные антиподы в оценках хозяина Белого дома. Первый считает его верным другом и надежным партнером, второй – заклятым врагом.

Предпоследним пунктом турне явилась Гватемала, населенная преимущественно потомками индейцев. В ходе переговоров президент страны Оскар Бергер обратил внимание коллеги на необходимость принятия срочных мер для облегчения бедственного положения своих сограждан, эмигрировавших в Соединенные Штаты. 60% из общего их числа (1,5 миллионов) находятся на нелегальном положении. Ужесточение иммиграционного законодательства США в 2006 году уже обернулось высылкой свыше 18 тыс. человек. 

Завершающим аккордом поездки стало пребывание в Мексике, с которой у Соединенных Штатов сложились интенсивные экономические связи в рамках Североамериканской зоны свободной торговли. Хозяин Белого дома и раньше неоднократно бывал в этой стране, бесперебойно снабжающей северного соседа углеводородным сырьем. Однако и здесь отношения двух стран осложняет болезненная проблема миграции, недавно усугубившаяся решением США соорудить на границе заградительные сооружения, порой сопоставляемые с Берлинской стеной.

Диалог глав государств был весьма непростым. Дж. Буш клятвенно заверил Фелиппе Кальдерона в намерении убедить Конгресс содействовать облегчению положения миллионов мексиканцев, работающих в США.

При всех шероховатостях и явном недостатке публичности следует констатировать, что поездка показала наличие у администрации США политической воли повернуться лицом к югу, прислушаться к голосу латиноамериканцев, учесть остроту существующих проблем. Просматривается понимание сложности политической обстановки на континенте, важности дифференцированного подхода к странам и необходимости вести конструктивный диалог с более широким спектром правительств.

Вместе с тем возникают сомнения, успеет ли нынешняя команда за оставшийся период своих полномочий внести кардинальные коррективы в сформировавшуюся на латиноамериканском направлении стратегию. Скорее всего, придется согласиться с мнением ряда аналитиков о том, что время безвозвратно упущено.

Многие обозреватели рассматривали поездку с точки зрения противостояния по линии Джордж Буш – Уго Чавес, полагая, что преимущество на стороне последнего. Однако недавние результаты социологического опроса, проведенного авторитетным агентством Latinobarometro, показывают, что уровень популярности обоих персонажей примерно одинакова – около 25%.

Разумеется, при прогнозировании латиноамериканского курса администрации США нельзя не принимать в расчет фактор венесуэльского президента с его активной дипломатией, сопровождающейся немалыми денежными инъекциями. Они, согласно подсчетам венесуэльского аналитика Данило Арбильи, составили примерно 7,5 млрд. долларов, не считая подпитки деятельности различных партий и организаций. К тому же Уго Чавес в пику Дж. Бушу параллельно осуществил собственное мини турне, посетив, кроме Аргентины, Боливию, Никарагуа и Гаити. Тем не менее, венесуэльский фактор не следует и переоценивать. Визит продемонстрировал, что Вашингтон не намерен отдавать континент на откуп радикалам, а берет курс на кооперацию не только с консерваторами и либералами, но и с умеренно левыми политическими силами.

См. также:

  • Дабагян. Джордж Буш на юг собрался
  • Дабагян. Федерализм по-латиноамерикански
  • Дабагян. Левая волна на экваторе
  • Дабагян. Кубинский социализм на венесуэльской почве
  • Дабагян. Левый поворот или многообразие маршрутов
  • Варгас Льоса. Популизм возвращается?
  • де Сото. “Коммерциализация — это цена, которую обществу приходится платить за экономический прогресс...”
  • Дабагян. Конец президентской веревочки
  • Корралес. Диктатор нового типа
  • Гроппо. Как быть с "темным" историческим прошлым
  • Коэн. Венесуэла: модель в миниатюре
Дабагян Эмиль
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).