Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» опубликовали очередной, 15-й выпуск Рейтинга политической выживаемости губернаторов. Он выпускается с 2007 года, основная цель рейтинга — оценить вероятность сохранения действующими главами регионов своих постов.
Оценка вероятности сохранения губернатором своего поста в течении года дается по пятибалльной шкале, где 1 — минимальная оценка, а 5 — максимальная. Для более точно разбивки на группы, как в школе, баллы имеют градацию: например у главы Дагестана Рамазана Абдулатипова стоит 4−, а у губернатора Ростовской области Василия Голубева 4+.
Оценки выставляются группой экспертов, которая от рейтинга к рейтингу меняется не очень заметно. Ситуация в Крыму и Севастополе не оценивалась.
Предыдущий рейтинг был опубликован 3 декабря и с тех пор позиции губернаторов несколько ухудшились. Из тех, кто смог пережить зиму на своем посту, среднее падение рейтинга оставило примерно 0,34 балла, то есть тот самый «маленький» плюс или минус. Средний российский губернатор имеет неплохую оценку шансов на сохранение своего поста, где-то между 4 и 4−, так что довольно просто понять, у кого позиции выше среднего, а у кого — ниже. Стоит отметить, что у медианного российского губернатора дела обстоят чуть лучше, его будущее оценивается на 4 балла.
Таким образом можно сказать, что самый типичный российский губернатор в мае 2015 имеет оценку в 4 балла, а в декабре 2014 у него было 4+. Интересно, что регионов с такими губернаторами всего два. Это Приморский край во главе с Владимиром Миклушевским и Кабардино-Балкария, которую возглавляет Юрий Коков.
Учитывая то, что в среднем оценки губернаторов снизились, интересно посмотреть на тех, чей рейтинг вырос больше всего.
Достаточно внезапно на целый балл поднялся рейтинг калининградского губернатора Николая Цуканов — с 2+ до 3+. В сентябре в регионе пройдут выборы, и одно этого говорит не в пользу главы области: сильные руководители добиваются досрочных выборов. Также среди отрицательных сторон — провал на муниципальных выборах в Балтийске, где без административного ресурса «Единая Россия» 24 мая не смогла провести в горсовет ни одного депутата, а также общий дефицит достижений. Но сильные стороны Цуканова, очевидно, экспертам понравились не меньше: это длительная способность к политической выживаемости, ослабление местной оппозиции и отсутствие притязаний на регион со стороны федеральных элит.
Глава Чувашии Михаил Игнатьев также улучшил оценку на балл: с 3− до 4−, главным образом за счет отсутствия активности со стороны оппонентов. В сентябре и ему предстоит пройти через выборы. Их плановость, с одной стороны, плохо влияет на рейтинг, а с другой, без соперников любые выборы идут только во благо.
Благодаря назначению досрочных выборов резко, с 3 до 4 баллов, улучшил свои позиции губернатор Омской области Виктор Назаров. Его перспективы омрачает некоторые нерешенные вопросы с «Газпром нефтью», которая владеет местным крупнейшим НПЗ, а также традиционно высокая активность местных элит.
Одновременно с 4− до 5− выросли рейтинги двух губернаторов: глав Кузбасса Амана Тулеева и Тульской области Владимира Груздева. Оба они хорошо контролируют ситуацию в регионах и популярны среди жителей. Но Тулееву уже 71 год и он не застрахован от проблем со здоровьем, а у Груздева есть достаточно влиятельные оппоненты на федеральном уровне.
И, наконец, на вершину рейтинга взобрался губернатор Камчатского края Владимир Илюхин: еще зимой у него было 4 балла, а сейчас все 5. Действительно, шансов потерять свой пост у него практически нет: в крае назначены досрочные выборы, каких-то очевидных провалов и конфликтов у него нет. Значимых достижений у Илюхина нет тоже, но это в современных условиях не так важно.
Самое резкое падение рейтинга показал глава Свердловской области Евгений Куйвашев, с 4 баллов до 2+. Его позиции подрывает внутриэлитные конфликты, критика со стороны ОНФ, который, кстати, все чаще пытается вмешиваться в жизнь крупнейших регионов, а также отсутствие досрочных выборов.
С 2+ до 1 балла снизилась оценка главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова. Он сам публично заявлял, что не собирается идти на новый срок, а его установленные законом полномочия истекают в июне 2015 года.
Еще восемь губернаторов потеряли по баллу, при том что получили балл главы всего шести регионов. Но, пожалуй, намного интересней снижение рейтинга Рамзана Кадырова: он за полгода потерял чуть меньше балла, его оценка снизилась с 5− до твердой 4. Конечно, эксперты отметили то, что он имеет федеральную поддержку и контролирует ситуацию у себя в республике. Но в последнее время Кадыров постепенно погружается во внутриэлитные конфликты, с ним связано все больше резонансных ситуаций. Ко всему добавляются трения с главами соседних республик, связанные с претензиями на лидирующие позиции на всем Северном Кавказе.
Надо сказать, что если с 5 баллами губернаторы и покидают свой пост, то в связи с получением федеральной должности или назначением в другой регион. А с 4 и 3 баллами губернаторы имеют примерно равные шансы добиться продления полномочий и потерять свой пост. У «троечников», правда, почти нет шансов получить новое статусное назначение, но вряд ли это волнует, например, региональные элиты. Впрочем, шансы на продление полномочий не теряют и «двоечники», за семь лет существования рейтинга девять губернаторов с таким рейтингом были переизбраны или переназначены.
Интересно, что одним из самых часто встречаемых причин для снижения рейтинга губернаторов являются проблемы с пригородными железнодорожными перевозками. От отмены электричек пострадали глава Вологодской области Олег Кувшинников (3 балла вместо 4), губернатор Забайкалья Константин Ильковский (3 вместо 4−) и даже губернатор Воронежской области Алексей Гордеев (4− вместо 5−).
Вообще же, судя по рейтингу, к отставке стоит быть по крайней мере шести губернаторам с рейтингом 3− и ниже. Помимо упоминавшихся глав Северной Осетии и Свердловской области это два губернатора с рейтингом 2 балла и два с рейтингом 3−.
По 2 балла у глав соседних Тверской и Ярославской областей, Андрея Шевелева и Сергея Ястребова соответственно. У Шевелева достоинств нет никаких, а недостатки налицо: низкая популярность, слишком маленький управленческий опыт, а также отказ Москвы от проведения в области досрочных выборов. Недостатки Ястребова — низкая популярность у населения и недостаточный авторитет среди элит. Зато есть хоть какие-то плюсы: «симметричность принятому в регионе политическому стилю» и отсутствие провалов в экономике.
На 3− работают главы Новосибирской области Владимир Городецкий и Пермского края Виктор Басаргин. Достижение Басаргина — связи на федеральном уровне и низкая долговая нагрузка, которая, кстати, в последнее время увеличивается. Минусы показались экспертам более значимыми: это острые внутриэлитные конфликты, все повышающаяся активность оппонентов и дефицит достижений. Похожие проблемы и у Городецкого: слабый контроль за элитами и дефицит достижений. Зато его только в 2014 году избрали губернатором, что все-таки дает некоторый запас прочности.
В целом же эксперты отмечают, что региональные администрации в целом прошли испытание экономическим кризисом, предотвратили серьезное ухудшение социально-экономической ситуации и не допустили обрушения собственных и федеральных рейтингов поддержки. При этом укрепления политического веса губернаторов тоже не происходит: тут и усиление влияния силовиков, которое отмечается и в других рейтингах, и сохранение контроля за многими процессами бывшими губернаторами, что не позволяет развернуться новым начальникам.