Существует расхожая шутка: когда нужно постучать по дереву, сразу обнаруживается, что мир вокруг состоит из пластика. Мы настолько привыкли к полимерным материалам, что вряд ли можем представить себе жизнь без легких и удобных в использовании пластмассовых изделий. Однако немногим более полвека назад пластмассы, полимерные пленки, химические волокна были новшеством, а в быту приходилось обходиться без них.
Известен и лозунг популярный в 50-е годы лозунг «Догоним и перегоним Америку!». Экономическое соревнование с США в целом сложилось для СССР неудачно, но были области, в которых догнать и перегнать действительно удалось. Обычно в качестве примера вспоминают космические исследования, но была и сугубо земная сфера – химическая промышленность. К 1980-м годам по объему производства химической промышленности СССР вышел на второе место в мире, а по производству удобрений – на первое, то есть действительно перегнал Америку.
И появление в нашем быту множества полимерных материалов, и мощный рывок в развитии советской химической промышленности связаны с именем одного человека, со дня рождения которого сегодня исполняется сто лет. Это Леонид Аркадьевич Костандов.
Создатель мощной советской химической индустрии родился 27 ноября 1915 года в далеком городке Керки, который даже официально не находился на территории Российской империи, а принадлежал вассальному Бухарскому ханству. Ныне это город Атамурад в Туркмении. Отец Леонида Костандова служил там приемщиком на хлопковом заводе. На хлопковом производстве в 15 лет начал работать и сам Леонид Костандов, став сначала машинистом, потом бригадиром на шелковой фабрике в городе Чарджоу. Оттуда в 1935 году он отправился в Москву, где поступил в Московский институт химического машиностроения.
По окончании института он был направлен на работу на электрохимический комбинат в узбекский город Чирчик. Всего через год началась война, и перед работниками комбината было поставлено срочное задание: создать цех по производству фугасных авиабомб с новым взрывчатым веществом. За реализацию проекта отвечал Леонид Костанов, и он блестяще выполнил задачу, предложив несколько важных усовершенствований в проекте.
Но практически сразу же перед Костандовым была поставлена новая задача. Чирчикских комбинат был включен в число предприятий работавших над атомным проектом. На Чирчикском электрохимкомбинате разрабатывали методы промышленного получения тяжелой воды для атомных реакторов, создавали для них высококачественные графитированные электроды. В ходе разработки нового эффективного метода получения тяжелой воды пришлось разобраться со сложной проблемой. Для тяжелой воды, напомним, нужен тяжелый водород (дейтерий), ядро атома которого состоит не из одного протона, а из протона и нейтрона. Дейтерий стали получать из обычного водорода в похожих на башни аппаратах – ректификационных колоннах. Методы был новый, аналогов в мире не было, и он обещал быть весьма эффективным и быстрым. Но тут оказалось, что эти колонны взрываются. Леонид Костандов сумел определить причину этих взрывов. Дело было в кислороде, который в качестве примеси присутствовал в поступавшем в колонны водороде. При сверхнизких температурах кислород затвердевал, накапливался внутри аппарата и вызывал в конце концов взрыв. Костандову и его коллегам пришлось разработать новым метод получения сверхчистого водорода. В результате взрывы ректификационных колонн прекратились.
Леонид Костандов, с успехом справлявшийся с сложными задачами, работал в Чирчике 13 лет, пройдя должности инженера, начальника цеха, главного механика, директора комбината. В 1951 году разработку и внедрение метода получения технологического газа из низкосортных топлив группа работников комбината, в которую входил и Костандов, получила Сталинскую премию, а в 1960 году, когда Леонид Аркадьевич уже работал в Москве, ему и ряду других ученых и инженеров за разработку химических технологий производства жидких водорода и дейтерия высокой чистоты была присуждена Ленинская премия.
В 1953 году Леонид Костандов становится начальником Главного управления азотной промышленности Министерства химической промышленности СССР, и с этого момента начинается его работа уже в качестве организатора химической промышленности. Но это вовсе не означало, что он стал полностью чужд химической технологии. И в то время встречали, и сейчас нередки специалисты-управленцы, готовые руководить работой чего угодно, не вникая в конкретные детали. Костандов был организатором производства, прошедшим серьезную инженерную школу, и работавшие с ним люди вспоминают, что ему были в деталях известны сотни различных технологических процессов. Разработка высокоэффективных топлив для ракет, производство волокон в легкой промышленности, технология синтетических каучуков, красителей, газо-химическая отрасль. Чтобы оставаться компетентным, необходимо было следить за новейшими научными разработка, регулярно изучая отечественные и зарубежные химические журналы.
Глубокие знания химической технологии помогали Костандов решить ответственную задачу развития химической промышленности, которая в конце 1950-х годов была объявлена приоритетной для экономики СССР. Напомним, что в 1958 году вышло постановление Пленума ЦК КПСС «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства», а в 1963 – еще одно, носившее название «Ускоренное развитие химической промышленности – важнейшее условие подъема сельскохозяйственного производства и роста благосостояния народа». Слова эти были не просто лозунгом, на развитие химпрома были направлены большие ресурсы и требовались люди, которые сумеют грамотно их использовать. Таким человеком и стал Леонид Костандов. Он был назначен заместителем председателя Государственного комитета СССР по химии, в 1960 году стал председателем Государственного комитета химического и нефтяного машиностроения при Госплане СССР (это уже должность уровня министра). А в 1965 году Леонид Костандов возглавляет министерство химической промышленности, и занимает этот пост в течение пятнадцати лет.
Тут помимо технологических и инженерных способностей пришлось проявляют и другие таланты и знания. Решать задачи оптимального размещения предприятий, продумывать пути поставок сырья и транспортировки готовой продукции, заниматься социальными вопросами (для работников растущих химических комбинатов требовалось жилье, школы, магазины). За годы работы Леонида Костандова в стране были созданы и реконструированы сотни химических производств.
Завершая рассказ о Леониде Костандове, хочется упомянуть еще одно его дело, которое может показаться далеко не самым важным для человека, который долгие годы был локомотивом развития химической промышленности огромной страны. Но популяризация науки и формирование научного взгляда на мир в обществе тоже важны. Понимал это и Леонид Костандов. В 1965 году он стал одним из инициаторов создания нового популярного журнала «Химия и жизнь», который стал одним из лучших научно-популярных изданий СССР и до сих пор высоко держит планку качества. Костандов находил время для посещений редакционных заседаний, а вскоре официально вошел в состав редколлегии, часто защищая сотрудников журнала от излишне придирчивой партийной цензуры.
Первый же номер «Химии и жизни» начинался большим материалом «Золотое руно полимеров», где рассказывалось о перспективах химических волокон и о технологии их получения. В дополнительных материалах к этой статье разъяснялось, что представляют собой с точки зрения химика такие новые для тогдашнего читателя материалы как капрон, лавсан, нейлон, полипропилен и другие.
Было помещено в первом номере «Химии и жизни» и интервью с Леонидом Костандовым. Интересно, что, отвечая на один из вопросов редакции, Костандов фактически предсказал столь востребованный метод сегодняшней химии, как компьютерный дизайн новых веществ. «Надо ориентироваться на самое тесное соединение двух наук – химии и математики, - говорил Леонид Аркадьевич. – Математическая химия даст возможность моделировать химические процессы. Это будет означать, что на пути от лаборатории к расчету промышленных аппаратов и установок какие-то промежуточные стадии может быть удастся со временем заменить расчетами, разумеется машинными. Хочется, чтобы будущий молодой специалист твердо ориентировался на основной принцип: быстро развивать химию – это значит сегодня не только быстрее строить заводы. Это значит также учиться мыслить и работать по-новому, привлекая себе на помощь всю мощь математики и ее надежного инструмента – вычислительной техники».
Материалы о Леониде Костандове
Статья Л. Н. Стрельниковой в журнале «Химия и жизнь – XIX век»
Документальный фильм «Леонид Костандов. Титан советского химпрома»
Воспоминания В. А. Рабиновича о Леониде Костандове