Мы публикуем работу лауреатов конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век» 2015 г. Авторы – Даниил Мочалов и Евгения Пучкова из Спасской школы, п. Вишневка, Воронежская область. Научный руководитель работы - Алла Николаевна Мочалова. Вместе с другими работами лауреатов конкурса 2015 года она опубликована в сборнике «Вырвать век из плена» : Российская история XX века глазами школьников: Сборник работ лауреатов Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век» (М., 2015). Речь идет о том самом конкурсе исторических работ старшеклассников, подведение итогов которого в этом году попытались сорвать при помощи хулиганской акции 28 апреля.
Как быстро всё меняется...
Быстро меняются дома, улицы, сёла и города. Быстро меняются люди, их взгляды и ценности. А как коротка человеческая память, два–три поколения и, если нет никаких письменных источников, восстановить события прошлых лет почти невозможно.
Коренных жителей в Вишневке осталось мало, большинство молодежи после окончания школы уезжало жить в город.
У нас нет пустующих домов, село наше так же густо населено, как и раньше. Но живут здесь в основном теперь другие люди. Приехали сюда жить русские и нерусские переселенцы из бывших союзных республик. Приехали специалисты из других районов, когда был построен свиноводческий комплекс спецхоз «Вишневский». Приехали научные сотрудники в НИИОХ (Научно-исследовательский институт овощного хозяйства) из различных областей России. После того как руководителем местной сельскохозяйственной организации ПК «Луч» (бывший колхоз «Путь к коммунизму») стал человек с Северного Кавказа, в село приехали жить и работать многочисленные его родственники. А ведь история села – это в первую очередь история людей, которые здесь жили раньше.
Задумался я об этом, когда решил узнать историю одной могилы. Находится она в центре села, у здания нашей Спасской сельской администрации. За могилой ухаживают, надпись на ней сохранилась: «Скачков Семен Егорович 1898–1931 гг. Погиб чекист», а что за человек там похоронен, никто сказать не может.
Ежегодно 9 мая, мы все, жители села Вишневка, приходим к Спасской сельской администрации (по-старому сельский совет) на митинг. Здесь же стоит памятник погибшим летчикам. Экипаж боевого самолета в 1942 году во время боя за Воронеж разбился в соседнем селе Малиновка. Все летчики похоронены здесь. О летчиках мы знаем всё. О них говорят и на митинге, и на уроках в школе, и в школьном музее собран большой материал. А о чекисте Скачкове, чья могила находится рядом, нигде не говорится ни слова.
Цель нашего исследования – ответить на вопросы:
1. Кто же такой чекист Семен Егорович Скачков, похороненный у здания Спасского сельского совета?
2. Почему он похоронен здесь, а не на кладбище – как все люди? Как он погиб?
Первым делом мы обратились в нашу Спасскую сельскую администрацию, но там ничего о Семене Егоровиче Скачкове не знают. Посоветовали сходить к старожилам села или в архив.
Первая находка ожидала нас в Верхнехавском районном архиве. Там хранится подборка местной газеты «Заря коммунизма», которую собирают с 1947 года. В номере за 3 июня 1978 года мы нашли статью Т. Старцева «В годы великой битвы». В ней описывается собрание в Спасском сельском совете. На собрании присутствовали комсомольцы. Они выступали без всяких бумажек, цитировали слова В. И. Ленина. Среди выступающих был член партии Семен Егорович Скачков.
На собрании также были кулаки и подкулачники (так называемые «прихлебатели» кулаков), выступавшие против колхозов. Шли страстные споры, дискуссии и борьба с так называемой частнособственнической психологией. Вот отрывок из этой статьи:
«Декабрьское морозное утро. Несколько дней подряд бушевавшая вьюга ночью внезапно улеглась. Семен Егорович Скачков вышел во двор, посмотрел на ясное звездное небо и, вернувшись в хату, сказал жене:
– Сегодня обедать не жди. Будем собирать людей.
По дворам спозаранок пошли десятники.
– На собрание! – кричали они под окна.
Из каждого дома потянулись люди к большому вместительному помещению сельского совета. На собрании кулаки кричали:
– Мы хотим поставить вопрос об укреплении единоличной жизни. Дюже она нам по нраву...
– Это кто там не хочет колхоза? Кулак или его помощник? – спрашивает Скачков.
– Как хочешь называй, а в колхоз мы не пойдем. Пусть идут туда те, кто как медведь: сейчас лапу сосет, потому как у него во дворе ни кола, а в закромах и ни зерна. А мы, слава Богу, обеспечены всем, и нам лучшей жизни не надо.
И собрание загудело, словно растревоженный улей. Многие его участники пытаются заставить замолчать противников колхоза, но они не унимаются. Идет шумный спор и перебранка.
Здесь, поддавшись влиянию наиболее заядлых врагов колхозного строя, стали кричать и отдельные середняки:
– Ты чего рот зажимаешь, – противятся те. – Нынче свобода слова, чего хочу, то и говорю.
Поступило предложение – всех кто мешает проводить собрание, выдворить из помещения. За это взялись члены сельского совета и комсомольцы.
А вечером Скачков с большой радостью докладывал секретарю райкома Шержикову:
– Лед тронулся. Первый колхоз на территории Спасского сельсовета создан. Вступило 43 хозяйства, я стал первым председателем колхоза».
Так образовался первый колхоз на территории Спасского сельского поселения. В селе Спассовка он назывался Колхоз имени Революции.
Я долго размышлял о написанном в этой статье. Читается она как рассказ, а не как исторический документ. Можно ли эту статью считать историческим источником? Похоже на то, что в 1978 году люди из райкома попросили автора написать статью о создании первого колхоза. Вот он и написал. А откуда взял информацию – непонятно. Да и Скачков был на самом деле не председателем колхоза, а председателем Спасского сельского совета, мы это по документам выяснили.
А еще статья похожа на сюжет из фильма о советской деревне, где всё красиво, все рады и на всё быстро соглашаются. Но это неправда. Вступать в колхоз, конечно, агитировали. Но в то, что наших спассовцев так легко убедили объединить всех лошадей, коров и другой скот, чтобы работать вместе, – поверить трудно.
В книге «Крестьянское движение в Воронежской губернии 1861–63 гг.: Документы и материалы» (Воронеж, 1961) приводится донесение воронежского губернатора министру внутренних дел от 29 мая 1862 года. В нем описывается событие, которое произошло за 70 лет до создания колхозов. Не думаю, что внуки тех крестьян села Спассовки так уж сильно отличались от дедов. Спасские жители были тогда очень непокорными. Воронежский губернатор сообщает министру внутренних дел об отказе крестьян села Спасского Воронежского уезда переселяться на новые места жительства и о жестокой расправе над ними с помощью военной силы.
Крестьянам предложено было переселиться поближе к своему наделу за 6 верст, поскольку их владения были чересполосными с другими владельцами. Крестьяне гоняли скот или возили хлеб на гумно через чужие поля, что вызывало беспокойство у соседей. Вот что написано в этом старинном документе: «Помещик Супрунов (уездный предводитель дворянства) предложил своим крестьянам на выбор: или получить надел большой и перенести на оный свою усадьбу, или надел маленький, но рядом с прежней усадьбой.
Крестьяне отвергли оба предложения, несмотря на всю готовность помещика устроить их по взаимному с ними согласию.
Мировой посредник по ближайшему рассмотрению этого дела пришел к следующему заключению:
– На месте, предлагаемом помещиком для нового поселения, оказалось: земля отличного качества в количестве 255 десятин 803 сажени, составляющие отдельную дачу, где находился их бывший надел пахотной земли. Земля эта удобная, снабжена водопоями и состоит из двух связанных прогоном участков, включая колодцы, которые помещик устроил.
На каждую крестьянскую усадьбу г-н Супрунов обязан был выдать по 35 рублей серебром.
Крестьяне выразили недоверие и заявили, что переселяться не будут. Получив сведения об этом, я признал нужным поручить исправнику вторично отправиться в имения г-на Супрунова, с большим настоянием вразумить крестьян и высказать, чему подвергаются они, если не покорятся законному требованию.
Исполнение этих первоначальных распоряжений нисколько не уменьшило упорство, дошедшее до фанатизма.
Приведенный к сознанию, что принятые меры оказываются недостаточными, я разрешил исправнику потребовать и направить в имение Супрунова команду Воронежского батальона внутренней стражи в числе 80 солдат. И сделал распоряжение о назначении смешанной военно-судной комиссии для предания главных виновников из крестьян имения Супрунова военному суду.
Но, как и прежде, крестьяне, не обращая никакого внимания на эти доводы, выказывали только ничем непоколебимое упорство. Сельский староста встал во главе ослушников и на убеждения отвечал так: “Нас всего 25 человек, солдат много. Поднимите нас на штыки и несите. Иначе мы не пойдем”. Переселяться крестьяне не намерены, потому что свыклись с настоящими местами, на которых родились и выросли.
При производстве дела комиссия на основании законоположений приговорила: главных виновников в числе 8 человек лишить всех прав состояния, наказать шпицрутенами через 100 человек, старосту сослать в восточную Сибирь, а 7 человек в Западную на поселение».
Читая этот документ, невольно удивляешься людям: им давали по 35 рублей серебром, новый большой надел земли, вырыли для них колодцы и пруд как место водопоя для животных, помогали со строительством домов. А они противились и не хотели переселяться. Что за упрямство?
В итоге крестьяне всё же переселились. И зажили на новом месте очень хорошо.
Помещица из соседнего села Никольское Зинаида Сергеевна Соколова оставила книгу «Наша жизнь в Никольском», где описала жизнь спасских (супруновских) крестьян начала ХХ века. По ее словам, они были самыми зажиточными в округе. В 1906 г. там было 54 двора и 266 лиц мужского и 270 лиц женского пола. В 1898 году открылась первая начальная школа (Соколова З. С. Наша жизнь в Никольском. Воронеж: Центр духовного возрождения черноземного края, 2004).
А народный костюм села Спассовка хранится в Воронежском областном краеведческом музее.
Узнав так много интересного о Спассовке, мы непременно решили туда съездить. Переехали поле на велосипеде – и мы в Спассовке. Когда мы с Женей въехали туда, нас поразило то, что в этой деревне сейчас никто постоянно не живет, наведываются дачники летом, и всё. А пустые низенькие избы, в два ряда из красного кирпича, с двойными стенами, крытые железом, стоят до сих пор. Рядом с каждой избой заросший сад и огород. Вдоль дороги – старинные срубленные из дерева глубокие колодцы. Таких у нас в Вишневке нет. У нас давно водопровод.
Возле деревни Спассовки большой пруд. Всё это говорит о том, что когда-то здесь кипела жизнь.
Не могу я поверить, чтобы предки этих непримиримых спассовцев через 70 лет пошли и добровольно вступили в колхоз. Там им никто не давал по 35 рублей серебром. И дома тоже не строил.
У нас в музее я обнаружил любопытное письмо Агафьи Демьяновны Щепкиной, адресованное Зинаиде Константиновне Соколовой, дочери соседних помещиков из села Никольского Верхнехавской волости, что находится в трех верстах от Спассовки. Письмо от 21 декабря 1917 года меня заинтересовало, потому что там говорилось о моих земляках, жителях села Спассовка (Супруновка). Вот что написано в письме:
«Как там у вас с имением-то обходятся, бьют также как и у нас – всё отбирают. У нас у Малютихи отобрали, и у Паринагина отобрали, Эртелей не трогают, Константина Константиновича Соколова тоже. Для крестьян нет ничего святого сейчас. Они совсем рассудок потеряли, особенно отличаются сейчас Желдаи и Супруновцы. Супруновка решила, сговорилась вся – голодом изжить Варвару Афанасьевну. Никто не продает ей печеного хлеба. Она говорит им, что будет так служить, только чтобы кормили её, а они не хотят.
Пьянство у нас развилось – ужас как! Варят сами самогон. Карты среди крестьян все вечера проводят».
Вот такими наши спассовцы были сразу после революции. Врача Константина Константиновича не трогали – понятно почему, потому что лечил их всех; семью Эртелей не трогали, потому что Александр Иванович глава семьи, когда был жив, поддерживал крестьян, занимался попечительством. А бедную учительницу Варвару Афанасьевну со света сживали, чем она им не угодила?
И вот такие люди добровольно вступили в колхоз в 30-х годах?
Думаю – нет. Заставили их вступить туда.
После победы Октябрьской революции в 1917 году в деревнях и селах стали образовываться сельские советы как низовые органы государственной власти. По конституции РСФСР 1918 года сельские советы являлись высшей властью на объединяемой территории, избирались на 3 месяца.
Спасский сельский совет образовался в 1918 году и находился на территории Усманского уезда Воронежской губернии на основании Постановления СНК РСФСР от 24 декабря 1917 года.
Судя по протоколам партийных собраний, председатели Спасского сельского совета менялись часто. За короткий 1929–1931 период ими были Кадомский, Быстрозоров, Хрусталев, Горохов. Это говорит о том, что их работа не удовлетворяла райком. Что становилось с председателями потом – неизвестно.
Судя по документам, главным врагом в 30-х годах был кулак.
Хозяйство кулака обследовалось, облагалось твердым денежным и натуральным налогом, который постоянно возрастал. Не мог заплатить налог – хозяйство отбирали. Устраивали даже торги. Читаем объявление Спасского сельского совета (ВРА, ф. 1, оп. 1, д. 6, л. 5):
«Объявление
Настоящим доводится население и общественные организации, в том, что на 16 февраля в 19 часов назначаются публичные торги имущества Кузнецова Василия Михайловича. В счет погашения военного налога. Продается корова. Оценивается 60 рублей.
Желающим принять участие просьба таковым прибыть в с/с к указанному сроку.
Председатель Кадомский».
Читаем другой документ Спасского Сельского совета по описи имущества на предмет раскулачивания за неуплату сельскохозяйственного налога:
«Михайлов Дмитрий Иванович:
1. Хата деревянная, соломой крыта – 1,70 руб.
2. Сарай рубленный – 1,30 руб.
3. Ларь – 3 руб.
4. Корова – 1 шт, овцы 3, ягнята-2, куры – 12
Швейная машинка – 1, настенные часы – 2 руб.
Итого 24 позиции на 258 руб.
Подписи: Член Спасского с/с Андрей Егорович Скачков (брат Семена Егоровича
Скачкова) и Кудинов Дмитрий Васильевич» (цит. по кн. Смирных В. Такое было время. Воронеж, 2011).
Что пережили люди, нажившие небольшое имущество своим трудом, – можно себе представить. Некоторые пытались свой скот истребить, лишь бы не досталось колхозу. Чтобы таких случаев не было, представители Сельского совета проводили свои расследования. Читаем документ:
«Акт
Сего 24 февраля 1931 года составлен настоящим акт они же следующие присутствовали понятые члены с/с Кудинов Дмитрий Васильевичи и Скачков Андрей Егорович и земельный уполномоченный Соколов Андрей Николаевич. Спасский с/с пос. Владимировка
Была зарезана овца. Причина – была обнаружена рана под передней лопаткой до легких. Нанесена коровой. К сему подписываемся члены с/с.
Подписи: Кудинов Дмитрий Васильевичи
Скачков Андрей Егорович» (ВРА, ф. 1, оп. 1, д. 6, л. 20).
После раскулачивания, отобрав всё имущество, в колхоз не брали. Как жить бедному крестьянину? Чем детей кормить?
Вот что рассказывает Татьяна Тихоновна Долгих, жительница села Вишневка: «Мы жили в Спассовке. Семью нашу раскулачили, отца отправили в тюрьму, отобрали всё, начался голод. Самое страшное было то, что в колхоз нас работать не брали, как бы мама не уговаривала председателя. Однажды поздней осенью, когда не хватало рабочих рук в колхозе убирать сахарную свеклу, председатель неожиданно позвал маму. Она бегом побежала на работу, успев накинуть косынку на мокрую голову (она только что помыла волосы). Когда ночью мама вернулась домой, её косынка примерзла к голове».
Думаю после таких методов борьбы с кулаком у жителей выступать против коллективизации желания не было. Читая документы тех лет, понимаю, что лучше всего в то время было быть бедняком, на худой конец – середняком.
Верхнехавский район в 30-х годах ХХ века, как и сейчас – сельскохозяйственный. Здесь в основном выращивают зерновые культуры, сахарную свеклу и подсолнечник. Население района в указанный период – 60 тыс. человек. Классовое расслоение населения следующее: «В районе имеется 129 пунктов. В коих проживают бедняцких хозяйств – 2978, середняцких – 7461, кулацко-зажиточных – 641.
В прошлых годах районный бюджет имел дотацию от облисполкома. Впервые, в этом 1931 году будет переводиться из района в бюджет области 109300 рублей» (Характеристика В-Хавского района // ГАОПИ ВО, ф. 46, оп. 1, кор. 2, ед. хр. 29, с. 20).
Откуда взялись эти деньги? Верхнехавский район не мог разбогатеть так быстро. Думаю, деньги эти появились в результате политики хлебозаготовок. Это – раскулачивание, высокие налоги и первые колхозы, которые весь урожай сдавали государству. Думаю, крестьянам в результате этой политики было хуже, чем крепостным. Вот такое было время...
Но вернемся к нашему герою – Семену Егоровичу Скачкову. На обелиске надпись: «Погиб чекист». Кто такой чекист?
В толковом словаре Т. Ф. Ефремовой (2012) дается определение: «1) Работник ЧК (Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, существовавшей в Российском государстве в 1918–1922 гг.). 2) разг. Работник органов государственной безопасности (в СССР)».
В школьном музее мы нашли записи без имени автора, на трех альбомных листах с аппликациями, написанные детским почерком, предположительно учеником 5–7 класса нашей школы. Это текст о Семене Егоровиче Скачкове: «1899–1931. У мальчика были большие привязанности к учебе. Когда Семен пошел в первый класс, то почувствовал, что теперь имеет обязанности, которые должен выполнять. Так об этом он говорил сам. Семен проучился в школе сельской 4 года и поступил в Воронежскую гимназию. Учеба ему давалась легко. Он читал запрещенную литературу тайком. У него было много друзей, которым он доверял свои секреты, запрещавшиеся в то время. Часто он выступал на собраниях, высказывал свои вольнолюбивые мысли и получал за них выговора и предупреждения. Закончив успешно гимназию, Скачков возвратился в родные места. Сначала он работал чекистом далеко от родных мест, но когда началось образование колхозов, он возвратился домой. Скачков стал председателем Сельского совета. Он провел огромную агитацию среди крестьян, и это имело огромное значение, так как крестьяне благодаря ему очень многое поняли. Вместе с отцом Семен кулачил богатеев, отбирал хлеб для крестьянских нужд».
Дату написания этого документа мы определили по почтовой открытке, которая была приклеена к тексту, видимо для красивого оформления. Открытка была вырезана и приклеена плохо. На обороте мы легко увидели дату – «1973 год». Откуда же у ученика нашей школы была такая информация? В архиве он не был, статью Старцева (опубликованную в 1978 году) тоже читать не мог.
Могилу Скачкова как раз в это время перенесли от Спасской школы к зданию Спасского сельсовета. Возможно, эти записи на трех альбомных листах были ученическим докладом на школьном пионерском собрании.
Думаю, что эти биографические сведения сохранялись в памяти учеников нашей школы, а их источником были родственники чекиста. В архивных документах, относящихся к периоду после смерти С. Е. Скачкова, встречается имя его брата – члена Спасского сельского совета Андрея Егоровича Скачкова.
Мы решили провести свое расследование и выяснить, как именно погиб Семен Егорович Скачков. Так как это было убийство, мы подумали, что в архиве МВД это дело есть, и нам его любезно предоставят. Сделали запрос. Прошло 8 месяцев. Молчание.
В школе мы нашли альбомные листы, на которых кто-то из пионеров сделал запись: «В селе проживал кулак Павел Андреевич Анохин, который возненавидел Семена Скачкова. Их семью раскулачили, и Павел сошел с ума. Он поджег свой сарай с намерением убить Скачкова. Все сбежались на пожар, и Скачков конечно прибежал тоже, и стал тушить. Но вместо того, чтобы затушить огонь кулацкий сын схватил топор и кинулся на Скачкова. Скачкова сразу же отправили в районную больницу с тяжелой раной, а кулака посадили в тюрьму».
В уже цитированной нами статье Т. Старцева, опубликованной в районной газете «Заря Коммунизма», об этом написано более красочно: «Как-то глубокой ночью в окна хаты Скачкова проникло зарево пожара. Враги подожгли конюшню. Скачков побежал тушить. Стал выгонять лошадей. Сбежались на помощь колхозники. Всех лошадей спасти удалось. Пожар вскоре был потушен. Кругом стоял народ. Усталый, с ожогами, шатаясь, Скачков подошел к нерасходившемуся народу. Он что-то хотел сказать. И в это время ему на голову опустился топор и председатель погиб.
Так оборвалась жизнь замечательного человека, одного из самоотверженных борцов за победу социалистического строя, которых потом Леонид Ильич Брежнев назвал “героями великой битвы”. Среди тех, кто участвовал в похоронах погибшего от руки врага, был школьник Спасской школы Долгих Василий Павлович. Позже, когда вырос, он стал председателем Спасского сельского совета. Он помнит, как навзрыд провожали в последний путь самого главного вожака, открывшего счастье в жизнь. Похоронили у Спасской школы».
К нашему счастью, Василий Павлович Долгих, житель села Вишневка, родившийся в 1924 году, жив. Он помнит про то, как школьники ухаживали за могилой. Но причину смерти указал другую: «В деревне ходили слухи, что Анохин убил Скачкова, приревновав к своей жене, а про то, что “провожали навзрыд в последний путь самого главного вожака, открывшего счастье в жизнь”, – ничего не помню. Могила рядом со школой была, но был слух, что похоронили там не Скачкова, а положили просто деревяшку».
Намереваясь найти доказательства убийства Скачкова, мы обратились в Воронежский архив общественно-политической истории. Работники архива предложили нам просмотреть документы не только за 1931 год – год убийства Скачкова, но также изучить документы за соседние – 1929, 1930 и 1932 годы, объяснив из опыта своей работы, что обелиск с надписью могли поставить гораздо позже времени убийства и перепутать даты.
В нашем случае так и оказалось. Все документы, касающиеся убийства Скачкова, были за 1930 год. А на обелиске год смерти – 1931.
Читаем архивный документ – «Протокол пленума В-Хавского ВКП(б) Усманского округа 15 апреля 1930 года» (ГАОПИ ВО, ф. 46, оп. 1, ед. хр. 21, с. 64): «Всех присланных рабочих в счет 25.000 использовать в колхозах. Т. Терехова командировать в Спасский колхоз. Председателя колхоза т. Певейкина снять с работы как за бездеятельность, о чем сообщить ОК ВКП(б)».
Возможно, Певейкин и был первым председателем колхоза в Спассовке. Этого человека сняли в связи с убийством Скачкова – «за бездеятельность», и направили туда другого более верного социалистическому строю человека. Позже собрали по этому случаю еще один пленум. «Протокол пленума В-Хавского ВКП(б) Усманского округа 12 мая 1930 г.» (ГАОПИ ВО, ф. 46, оп. 1, ед. хр. 21, с. 93):
«Информация об убийстве председателя Спасского с/с.
Обязать АПО мобилизовать 3 человека для агитационной работы в Спасский сельсовет для освещения борьбы и для разъяснения убийства как террористического акта исходящего от кулачества. С таким же заданием бригады послать по другим сельсоветам. Провести работу по закреплению и увеличению Спасского колхоза, для чего необходимо ускорить туда командировку т. Хрусталева в качестве председателя сельского совета. Разработать по ячейкам директивы о разъяснительной работе по случившемуся террористическому акту среди коммунистов, КСМ и батрацко-бедняцкому населению.
Обязать партийные ячейки и членов ВКП(б) особенно внимательно следить за политическим настроением и кулацкими группировками на селе давая об этом сведения РК каждые 10 дней. Обязать судебно-следственные органы срочно расследовать факт террора и принять необходимые меры для ускорения по расследованию. Поручить фракции РИК выявить возможность помощи семьи убитого.
Обязать фракции РИК и сельский совет срочно проверить документы возвращающихся кулацких детей и выданные на них родственные обязательства. Категорически предупредить сельский совет не выдавать справок кулакам».
Да, переполошились коммунистические органы. Райком дал задания всем бороться против кулака. АПО – это, вероятно, агитационно-пропагандистский отдел, КСМ – Коммунистический союз молодежи (комсомол), РИК – районный исполнительный комитет. (Вообще в документах очень много сокращенных названий, над которыми нужно долго думать, чтобы расшифровать).
Но, самыми интересными оказались воспоминания наших местных бабушек об этом событии.
Из воспоминаний Марии Ивановны Волостных, жительницы села Вишневка, 1931 года рождения: «Могила Скачкова раньше находилась в селе Спассовка у Спасской семилетней школы. Мы когда были детьми, ухаживали за могилой. Там всегда лежали цветы. В конце 60-х годов ХХ века Спасский сельский совет перенесли в село Вишневку, старую Спасскую школу разобрали, а в 1971 году построили новую Спасскую среднюю школу, только уже в Вишневке. Название школы и сельского совета менять не стали. Перенесли в Вишневку и могилу Семена Егоровича Скачкова».
Этим объясняется путаница с названием нашей школы. Живем мы в Вишневке, а школа называется Спасская. О самом Скачкове Мария Ивановна сказала, что он чекист, а зарубил его топором местный кулак Анохин.
Из воспоминаний Надежды Павловны Деревенских, жительницы села Вишневка, 1922 года рождения: «В 30-х годах, когда повсеместно стали создаваться колхозы, многие жители не захотели в них вступать. Их начали раскулачивать.
В этом раскулачивании участвовал Скачков. Люди тайно его ненавидели, ведь он был председателем Спасского сельского совета, агитировал всех вступать в колхоз и особенно жестоко относился к “раскулаченным”. А когда один из “кулаков”, Павел Андреевич Анохин, ударил его топором по голове, после чего Скачков умер в больнице, народ в душе считал Анохина героем. Хотя говорить об этом все боялись, поэтому пришлось писать, делать и говорить совсем другое».
Из воспоминаний жительницы села Вишневка Анны Максимовны Зубаревой: «Я своими глазами видела, как нашего председателя на дрожках [легкая телега] везли в Хаву [районный центр] в больницу. Голова у него была перемотана большим слоем бинта. Он лежал и не двигался. Дрожки ехали быстро мимо нашего дома. Люди выскочили из своих домов, смотрели, не понимали, что произошло.
Скачков участвовал в раскулачивании нашей семьи. Я его хорошо запомнила, мне было 10 лет. Дом наш деревянный разобрали, бревна увезли в Марьевку, в коммуну. Нам только баню оставили, мы в ней до войны жили. Отца моего арестовали, а потом расстреляли. Поэтому, когда я увидела Скачкова с перевязанной головой, подумала: “Поделом тебе!” Его до Хавы не довезли, он по дороге умер.
Позже я услышала, как всё было. Его зарубил топором Анохин Павел Андреевич. Его Скачков кулачил. Детей на снег выгнали. Лошадей забрали. Его Скачков пытался в колодец скинуть – за то, что он драться лез. Поэтому Павел Андреевич затаил злобу, отомстить хотел. Когда пожар начался, конюшня горела (кто поджег, неизвестно, говорили – Анохин), Скачков, как председатель Спасского сельского совета, прискакал на лошади тушить. Когда пожар потушили, и всё успокоилось, Анохин схватил топор и ударил Скачкова по голове. Поделом ему было, поделом! Но никто так не сказал. Молчать нужно было.
Я часто об этом думаю. Когда вспоминаю отца, как его почти после ареста расстреляли, а моя мама в Воронеж ездила целый год – передачи ему возила в тюрьму. Как сестре “волчий билет” дали, как мы жили в своей бане, да и то нам еще не сразу ее дали, мы первое время по родственникам мыкались.
Думаю, что таким, как Скачков, не обелиск нужно ставить, а в яму выкинуть как моего отца в Дубовке».
***
Сейчас Спассовка – вымершая деревня. Куда делись люди? Почему люди оставили эту деревню и переселились в близлежащую Вишневку, или уехали в Воронеж, или на железнодорожную станцию «Графское»? А ведь жители Спассовки были самыми зажиточными в округе.
Эта деревня дала название нашей школе и нашему поселку. Почему всё перенесли в Вишневку? Думаю, скорее всего потому, что Вишневка имеет более удобное географическое положение. Она находится на трассе Воронеж – Верхняя Хава, а Спассовка, не имевшая нормальной дороги, осталась в стороне.
А еще в Вишневке находится правление колхоза, фермы. Здесь построен свиноводческий комплекс «Вишневский». А вокруг старой Спассовки одни поля и никаких производственных предприятий.
Повлияло ли раскулачивание на процесс переселения? Думаем, нет. Раскулачивание было тогда во всех деревнях.
Зачем похоронили Скачкова рядом со школой, а не на кладбище? Думаю, в советский период разрушали все церкви, но религией сделали новую идею – социализм или коммунизм. А вместо церквей придумали «святые места» – в виде могилы Скачкова, чтобы люди поклонялись и верили. Только у местных жителей была как бы «легальная» правда и «нелегальная». Но правда ведь – одна.
С результатами нашего исследования мы решили ознакомить нашу Спасскую сельскую администрацию. Наивно думали, вот мы им всё расскажем, и они скажут, какие мы молодцы – правду узнали.
Да, нас там похвалили. Но дали понять, что лучше не надо ворошить прошлое.
Но что же думать по этому поводу нам? Какое-то смятение охватывает. Кто же такой Семен Егорович Скачков? Герой или злодей?
Он раскулачивал людей, жестоко обращался с кулаками и с их семьями, вынуждал людей вступать в колхоз.
Но вместе с тем боролся за колхозное добро, хотел построить новую жизнь. Скачков выполнял поручения райкома и не щадил себя. Он не отсиживался дома, когда горела конюшня. И в итоге получил топором по голове...
Жалко этого человека. Жалко кулаков, ведь кулак, по сути дела, самый трудолюбивый, умелый и хозяйственный человек на деревне, а его превратили в главного врага государства и с ним постоянно боролись.
Также мы заметили, что государство всё время с кем-то и за что-то боролось: то с кулаками, то с «вредителями», то за хороший урожай, то за новую жизнь.
Жалко всех людей, которые жили в то время и испытали на себе все ужасы этой системы.