«Это могли увидеть дети» - под этим соусом сейчас продавливается законопроект, существенно осложняющий жизнь любого интернет-проекта. «Дети» вообще становятся общим местом для мотивации властных инициатив. Без «детей», похоже, скоро ни один политический закон не будет обходиться.
Универсальным аргументом любого властного решения теперь стали дети. Покуда речь шла о педофилии (или ее пропаганде), усыновлении и пропаганде деторождения — было еще понятно. Тема, в конце концов, профильная. Но теперь уже выходит тема технологическая: все, что властям хочется порегулировать, объявляется угрозой детям. Такой получается «последний довод королей», только достойный не кисти баталиста, а пера сатирика.
«Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной страны взывают о помощи. Мы должны протянуть руку помощи, и мы ее протянем. Одни из вас служат и едят хлеб с маслом, другие занимаются отхожим промыслом и едят бутерброды с икрой. И те и другие спят в своих постелях и укрываются теплыми одеялами. Одни лишь маленькие дети, беспризорные дети, находятся без призора». Простите за обширную цитату, но когда смотришь на очередную популистскую инициативу, иначе, как цитировать Остапа Бендера, средств не остается.
Бойкот свежих поправок в закон об информационных технологиях вышел эпического масштаба. «Яндекс», русская «Википедия», «Живой журнал» и — последнее, но не в последнюю очередь — наши телеканалы. Все выступили против защиты детей от нежелательной для детей информации. Речь тут, разумеется, не о том, что НТВ хочет транслировать детскую порнографию, а ЖЖ — изувечить сознание российских малышей. Дело исключительно в том, что законопроект, который на днях должна рассмотреть Госдума — негодный и все игроки рынка информации это очень хорошо понимают.
«Проект федерального закона направлен на создание механизмов принудительного блокирования интернет-страниц, содержащих информацию, запрещенную для распространения на территории Российской Федерации, хостинг-провайдерами, операторами связи. Также законопроектом вводится обязанность владельцев интернет-сайтов удалить интернет-страницу, на которой размещается запрещенная к распространению информация, после получения соответствующего уведомления от хостинг-провайдера», - хорошо ведь звучит.
То есть — у тебя на сайте вдруг появилась информация незаконного или просто нежелательного для власти характера. И по мысли авторов законопроекта, ты должен сам ее отследить и за сутки удалить, иначе последуют санкции. Фокус в том, что никакие средства отслеживания для условного «Яндекса» с его миллионами посещений в день не смогут отследить, что выкладывают или экспортируют эти миллионы пользователей.
Законопроект, что характерно, вносился «представителями «всех четырех фракций». Это косвенное доказательство того, что придумали законопроект далеко не в Думе, а в сферах куда выше — парламентские фракции редко демонстрируют договороспособность. А практика внесения придуманных в администрации президента законопроектов как раз предполагает формулы «группа депутатов единороссов», «председатель ГД и главы профильных комитетов» или «представители четырех (если не удалось договориться — трех) фракций». Точную атрибуцию тут не проведешь, но как-то сомнительно, что законопроект писали указанные — а их там с десяток — депутаты. Стало быть и мотивация у него другая.
Нам не нравятся геи — их могут увидеть дети и надо это предотвратить. Нам не нравится интернет — дети там могут много чего увидеть и это надо убрать. Что там следующее будет угрожать маленьким россиянам? Да что угодно, вплоть до программы «Спокойной ночи, малыши».
Мотивация дурацкая, но власть, которая чувствует, что у нее слабо получается убеждать активную часть общества, другой предложить не в состоянии. Ну как можно рационально объяснить, почему наказание за нарушения на митингах едва ли не выше, чем за непредумышленное убийство или хулиганство? Никак нельзя. А вот «травмировать чувства детей» - это уже мотивация.
Расширительное толкование этого принципа позволяет принять вообще один важный закон: «любая политическая или гражданская активность в России запрещается, поскольку может нанести вред психическому здоровью подрастающего поколения». Очень даже логичный закон вышел бы.