будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Владимир Путин Татьяна Голикова здравоохранение в России
Май 12, 2025
Страна
Власов Василий

Государство может поделиться расходами на здравоохранение

Государство может поделиться расходами на здравоохранение
800-600_JIsTxs4
Врачи во время операции. Источник: pixabay.com

Эксперты ВШЭ предлагают ввести добровольный сбор с населения на оказание улучшенных услуг в сферах образования и медицины, передает информационное агентство РБК. По заключению экспертов, введение сбора позволит в ближайшие годы привлечь средства, эквивалентные 2–3% доходов населения.

По словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, опросы двух последних лет показали, что россияне готовы доплачивать за бюджетные услуги более высокого качества, причем финансировать повышение качества услуг в сферах образования и здравоохранения согласились 41% респондентов. В то же время он отметил, что софинансирование может сломать «хрупкое социальное равенство» и население с малым доходом лишится возможности получать высококачественные дорогие медуслуги.

Вводить соплатежи нужно, но при этом необходимо учитывать риски, полагает Кузьминов. Он предложил подумать над введением дополнительно финансируемых государством программ, направленных на поддержку незащищенных слоев населения, пишет газета «Ведомости».

 
Пенсионер / pixabay.com

Президент России Владимир Путин также уделил внимание этой теме. Он заявил, что каждый человек должен понимать ответственность за собственное здоровье, и предложил разграничить бесплатную медпомощь и услуги с привлечением софинансирования, передает «Ведомости».

Директор НИФИ Минфина Владимир Назаров высказал предложение о том, как добиться повышения ответственности россиян за свое здоровье. По его мнению, добиться этого можно, привязав социальные взносы к диспансеризации: если человек ее не прошел, то должен платить за лечение. Однако такой подход потребует больших административных усилий, отмечает издание.

В то же время вице-премьер Ольга Голодец заявила журналистам, что вопрос о софинансировании системы здравоохранения еще не обсуждается. «У нас такого вопроса нет, мы его не обсуждаем», – приводит слова Голодец, принимавшей участие в заседании попечительского совета инновационного центра «Сколково», газета со ссылкой на информационное агентство «Интерфакс».

Добавим, что проблема введения платных дополнительных медицинских услуг в России все же в том или ином контексте обсуждалась достаточно давно. В частности, в одном из регионов даже проводился эксперимент, в ходе которого гражданам предлагали возможность пользоваться не только бесплатной медицинской страховкой, но и платной, с помощью которой можно было получить доступ к медицинским услугам лучшего качества и более широкого спектра. Однако эксперимент показал: граждане не склонны тратить деньги на расширение спектра медицинских услуг. Процент тех, кто приобрел такую страховку, оказался ничтожным.

Побеседовать об этой идее с «Полит.ру» согласился Власов Викторович, профессор НИУ ВШЭ, президент Общества доказательной медицины. По его оценке, подобный подход может привести к тому, что граждане в силу малой обеспеченности перестанут пользоваться медицинской помощью – что, в свою очередь, окажется хуже для страны в долгосрочном периоде.

«По Конституции Российской Федерации граждане должны получать мединцинскую помощь бесплатно в государственных муниципальных медицинских организациях. Обратим внимание, что речь идет о системе здравоохранения, которая финансируется из двух основных источников: из бюджета, который принадлежит народу, и из денег, собранных в Фонд обязательного медицинского страхования, который тоже принадлежит народу.

 
Врачи скорой помощи / АГН "Москва" / фото: Ермаков Дмитрий

Идея строительства этой системы заключалась в том, что туда должно собираться достаточно денег для того, чтобы эту медицинскую помощь обеспечивать. Однако государство финансирование из бюджета систематически сокращало в течение последних 20 или даже больше лет. Сборы в Фонд обязательного медицинского страхования при этом несколько увеличивались. Но в целом финансирование здравоохранения оставалось на недостаточно высоком уровне.

Кроме того, деньги из Фонда обязательного медицинского страхования – а сейчас почти все деньги идут через него – расходовались чрезвычайно неэффективным образом и продолжают расходовать очень неэффективно. В совокупности неэффективное расходование и недостаточное количество денег приводит к тому, что качество медицинской помощи оказывается недостаточно высоким по очень многим показателям. Многие медицинские вмешательства до сих пор недоступны гражданам, а первичная медицинская помощь во многих местах имеет очень низкое качество.

Отсюда начинается поиск денег, и этот поиск начинается не в том месте, где денег много (например, в расходах на органы насилия и боевые действия в Сирии), а начинается он там, где деньги легче отобрать. Легче же их отобрать у граждан. Беда заключается в том, что у граждан денег очень мало, и они сегодня уже тратят много средств на медицину. Сегодня наши граждане тратят их больше, чем в большинстве стран мира – доля личных расходов граждан очень велика. И прежде всего эта доля складывается из расходов на лекарства.

Наша система здравоохранения не предоставляет лекарства при амбулаторном лечении, и это – ее большой дефект. Когда говорят о том, что надо с людей собрать деньги на медицину, забывают, что люди и так тратят большие деньги на лекарства. В этом смысле, на мой взгляд, разговор о введении со-оплаты медицинских услуг или дополнительной их оплаты является прежде временным. Нужно сначала создать полноценную систему, в которой будут предоставляться лекарства, а потом уже говорить о со-оплате.

Думаю, что разговоры об этом идут именно потому, что хочется, не снижая расходов на, к примеру, капитальный ремонт авианосца «Адмирал Кузнецов», при этом еще и что-то улучшить. Но улучшить хотят за чужой счет. Подчеркиваю: я думаю, что граждане России вряд ли в случае реализации этих предложений пойдут на баррикады – они просто перестанут получать медицинскую помощь. И это в конце концов будет хуже для страны. Я думаю, что движение в этом направлении обречено на неудачу», – сказал Василий Власов.

Власов Василий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).