будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
история искусства
Сентябрь 29, 2018
Pro Science
Руссо Максим

Раз Рембрандт, два Рембрандт

Раз Рембрандт, два Рембрандт
fragment
Фрагмент картины «Пустите детей приходить ко мне». Источник: de Volkskrant

Только в мае этого года нидерландский арт-дилер Ян Сикс объявил, что обнаружил ранее неизвестную картину Рембрандта, как теперь он же сообщил о находке еще одной работы этого художника. Хотя большинство подобных сенсаций быстро развеиваются после ознакомления экспертов с очередной находкой, к открытиям Яна Сикса специалисты относятся серьезно и, по крайней мере, признают их заслуживающими внимательного изучения.

Ян Сикс – искусствовед и владелец галереи Jan Six Fine Art в Амстердаме, специализирующейся на картинах старых мастеров, особенно голландских и фламандских художников XV – XVIII веков. Сам он приходится потомком мэру Амстердама и коллекционеру живописи Яна Сикса (1618 – 1700), который был зятем Николаса Тульпа с картины «Урок анатомии», лично знал Рембрандта и сам был изображен на одном из портретов его работы.

В 2016 году Ян Сикс совместно с инвестором купил на аукционе «Портрет молодого человека» XVII века, приписанный “художнику круга Рембрандта”. Аругменты Сикса в пользу того, что автором портрета был сам Рембрандт к весне 2018 года, когда эта история стала известной широкой публике, признал такой специалист, как Эрнст ван де Ветеринг, который был главным редактором последних двух томов A Corpus of Rembrandt Paintings. Подробнее об этом можно прочитать в очерке «Неужели Рембрандт?».

Теперь же выясняется, что Ян Сикс приготовил еще один сюрприз искусствоведам. В течение нескольких лет он занимался исследованиями картины, которую теперь тоже готов объявить рембрандтовской. Речь идет о картине «Пустите детей приходить ко мне», иллюстрирующей соответствующее место из евангелия от Марка (10:14). Она была замечена Сиксом на торгах немецкого аукционного дома Lempertz в 2014 году. В качестве возможного автора фигурировал «художник нидерландской школы», а предпродажная оценка составляла 15 000 – 20 000 евро. Ян Сикс и его инвестор приняли участие в аукционе и приобрели картину. Правда, им пришлось выдержать борьбу с нью-йоркским арт-дилером Отто Науманом, чье внимание тоже привлекла эта картина. В результате итоговая цена выросла в сто раз и составила 1 508 000 евро.

Сейчас Ян Сикс говорит, что еще перед покупкой заподозрил, что картину написал Рембрандт. В толпе, окружающей Иисуса Христа, лицо юноши на заднем плане показалось Сиксу похожим на молодого Рембрандта. Рассудив, что вряд ли кто-то захотел бы писать Рембрандта, когда тому было еще около двадцати и он не был знаменит, Ян Сикс пришел к выводу, что это автопортрет.

 

Юноша на картине «Пустите детей приходить ко мне»

 

Автопортрет Рембрандта (1629, Старая пинакотека)

Сикс замечает, что Рембрандт нередко рисовал себя в качестве персонажа картин. Среди таких картин есть и евангельские сюжеты. Вспомним, что знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях» изначально был назван «Блудный сын в таверне». В Рейксмузеуме хранится рембрандтовский «Автопортрет в образе апостола Павла». Известен также автопортрет Рембрандта в образе античного живописца Зевксиса. Даже на знаменитой «Данае», по одной из гипотез, есть автопортрет художника – в образе служанки, на чьей голове мы видим характерный берет, столь схожий с головным убором, который часто носил Рембрандт. Если говорить об автопортрете Рембрандта в качестве второстепенного героя собственной картины, то можно вспомнить «Побиение камнями святого Стефана» из Музея изящных искусств в Лионе, где среди людей в толпе, по мнению различных искусствоведов, есть от одного до трех автопортретов художника.

 

Один из возможных автопортретов на картине «Побиение камнями святого Стефана»

Позже Ян Сикс предположил, что пожилая женщина на заднем плане написана с матери Рембрандта.

 

Пожилая женщина на картине «Пустите детей приходить ко мне»

 

Портрет матери Рембрандта (1629, Королевская коллекция)

После покупки картину подвергли исследованию при помощи рентгеновского аппарата и магнитно-резонансного томографа и определили, что она в какой-то момент была подвергнута грубой переделке. В результате на некоторых персонажах поменялась одежда, а некоторые и вовсе исчезли под слоем новой краски. Вот уже более четырех лет реставраторы работают над восстановлением первоначального облика картины.

 

Картина «Пустите детей приходить ко мне» в 2014 году

 

Картина «Пустите детей приходить ко мне» сейчас

За прошедшее время с гипотезой Яна Сикса согласились двое авторитетных экспертов: уже упоминавшийся в связи с «Портретом молодого человека» Эрнст ван де Ветеринг и Боб ван дер Богерт. Планируется, что работа реставраторов продлится еще около года. Затем картина «Пустите детей приходить ко мне» будет впервые выставлена в ноябре 2019 года в лейденском Музее Де Лакенхаль (Museum De Lakenhal) на выставке «Молодой Рембрандт», где будут собраны работы художника, написанные в до 1634 года. Выставка продлится до 9 февраля 2020 года.

Руссо Максим
читайте также
Pro Science
Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи
Май 15, 2024
Pro Science
Раскопки в Телль Ваджеф
Май 15, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).