Утром 18 сентября была поставлена точка в дискуссии о мигрантах. На тему – они должны быть рыночными или же планово-государственными? Дискуссия велась где угодно – перед выборами мэра Москвы, на Валдае, на "Эхо Москвы". Ответ: они могут быть только планово-государственными.
17 сентября
Б.Титов предложил легализовать работающих в России мигрантов. Ему сразу ответили с разных сторон и об этом в Полит.ру уже написано М.Захаровым. А наутро эта тема была закрыта правительством. Вот чуть больше контекста, чтобы результат стал понятнее во всей его конкретности.
Вообще, тематика рассуждений на тему мигрантов преимущественно идеологическая , так что о ней рассуждают преимущественно в общих словах и вне конкретных рамок. Скажем, И.Яровая ответила Титову в том духе, что его предложение "противоречит интересам граждан России, интересам общественной безопасности". В чем именно противоречит – не так, чтобы пояснила. Разве что сказав, что это предложение противоречит законодательству, хотя, собственно, Титов и предлагал изменить законодательство. Или по той же теме высказался глава ФМС К.Ромодановский, хотя мог бы этого и не делать. Потому что в данном месте исторического процесса его точка зрения не может быть существенной: ему в ведомство на работу мигранты не нужны, его дело – работать согласно закону.
Даже на Валдае С.Собянин говорил об этом. Про его словам, "возможными путями решения проблемы незаконной миграции в столице является упорядочивание ситуации на границе и введение визового режима для въезда в Москву мигрантов из безвизовых государств". Потому что "любой неуправляемый поток создает проблему". Собянин сослался на своих экспертов, которые сообщают ему, что в Москве сейчас 600 тысяч мигрантов, и около 400 тысяч из них работают незаконно.
Участники Валдая успели высказаться и по поводу идеи Титова. По мнению экс- главы МИД Киргизии Иманалиева, Россия лишь выиграет от легализации приезжих, поскольку "значительные финансовые средства, задействованные в схемах с нелегальной миграцией, выйдут из тени". Экс-президент Молдавии Лучинский произвел очень свежую мысль о том, что люди, приезжающие в любую страну, должны подчиняться ее законам. Впрочем, он уверен, что сами нелегальные мигранты охотно согласятся выйти из тени.
Бывший заместитель помощника министра юстиции США Герсон был самым конструктивным: "Внимание к каждому конкретному случаю требует больших административных ресурсов, легче депортировать, чем задавать вопросы". А главный редактор и руководитель отдела "новая Европа" итальянского инфорагентства TMNews Москателли уточнила, что инициатива Титова может сработать только в таких странах, как США или Россия, где очень много именно трудовых мигрантов. Потому что: "В Европе очень распространен тип мигрантов-беженцев. Они стремятся в страну за новой жизнью, их очень много в Италии. Амнистия для таких людей грозит Европе большими рисками".
Тут да, наблюдается сходство итальянского мнения с российским, Ромодановский же тоже сказал, что "однозначно амнистии быть не может для тех, кто с непонятными целями слоняется и нарушает наши правила". Впрочем, тут он как раз противоречит итальянской точке зрения, согласно которой России это будет полезно.
18 сентября
В полном соответствии с тем, что идеология - это одно, а реальность – совсем другое, на утро появились два сообщения по теме и даже не понять, какое из них характернее. Похоже, общую тревожность официальных лиц лучше выражает это: "Заксобрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму законопроект, обязывающий фотографировать всех без исключения иностранцев, которые приезжают в РФ на безвизовой основе, а также брать у них отпечатки пальцев".
Там предложены изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Сейчас иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Эти сведения должны вноситься в банк данных, где содержится информация о трудовой деятельности иностранцев на территории РФ. Норма не распространяется на высококвалифицированных специалистов. А идея из СПб предлагает дактилоскопировать и фотографировать всех иностранцев, которые въезжают в Россию в безвизовом порядке. В общем, привет туристам из как бы братской Украины и др. безвизовых стран.
Но это был что ли общий климат официального отношения к приезжающим. Конкретная точка в дискуссии вот: "Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил правила подготовки предложений, определяющих потребность в привлечении иностранных работников, утверждения квоты на выдачу приглашений на въезд в страну и разрешений на работу".
Текст, как уж водится, волшебный по стилю: "В соответствии с новыми правилами, Минтруд России должен будет не позднее 15 ноября соответствующего года представлять в правительство проект акта об определении потребности в привлечении в РФ иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на очередной год. Резерв квот устанавливается в размере не более 30 проц согласованных предложений органов государственной власти субъектов о потребности в привлечении иностранных работников.
Правила также предусматривают порядок действий в случаях возникновения потребности в дополнительном привлечении в страну иностранной рабочей силы или в сокращении размера ранее установленной потребности. При этом определено, что соответствующие предложения могут быть внесены в правительство не позднее 15 ноября года, на который утверждены квоты, а распределение скорректированных квот по субъектам осуществляется Минтрудом".
Для сравнения то, что предлагал Титов:
"Задача государства не в том, чтобы затруднить доступ на наш рынок труда иностранцам, а в том, чтобы все они были надлежащим образом легализованы. И помогут здесь не запреты и карательные меры, а, напротив, максимальная либерализация получения разрешений на работу. Почему бизнес идет на риски и имеет дело с нелегалами? Да потому, что оформлять их, следуя букве закона вплоть до запятой, - страшная головная боль. Неслучайно из въехавших в прошлом году на территорию России 15,88 миллионов человек , разрешение на работу получили лишь 1,34 миллиона.
Объясните, зачем сезонному рабочему приехавшему, к примеру, на сбор винограда учить русский язык? Или квоты на мигрантов? Ничего более неразумного придумать нельзя. Как предприниматель может предсказать урожай или спрос на жилье в следующем году? А квоты предписывают –тебе положен такой максимум, выберешь его – вертись, как хочешь. Единственное к чему, это приводит – к росту коррупции. Или те же медсправки? Зачем их требуют, если не существует реальных инструментов проверить их достоверность? Опять же это ведёт лишь к вымогательству денег".
Соответственно, предложение состояло ровно в том, чтобы бизнес сам определял, сколько и каких мигрантов ему надобно. Чтобы быстро получать для них разрешения на работу, но и контролировать их возвращение на родину после истечения трудового контракта. То есть, предлагался рыночный подход к регулированию данной проблемы. Ну, издержки понятны – так ведь и сама рыночная деятельность требует соответствующих регуляторов.
В итоге с 17 по 18 произошел мгновенный ответ на вопрос о форме хозяйствования по теме "мигранты": какими они должны быть, частными или государственными? Ответ – только государственными, только плановыми. Ну, в общем, это был отчасти и ответ на тему нюансов системы хозяйствования как таковой: чтобы рынок тут не очень-то.