будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
коррупция Transparency International
Июль 14, 2025
Страна
Винокуров Андрей

Эта коррупция будет вечной

Эта коррупция будет вечной
corr-1
Фото: transparency.org

Любые рейтинги чего бы то ни было, само собой, остаются во многом предметом веры. Потому известные рейтинги крупных международных организаций, как правило, в России вызывают неоднозначную реакцию. Ну или вполне однозначную — чиновники всех мастей начинают трактовать их по двум заранее известным схемам: «даже на недружественном Западе признают наши успехи» или «это же их несправедливые рейтинги, на них сложно ориентироваться». Иногда еще и раздаются предложения выпускать свой собственный рейтинг. По линии общественности отношение к рейтингу зависит от отношения к действующей российской власти — отношение к рейтингу становится тем лучше, чем больше отвечает представлениям человека или организации о степени вины российских властей во всех несправедливостях мира.

Одним из наиболее поминаемых в СМИ является ежегодный «Индекс восприятия коррупции» (ИВК), что составляется «Трансперенси Интернешнл». Все-таки коррупция для нашей власти больная тема. Потому реакция на текущую позицию России в рейтинге почти всегда получается болезненной. «Вот только, как известно, рейтинг Trancparency составляется не по реальным взяткам, судам или заявлениям, а по восприятию коррупции опрошенными респондентами», - ставит под сомнение результаты провластный ресурс «Политонлайн». «То, что у нас всеохватывающая коррупция – это известный факт. То, что мы никуда не продвинулись – у меня очень скептическое отношение ко всем этим рейтингам. Понимаете, они от лукавого эти рейтинги, и то, что нас на последнее место по свободе слова, по коррупции куда-то засовывают – это их выбор», - не верит «западным» рейтингам, комментируя результаты порталу Firstnews, депутат-единоросс Борис Резник.

 

Методика составления «Индекса восприятия коррупции» и впрямь вызывает нарекания. В нынешнем рейтинге Россия оказалась наравне с такими экзотическими странами, как Мали, Мадагаскар и Гамбия. И надо сказать, оказалась в самой нижней части списка. Что для России обидно: все-таки сравнивать ситуацию  в России с отсталыми африканскими странами или довольно коррумпированными традиционно латино-американскими сложно. Разные факторы влияют на уровень коррупции, на ее роль в национальной экономике и собственно на восприятие.

127-е место — вообще не слишком почетно. А если учитывать, что некоторые страны занимали одну и ту же строчку рейтинга, то Россия выходит на 127-135 позиции из 180 вместе с братским Азербайджаном и упомянутыми выше странами третьего мира. Чуть ниже нас Казахстан (140-я позиция) и Украина (152-я), что, наверное, должно обнадеживать, но отчего-то все равно не радует. 

Ниже нас ведь только Ангола, Венесуэла, Иран, Киргизия, оба Конго, Таджикистан, Бангладеш, Сирия, Туркменистан, Узбекистан (как много наших друзей и партнеров) и откровенные failed states вроде Сомали, Афганистана и Ирака. Вот и доказывают «политики-патриоты», что «все врут календари». Может и впрямь «врут», но не просто так, не с потолка взялась такая безрадостная для нас картина.

По словам экспертов, ИВК не показывает абсолютный уровень коррупции в той или иной стране, а транслирует агрегированную точку зрения международного экспертного сообщества. А на нее может влиять не только информация о вскрытых фактах коррупции в тех или иных странах, но и, например, ее отсутствие.  

 

Северная Корея занимает наихудшую позицию из-за закрытости государства, это вызывает подозрения. Они, по словам директора по исследованиям «Трансперенси Интернешнл Россия» («ТИ-Р») Антона Поминова, «разумеется, влияют на мнение экспертов». Важным фактором является прозрачность государства и предоставление сторонним наблюдателям информации об операциях в госсекторе той или иной страны.

«Почему Финляндию все на первые места ставят? Потому что у них все прозрачно, и все думают, что там и украсть-то негде. Не потому, что точно знают, что никто не украл», – объясняет Поминов.

С Китаем (40 баллов, 80 место) ситуация похожа на Северную Корею. Все знают о строгости законодательства КНР в отношении взяточников, но более открытой это ситуацию не делает. Здесь еще оказывает влияние и нехорошая «слава» китайских компаний. «Действия компаний за рубежом влияют на мнение о ситуации в стране. Хотя сейчас в Китае уже принято законодательство, в соответствии с которым они не могут подкупать иностранных чиновников», – поясняет ситуацию с этой страной эксперт «ТИ-Р». 

Среди стран Восточной Европы лидирующее положение в ИВК занимает Грузия (49 баллов и 55 место). Это, по словам Поминова, как раз во многом благодаря повышению прозрачности государственной системы: «Это имеет отношение больше не к коррупции, а к инструментальному противодействию ей путем отмены лишнего регулирования и т.д.».

 
Елена Панфилова

В России же громкие коррупционные расследования к поднятию в ИВК не идут. Директор Центра «Трансперенси Интернешнл – Р»  Елена Панфилова объясняет это неочевидным результатом судебных процессов по ним (дело «подмосковных прокуроров» и «Оборонсервиса»): « У нас происходят показательные процессы в режиме камер. Изымаются золотые унитазы, чемоданы с драгоценностями, а что дальше произойдет, никому неизвестно. Призыв к ответу не всегда означает, что он будет. На наших глазах регулярно разваливаются даже хорошо аргументированные коррупционные дела». Эксперт считает, что у власти нет другого выхода, кроме как довести сейчас хоть какие-то из этих дел до конца, иначе все так и останется «фарсом и фикцией», которые отлично видят наши люди.

При этом, по словам  Панфиловой, наблюдается даже некий откат в сфере достижения подотчетности и прозрачности госорганов при ответе на запросы НКО: «Многие попытки провести мониторинг деклараций чиновников наталкиваются на истерическую реакцию». Эксперт привела в пример случай с депутатом Госдумы Вячеславом Лысаковым, который подал в подал в суд иск о защите чести и достоинства на «ТИ-Р» за публикацию подозрений о незаконности прироста его имущества в 2012 году.

Однако, по мнению Панфиловой, есть и хорошие новости, хотя касаются они не действий властей, дело в стремительном росте гражданского активизма в сфере антикоррупционных исследований: «Если раньше у любого эксперта или журналиста по этой тематике был список людей, занимающихся этой проблематикой, то теперь это просто невозможно».

Однако порой эта активность сталкивается с законодательными препятствиями. Так Поминов негативно отозвался о возвращении в УК статьи 128.1. «Клевета» и статьи 152.2 в Гражданский кодекс «Охрана частной жизни гражданина». 

Власть при этом вроде бы тоже на месте не сидит - президент Владимир Путин образовал в составе администрации президента управление по вопросам противодействия коррупции. А представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что бывшему министру обороны России Анатолию Сердюкову в течение 10 дней будут предъявлены обвинения. Повлияет ли это на положении России в ИВК в следующем году? Само по себе вряд ли. Все-таки экспертов теленовостями сложно в чем-то убедить. По крайней мере, одними только теленовостями.

В плане коррупции это не выходит у властей даже с собственными гражданами, которые, согласно опросам всерьез считают, что ситуация в стране с коррупцией аховая. Правда, сами взятки давали примерно 15 процентов — это ниже среднего по планете.

Недавно в ходе лекции «Полит.ру» об «Арабской весне»  заведующий Лабораторией мониторинга рисков дестабилизации НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН Андрей  Коротаев высказал следующее суждение: «То, что в стране высокий уровень коррупции, это действительно информация нулевая. На самом деле, скорее отсутствие в стране коррупции это вещь необычная. Это северо-запад Европы, Япония, Новая Зеландия. Пальцев двух рук достаточно, чтобы все эти страны с более менее низким уровнем коррупции пересчитать. Высокая коррупция везде. В Латинской Америке она почти везде, в Тропической Африке колоссальный уровень коррупции, в Индии, в Китае, Италии, в Восточной Европе».

Можно добавить к этому, что и коррупция везде разная — с разными историческими корнями и, вероятно, даже с разными экономическими обоснованиями. Коррупция коррупции рознь. Наша доморощенная коррупция — это вообще, как кажется, такой метод распределения средств в условиях откровенно слабого и недееспособного (по крайней мере, в сфере распределения средств) государства. То есть государство стремится само все распределить по справедливости и прозрачно, насколько возможно, но в результате ставит всяческие барьеры на пути легального обогащения. При этом создавая более выгодные условия и ситуацию, в которой просто выгоднее обогащаться иными путями. За государственной системой перераспределения средств давно закрепилась репутация никуда не годной и явно не обеспечивающей значительные группы населения достаточным и достойным, с их точки зрения, заработком.

Государство же в стремлении изменить ситуацию — как-то обуздать коррупционеров — выдает карательным и прочим контролирующим органам новые полномочия, по сути вновь устраивая передел, никаким образом не отражающийся на ситуации благополучно. Наоборот, скорее: ситуация усугубляется. Понятно, что эти метания, всевластие силовиков и постоянные изменения правил игры и не устраивают международных экспертов. Почему Италия, Турция или Сербия выше на полсотни позиций в рейтинге? Да, наверно, потому и выше, что правила там особо не подвергаются сомнению — они есть. А не потому, что уровень коррупции там в разы ниже.

Винокуров Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).