Ренальд Лузье, главный карикатурист французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo, уходит из редакции издания. Ему так и не удалось свыкнуться с отсутствием коллег по журналу, которые были убиты исламистами в январе этого года, и постоянным давлением со стороны той части общества, которая не считает себя Charlie.
«Это очень личный выбор, - признается Луз в интервью газете Liberation, в здание которой переехала редакция еженедельника после нападения, - каждый выпуск для меня становится пыткой, ведь остальные ушли. Проводить бессонные ночи, воскресая мертвых, спрашивать, что Шарб (Стефан Шарбонье), Кабю (Жанб Кабю), Онор (Филип Оноре) и Тиньюс (Бернар Верлак) сделали бы – изнурительно», - вспоминает Луз своих погибших коллег.
Официально Лузье покинет должность в сентябре, ожидается, что в этом месяце газета предстанет в новом виде. По словам карикатуриста, это решение не связано с внутренними противоречиями в команде, но в последнее время он продолжал работу лишь из солидарности с коллегами. Тем не менее, от своих убеждений и взглядов на содержание журнала Лузье отказываться не собирается. «Я больше не буду Charlie Hebdo, но я всегда буду Charlie» - сказал он.
Некоторые СМИ полагают, что уход карикатуриста, который после нападения стал звездой и лицом газеты, обернется тяжелым ударом для Charlie Hebdo. Именно Луз нарисовал первую обложку через неделю после нападения, на которой он изобразил пророка Мухаммеда, держащего в руках табличку с надписью Je Suis Charlie (Я – Шарли) под словами «Все прощено».
«Номер выживших» разошелся рекордным тиражом в количестве восьми миллионов экземпляров, 760 тысяч из которых были отправлены зарубежным подписчикам в 25 странах мира. Количество подписок на журнал выросло почти в 20 раз. После нападения на одно из самых дерзких и «безответственных» изданий Франции с новой силой возродились традиционные для европейского общества дискуссии об абстракциях и конкретностях, как «свобода слова», «свобода самовыражения», проблемы фундаментализма, исламофобии, ксенофобии, миграции.
С одной стороны говорят, что стреляли не просто в сатирическую газетенку, стреляли во французское свободомыслие, традиционную насмешку над всем застывшим, костным; стреляли в Вольтера, в Монтеня, в Рабле. Другие считают, что привилегия «свободы слова» прикрывает лишь ненависть, а мигранты, которые во Франции часто сталкиваются с насилием, не должны становиться объектами для стереотипного юмора, особенно со стороны газеты, которая мыслит себя прогрессивной.
Карикатуры, выходящие на страницах Charlie Hebdo, действительно порой сделаны крайне тонко в традициях специфической французской сатиры, которая не всегда читаема с первого взгляда. Вот один из самых простых примеров: изображение чернокожей женщины в виде обезьяны. Расизм? Для незнакомого с контекстом читателя – определенно, да. Однако на деле художники преследовали противоположную цель: выставить на посмешище крайне правую газету Minute, в одном из номеров которой вышла статья под названием «Тобира (французский премьер-министр) нашла банан». В заголовке скрывается игра слов, которая непонятна для нефранкоязычных читателей. «Найти банан» - французская идиома, которая означает «вернуться в хорошую форму». Авторы правой газеты обернули этот прием в расистскую метафору, сравнив женщину-министра с обезьяной.
Ну и, безусловно, серия карикатур на пророка Мухаммеда не могла не вызвать негативную реакцию среди мусульман. На одной из передовиц Мухаммед держал себя за голову и говорил: «Тяжело, когда тебя почитают глупцы». Газета придерживалась последовательно антиклерикальной позиции, поэтому с религиозными символами они предпочитали не церемониться. В 2006 году Charlie Hebdo опубликовала «Манифест двенадцати», в котором исламизм был назван «новой глобальной угрозой тоталитарного типа», мировой угрозой для демократии после фашизма, нацизма и сталинизма.
В середине апреля вышла книга убитого во время нападения главного редактора журнала Стефана Шарбонье, озаглавленная «Открытое письмо жуликам от исламофобии, льющим воду на мельницу расистов». Шарбонье завершил книгу за два дня до гибели. В ней он защищает право на иронию и высмеивание любой религии, в том числе ислама.
«Мысль о том, что вы можете смеяться над чем угодно, кроме некоторых аспектов ислама, потому что мусульмане более вспыльчивые по сравнению с другими верующими, - что это, как не дискриминация?», - говорится в книге. По мнению автора, в мире борьба против расизма была ошибочно заменена «борьбой с исламофобией».
Впрочем, в конце апреля Лузье заявил, что перестает рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда. «Это больше не интересует меня. Я устал, как [экс-президент Франции Николя] Саркози. Я не буду тратить свою жизнь на их рисование», - сказал он.
В начале мая Charlie Hebdo стал лауреатом противоречивой премии свободы слова от международного PEN-клуба. Ряд писателей бойкотировали церемонию, заявив, что газета символизирует «нетолерантность в культуре». По выражению президента PEN-клуба Эндрю Соломона, «это награда за храбрость, а не за содержание». Вручение премии состоялось всего пару дней спустя после того, как в американском штате Техас двое мужчин устроили стрельбу на парковке выставочного центра, где была установлена экспозиция карикатур, в том числе на пророка Мухаммеда. В результате ранения получил охранник, полицейские оперативно застрелили нападавших. Ответственность за стрельбу взяли на себя боевики запрещенной в России группировки «Исламское государство».
Согласно исследованию «Комитета по защите журналистов» (Committee to Protect Journalists), карикатуристы по всему миру сейчас находятся под угрозой. В Малайзии карикатурист Зулкифли Анвар Хак находится под следствием. Если его рисунок будет расценен властями как средство подстрекания к мятежу, он может угодить в тюрьму на 40 лет. В Эквадоре карикатуристу Хавьеру Бонилле также грозит уголовное преследование за высмеивание речи политика из правящей партии.
Страх перед расправой и угрозами со стороны радикальных исламистов заставляют карикатуристов скрываться, изменять имена и уезжать из страны. Так, американской карикатуристке Молли Норрис (hding) по совету ФБР пришлось сменить псевдоним и съехать со своей квартиры в Сиэтле. После того, как она предложила устроить день «Все рисуют «Мухаммеда», ее имя появилось в списке «Most wanted» Аль-Каеды.
Charlie Hebdo был основан в конце 1960-х годов, когда Францию еще сотрясали студенческие волнения и забастовки рабочих. Тогда газета называлась Charlie Mensuel, а ее предшественником считается ежемесячная сатирическая газета Hara-Kiri, славившаяся черным юмором, который ни во что не ставил никакие власти и нападал на все институты. Hara-Kiri неоднократно подвергался цензуре и запрещался властями.
Обе газеты были созданы художниками, близким к левацкому движению. Мишени они выбирали соответственно своим убеждениям: армия, церковь, правительство, владельцы заводов и корпораций, фашистские организации. На страницах этих газет всегда не только отстаивались ценности, характерные для анархистов и коммунистов, но и поднималось на смех абсолютно все. Политическая повестка дня больше не осмысливается рационально, она осмысливается с точки зрения шутки, которая может быть гораздо тоньше, чем увесистая критическая статья, потому и в цель попадает чаще.
Hara-Kiri был окончательно закрыт в 1970 году после одной из таких шуток про Шарля де Голля. Через некоторое время вышел первый номер Charlie Hebdo, но к 1981 году газета оказалась не востребована и закрылась. В 1992 году последовал перезапуск и первый номер был распродан тиражом более 100 тысяч экземпляров.
7 января 2015 года группа вооруженных исламистов совершила нападение на редакцию Charlie Hebdo в Париже. Погибли 12 человек, 11 получили ранения. Таким образом исламисты хотели отомстить за пророка Мухаммеда, высмеиваемого на страницах газеты. В результате один из преступников был задержан, еще двое – братья Саид и Шериф Куаши – убиты во время штурма типографии в пригороде Парижа, где они укрывались от погони. С тех пор высказывание Je Suis Charlie стало рефреном для выражения свободы слова, а его производные эксплуатируются по всему миру.